Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 17:17, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе современных неоклассических теории государственных финансов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать теории государственных финансов российских экономистов; рассмотреть западные теории государственных финансов; рассмотреть неоклассические теории финансов; проанализировать современную неоклассику.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ……
1.1. Теории государственных финансов российских экономистов …………………………………………………………
1.2. Западные теории государственных финансов ………
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ...
2.1. Неоклассические теории финансов …………………
2.2. Современная неоклассика ……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …..…………………………
Неинституционализм. Развитие неоинституционализма способствовало переосмыслению роли государства, вмешательство которого нео институц и он ал исты оценивали с позиций снижения экономической эффективности рыночного механизма. Так, известная теорема (I960) РональдаjКоуза (р. 1910) ставит под вопрос границы государственного вмешательства в экономику с помощью финансовых инструментов, Институциональная теория рассматривает невозможность развития сложных форм обмена без активного участия государства, которое должно состоять в спецификации прав собственности и юридическом и финансовом обеспечении выполнения контрактов, Обладая монополией на применение насилия по отношению к хозяйствующим субъектам, государство может перераспределять права собственности и в свою пользу, что позволяет ему присваивать значительную часть доходов общества и создавать для этого неэффективные институты.16 Так появляются группы собственников с особыми интересами, заинтересованные изменять «правила игры» в свою пользу для получения политической ренты.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
2.1. Неоклассические теории финансов
Неоклассические теория финансов – система знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Акцент в рамках этой теории делается прежде всего на обобщение, объяснение, прогнозирование и формирование тенденций в управлении финансами фирмы как основного системообразующего элемента рыночной экономики. В приложении к финансам фирмы упомянутая триада поддается весьма простой и наглядной интерпретации: ресурсы – это то, что обращается на финансовом рынке; договорные отношения – это то, что оформляет, легитимизирует, делает общепризнанным движение ресурсных потоков при осуществлении или намерении осуществить операции мобилизации и инвестирования; рынок – это место и механизм, с помощью которых организуются и систематизируются, упрощаются и унифицируются процедуры оформления отношений и движения ресурсов.
Разрабатывая финансовую концепцию, представители неоконсервативного направления исходили из общей неоклассической теории.
Во-первых, на основании концепции «экономики предложения» формируется основная цель экономической и финансовой политики. Таким образом, формируются внутренние источники для обеспечения инвестиций в частном секторе.17
Во-вторых, новым положением, введенным в научный оборот и финансовую практику, является усиление роли государства в обеспечении долгосрочных условий экономического роста. С этой целью на государство и его финансовую систему возлагается осуществление ряда задач по структурной перестройки хозяйства, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение инноваций. Наряду с краткосрочной финансовой политикой государство должно формировать финансовую стратегию с целью долгосрочного стимулирования экономического роста. Приоритет в методах государственного регулирования неоконсерваторы оказывают кредитно-денежном маневрированию. На первый план выдвигается монетарная (денежная) политика с ее основной задачей регулирования темпов роста денежной массы в обращении, т.е. предложения денег. Финансовой политике неоконсерваторы отводят другую роль.18
В-третьих, главным вопросом является точное и четкое разграничение деятельности государства и частного сектора Деятельность государства, по мнению неоклассиков, должно быть ограничено разработкой финансовой политики, связанными с форму в ем экономических и социальных программ развития, а их выполнение должны осуществлять частные предприниматели Основной задачей финансовой политики является поддержание развития конкурентных сил частного сектора, способствующих росту производства и занятости. Американский экономист М. Уейденбаум (в свою бытность председателем Совета экономических консультантов при администрации президента Р. Рейгана) отмечал, что решение иток экономики в США уже невозможно представить без вмешательства правительственных учреждений и организаций Однако, по его мнению, государственные расходы являются своеобразными «накладными расходами», увеличивающие производственные затраты предпринимателей. По его подсчетам, государственное регулирование, программирование, контроль и другие мероприятия накладывают дополнительные расходы на частный сектор, а каждый доллар государственных расходов порождает, как минимум, 20 долл. аров дополнительных расходов частного сектора.
В-четвертых, категория государственных расходов рассматривается с точки зрения соотношения факторов производства. С помощью государства возможно, отмечают неоклассики, достичь рационального соотношения между факторами производства Они предусматривают сократить общий объем государственных расходов и изменить их структуру: увеличить удельный вес расходов, связанными с поощрением научно-технического прогресса, развитием науки. Особое внимание уделяется вопросам обновления такого фактора производства, как труд Техническое обновление вещественных элементов производства объективные требует повышения квалификации труда в 197 9 г американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979 г) Т. Шульц выдвинул концепцию, согласно которой необходимо учитывать качества «человеческого фактора» как дефицитного ресурса длительного пользования. По его мнению, этот ресурс имеет экономическую стоимость, и его достояние связанными с определенными затратами, поэтому существенно важно учитывать соотношение между прибылью, получаемой благодаря качеству, и затратами, связанными с его достоинствами.
Идея об увеличении «затрат в человека» появилась еще в ХVII в. Ее выдвигали классики английской политической экономии выдающийся представитель неоклассической теории А. Маршалл (1842-1924) в конце Х1Х в. разглядев государственные расходы на образование национальные инвестиции Он отмечал, что ничто так не способствует быстрому росту материального блага, как совершенствование школьного образования По его мнению, экономическая выгода от использования одного крупного промышленного открытия будет достаточной для покрытия расходов на образование для целого города. Все средства, на протяжении многих лет тратятся на обеспечение массам доступ к более высоким ступеней образования, писал он, сполна окупятся, если они приведут к появлению еще одного Ньютона или Дарвина, Шекспира или Бетховена.19
В-пятых, особое место в теориях неоконсервативной школы занимают налоговые проблемы Согласно кейнсианской модели государственного регулирования, главной сферой влияния на эффективный спрос, распределение и реализацию национального продукта, являются государственные расходы в неоконсервативных теории государственных финансов приоритет отдан налогам как средства воздействия на формирование сбережений, которые определяют размер инвестиций в долгосрочную глазу и краткосрочные предложения ресурсов.
Принцип неоклассиков «оставьте деньги в карманах налогоплательщиков, они ими распорядятся лучше, чем государство» совпадает с рикардивским «налоги – неизбежное зло» Фактически, произошел возврат к оценке налогов, была дана английском классической политэкономии: «любой налог – плохой» Основная мысль сводится к тому, что налоги, взимаемые государством, приводят к непроизводительного расхода части национального дохода Налоги, взимаемые с прибыли, снижают «склонность к инвестированию», налоги на заработную плату – «склонность к потреблению» Требования неоклассической школы о сокращении налогов принципиально отличаются от кейнсианских Согласно кейнсианской модели регулирования экономики, налоги являются рычагом экономической и финансовой стабилизации. Изменения в налогах рассматривались как проведение антициклической политики и конъюнктурного регулирования неоконсервативной направление исходит из необходимости значительного снижения общего уровня налогов для поддержания высокой нормы сбережений и инвестиций, активизации рыночного механизма.20
С критикой высокого общего уровня налогов, а также налога на прибыль выступали еще в 40-е – 50-е годы экономисты США, Великобритании, ФРГ и других стран. Так, в США У. Андерсон утверждал, что налоговая политика должна быть направлена на поощрение сбережений и предложения финансовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост. По мнению западногерманского профессора Е. Шмаленбаха, налоговое бремя нести те группы населения, которые не создают капитала, а потребляют его Те, кто накапливает капитал, должны быть максимально освобождены от налогов Крайне негативную оценку общему уровню налогов да валы английские экономисты Л. Эмери, Д. Мидделтон Л. Эмери отмечал, что одной из главных причин медленного обновления основного капитала в Англии и более низкой производительности труда, по сравнению с США являются высокие налоги. По его мнению, изъятие налогами 40% национального продукта было вполне достаточно, чтобы отбить желание экономить и инвестировать.
Рост сбережений,
как результат снижения
Ускоренная амортизация, как отмечает американский экономист М Росс, фактически является беспроцентным займом, предоставленным правительством частному предпринимателю. Американский экономист Д. Смит считает, что ускоренная амортизация и инвестиционный кредит является необходимыми мерами для увеличения нормы прибыли на вложенный капитал. По подсчетам американских экономистов, в 60-70-е годы ХХ века уплачиваемый налог с корпораций, применение только одной амортизационной льготы сократил налог на 5,6%, что позволило увеличить инвестиции в долгосрочные активы на 1,3 млрд. долларов.21
Как считают неоклассики, стимулирования экономического роста в долгосрочном плане требует изменений в структуре налоговой системы частности, желательно заменить прогрессивную шкалу ставок по подоходному налогу в на пропорциональную и расширить инвестиционные льготы Основное внимание в налоговых теориях уделено налогообложению прибыли Известный немецкий экономист Г. Шмольдерс считал, что прибыль облагается прогрессивным денежным штрафом, а налогообложение предпринимателей вышло за все разумные пределы Другой немецкий экономист Г. Рольтен также отмечал, что налогообложение «собственности» не соответствует идее налоговой справедливости, налоги на прибыль должны быть уменьшены.22
2.2. Современная неоклассика
Реванш неоклассиков в 1970-е связан с наступлением эпохи научно-технической революции, когда старые (кейнсианские) методы государственного регулирования становятся слишком «грубыми».
Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).23
В отличии от неоклассиков начала 20 века, современные неоклассики, как правило, уже не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Так, сторонники монетаризма (их лидером является американский экономист Милтон Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную (государственное регулирование денежной массы). Сторонники теории общественного выбора (основоположник этого направления – американский экономист Джеймс Бьюкенен) обращают основное внимание на роль государства как верховного арбитра: по их мнению, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать.
Таким образом, в подходах и кейнсианцев, и современных неоклассиков государственное регулирование не отвергается. Разница между этими школами заключается лишь в приоритетности тех или иных целей и методов экономической политики. Упрощенное понимание этих различий достигается при помощи «игровой» аналогии. С точки зрения кейнсианцев, государство – активный «игрок» в хозяйственной жизни, играющий на стороне той «команды», деятельность которой в наибольшей степени стимулирует экономический рост страны. С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд.
Для неоклассиков конца 20 в. Характерна сильная антиэтатистская риторика – критика бюрократии, требования разгосударствления хозяйственной жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования. Однако если обратиться к данным статистики о доле государственных расходов в ВВП, то обнаруживается, что в период «неоклассической контрреволюции» активность правительств почти всех развитых стран в перераспределении произведенного валового продукта не сокращалась, а росла. Это доказывает, что за критикой государственного регулирования со стороны современных неоклассиков скрывается призыв не столько отказываться от этого регулирования, сколько менять его формы.24
Современная неоклассика представляет собой совокупность многих конкурирующих направлений, приверженцы которых объединены общими либеральными установками, но полемизируют друг с другом по многим теоретическим и практическим вопросам. Самой известной среди неоклассических школ конца 20 в. являлся монетаризм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В неоклассической теории под финансовым инструментом определяется инструмент планирования, в котором обозначены финансовые права и обязательства, которые обращаются на рынке в документарной форме. Финансовый инструмент – это любой контракт, результатом которого одновременно является финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другой.
С помощью финансовых инструментов формируются отношения между участниками воспроизводственных процессов, и оговаривается их содержательная часть. В международной практике действуют стандарты качества финансовых инструментов. В частности, Международными стандартами финансовой отчётности (LAS 39) предусматриваются процедуры оценки и признания финансовых инструментов коммерческих организаций.
Прямое участие государства в планировании хозяйственной деятельности экономических субъектов противоречило бы принципам рыночной экономики. Однако у государства должна быть возможность, более того, – обязанность оценки социально-экономических последствий использования хозяйствующими субъектами тех или иных финансовых инструментов.
Информация о работе Современные неоклассические теории государственных финансов