Современные проблемы формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель исследования – выявить современные проблемы формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации, и определить пути их решения. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, функции, задачи Пенсионного Фонда и историю его развития. -проанализировать источники формирования и направление использование ресурсов Пенсионного Фонда. - выявить проблемы формирования ресурсов Пенсионного Фонда на современном этапе, и определить пути их решения. Объектом исследования данной курсовой работы является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Предметом изучения курсовой работы является проблемы формирования Пенсионного Фонда российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………...... 3
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ………………………….. 5
2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ……………………………………8
3 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...13
4 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…..…….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Vvedenie.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды  обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду  исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел  в качестве одной из крупнейших организаций  в стране, тысячи сотрудников которой  ежедневно работают над тем, чтобы  пенсионная система при любых  условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью  и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений  работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации.[8 ]

 

 

 

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формирования  фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет:  
- страховых взносов; 

-средств федерального бюджета; 

-сумм пеней и иных финансовых санкций; 

-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 

-добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; 

-иных источников, не запрещенных законодательством РФ.  
           Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. 

Бюджет Пенсионного  фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств.  

Бюджет Пенсионного  Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

 В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий: 
- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

-   социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

-   пенсия за выслугу лет;

-   пособие одиноким матерям;

-   пенсия военнослужащим и членам их семей;

- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

 Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.[ 9 ] 

 Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в 2013 году они составляют 22 % от годового заработка работника.

Средства страховых взносов  работодателей распределяются между  двумя частями Вашей будущей  пенсии: страховой и накопительной.

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных Вами до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2013 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 610 рублей 31 копейка.

Средства страховой части  Вашей будущей пенсии фиксируются  на Вашем индивидуальном лицевом  счете и ежегодно индексируются  государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов  Пенсионного фонда. Физически эти  деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется:

  • в обязательном порядке у работающих  граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2013 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысячи рублей в год);
  • в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Средства накопительной  части Вашей будущей пенсии учитываются  ПФР в специальной части Вашего индивидуального лицевого счета. По Вашему решению они передаются одной  из управляющих компаний или негосударственному пенсионному фонду для инвестирования.[9]

  Рассмотрим доходную и расходную части бюджета на 2011 год , в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". На этот период были спрогнозированы следующие данные:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 137 380 785,6 тыс. рублей, из них 4 718 121 267,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 341 728 700,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 621 692,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 4 822 389 403,0 тыс.  рублей, из них 4 709 464 739,4 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме  82 000,0 тыс. рублей;[2]

  В 2012 году на основании Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что:

1) прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, из  них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе за счет межбюджетных  трансфертов, получаемых из федерального  бюджета в сумме 2 893 153 506,4 тыс.  рублей и бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме 5 135 133,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  бюджета Фонда в сумме 5 407 312 063,3 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 078 200,0 тыс. рублей;[3]

  На 2013 год в соответствии с Федеральным закон от 3 декабря 2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" запланировано, что:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 6 343 331 552,8 тыс. рублей, из них 5 761 462 361,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 6 088 728 194,1 тыс.  рублей, из них 5 821 948 049,2 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме  1 074 300,0 тыс. рублей;[4 ]

Таким образом, проанализировав бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации за 2011, 2012, 2013 года, можно выявить тенденцию увеличение средств, как в доходной, так и в расходной частях бюджета Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Пенсионная система является одним из важнейших элементов  в сфере социального обеспечения развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства.

В настоящее время пенсионная система России переживает трудный  период и справедливо критикуется  с различных сторон. Пенсионеры считают  ее несправедливой из-за низких размеров пенсий, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам. В данной статье рассмотрены основные проблемы действующей пенсионной системы и представлены возможные меры их решения.

Пожалуй, основной проблемой  нынешней системы пенсионного обеспечения  остается низкий размер пенсий. За последние  четыре года политика ускоренного повышения  пенсий привела к их значительному  росту. Большую часть прошлого десятилетия средний размер пенсии варьировался вокруг величины прожиточного минимума пенсионера, а к 2012 году он составляет уже около 170 %. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23 % в 2007 году поднялась до 35 % в 2011—2012 годах, что приближает ее к рекомендуемому Международной организацией труда значению в 40 % . Однако, несмотря на позитивную тенденцию, даже с учетом соответствия показателей величины пенсионных расходов государства и тарифов пенсионных отчислений средним значениям стран — членов ОЭСР, коэффициент замещения остается в 1,5—2 раза ниже среднего показателя развитых стран. Причинами такого несоответствия можно считать большую, чем в развитых странах, долю теневого сектора экономики, из которого не поступают обязательные взносы вообще, а также ухудшение демографических пропорций. Так, согласно прогнозу Росстата, к 2030 году соотношение между численностью лиц в пенсионном и трудоспособном возрасте увеличится с 36 % до 52 % [11].

Также неразрывно связана  с предыдущей и проблема финансовой нестабильности пенсионной системы, т. к. увеличение пенсий влечет за собой и соответствующее увеличение расходов всех участников пенсионной системы и, в первую очередь, государства. Реальная зависимость пенсионной системы от бюджета с увеличением пенсий постоянно растет, так, совокупный трансферт на пенсионное обеспечение из федерального бюджета вырос с 1,6 % ВВП в 2008 году до 3,9 % в 2011 и составил порядка 19,5 % расходов федерального бюджета. В будущем развитие данной проблемы может привести к росту дефицита федерального бюджета и бюджета государственного пенсионного фонда и, как следствие, к возможному сокращению размеров пенсий.

Одним из серьезных плюсов новой накопительной пенсионной системы по сравнению с прежней  заключается в возможности самостоятельного управления своими пенсионными накоплениями путем инвестирования накопительной  части пенсии, участия в программе государственного со-финансирования, а также путем участия работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения. Однако на сегодняшний день население все еще слабо осведомлено об этих возможностях: только 23 % работающих граждан передали накопительную часть своих пенсионных взносов на управление в УК или НПФ, остальные же 77 % остаются «молчунами». В программе государственного софинансирования по данным ПФ РФ на 1 июля 2012 года участвует 8,18 млн. человек, что составляет 11,5 % занятого населения. В программах же добровольного негосударственного пенсионного обеспечения участвует лишь около 9 % работающих граждан, причем подавляющее большинство из них — участники корпоративных пенсионных программ. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ, по данным опросов населения, связаны, прежде всего, с низкими доходами большей части населения и сохраняющимся недоверием негосударственным финансовым институтам. Последний барьер постепенно ослабевает по мере развития финансовой грамотности населения. Еще один важный барьер в развитии добровольного пенсионного обеспечения — низкая доходность пенсионных накоплений, заметно уступающая альтернативным формам вложений.[5]

Решение первых двух проблем  многие эксперты видят в повышении пенсионного возраста, что поможет одновременно снизить финансовую нагрузку на бюджет пенсионного фонда и увеличить объем обязательных отчислений за счет более длительной трудовой деятельности. Однако эта мера абсолютно непопулярна среди населения страны, пенсионный возраст в которой не менялся еще с 30-х годов прошлого века, а также здесь стоит учитывать разницу в средней продолжительности жизни и уровне медицинского обслуживания между нашей страной и развитыми странами с более высоким порогом пенсионного возраста. В качестве более мягких вариантов рассматриваются возможности увеличения минимального страхового стажа и стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока.

Информация о работе Современные проблемы формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации