Современные проблемы формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный Фонд РФ. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………..………...... 3
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ………………………….. .5
2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ……………………………………8
3 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...13
4 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…..………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формирования  фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:  
- страховых взносов; 

-средств федерального бюджета; 

-сумм пеней и иных финансовых санкций; 

-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 

-добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; 

-иных источников, не запрещенных законодательством РФ.  
           Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. 

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств.

 

 Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

 В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий: 
- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

-   социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

-   пенсия за выслугу лет;

-   пособие одиноким матерям;

-   пенсия военнослужащим и членам их семей;

- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

 Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

 Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в 2013 году они составляют 22 % от годового заработка работника.

Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями Вашей будущей пенсии: страховой и накопительной.

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных Вами до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2013 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 610 рублей 31 копейка.

Средства страховой части Вашей будущей пенсии фиксируются на Вашем индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется:

  • в обязательном порядке у работающих  граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2013 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысячи рублей в год);

  • в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Средства накопительной части Вашей будущей пенсии учитываются ПФР в специальной части Вашего индивидуального лицевого счета. По Вашему решению они передаются одной из управляющих компаний или негосударственному пенсионному фонду для инвестирования.

  Рассмотрим доходную и расходную части бюджета на 2011 год , в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". На этот период были спрогнозированы следующие данные:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 137 380 785,6 тыс. рублей, из них 4 718 121 267,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 341 728 700,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 621 692,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 4 822 389 403,0 тыс. рублей, из них 4 709 464 739,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме 82 000,0 тыс. рублей;

  В 2012 году на основании Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что:

1) прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе за счет межбюджетных  трансфертов, получаемых из федерального  бюджета в сумме 2 893 153 506,4 тыс. рублей  и бюджетов субъектов Российской  Федерации в сумме 5 135 133,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  бюджета Фонда в сумме 5 407 312 063,3 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме 1 078 200,0 тыс. рублей;

  На 2013 год в соответствии с Федеральным закон от 3 декабря 2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" запланировано, что:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 6 343 331 552,8 тыс. рублей, из них 5 761 462 361,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 6 088 728 194,1 тыс. рублей, из них 5 821 948 049,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме 1 074 300,0 тыс. рублей;[4 ]

Таким образом, проанализировав бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации за 2011, 2012, 2013 года, можно выявить тенденцию увеличение средств, как в доходной, так и в расходной частях бюджета Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства.

В настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсий, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам. В данной статье рассмотрены основные проблемы действующей пенсионной системы и представлены возможные меры их решения.

Пожалуй, основной проблемой нынешней системы пенсионного обеспечения остается низкий размер пенсий. За последние четыре года политика ускоренного повышения пенсий привела к их значительному росту. Большую часть прошлого десятилетия средний размер пенсии варьировался вокруг величины прожиточного минимума пенсионера, а к 2012 году он составляет уже около 170 %. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23 % в 2007 году поднялась до 35 % в 2011—2012 годах, что приближает ее к рекомендуемому Международной организацией труда значению в 40 % . Однако, несмотря на позитивную тенденцию, даже с учетом соответствия показателей величины пенсионных расходов государства и тарифов пенсионных отчислений средним значениям стран — членов ОЭСР, коэффициент замещения остается в 1,5—2 раза ниже среднего показателя развитых стран. Причинами такого несоответствия можно считать большую, чем в развитых странах, долю теневого сектора экономики, из которого не поступают обязательные взносы вообще, а также ухудшение демографических пропорций. Так, согласно прогнозу Росстата, к 2030 году соотношение между численностью лиц в пенсионном и трудоспособном возрасте увеличится с 36 % до 52 %.

Также неразрывно связана с предыдущей и проблема финансовой нестабильности пенсионной системы, т. к. увеличение пенсий влечет за собой и соответствующее увеличение расходов всех участников пенсионной системы и, в первую очередь, государства. Реальная зависимость пенсионной системы от бюджета с увеличением пенсий постоянно растет, так, совокупный трансферт на пенсионное обеспечение из федерального бюджета вырос с 1,6 % ВВП в 2008 году до 3,9 % в 2011 и составил порядка 19,5 % расходов федерального бюджета. В будущем развитие данной проблемы может привести к росту дефицита федерального бюджета и бюджета государственного пенсионного фонда и, как следствие, к возможному сокращению размеров пенсий.

Одним из серьезных плюсов новой накопительной пенсионной системы по сравнению с прежней заключается в возможности самостоятельного управления своими пенсионными накоплениями путем инвестирования накопительной части пенсии, участия в программе государственного со-финансирования, а также путем участия работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения. Однако на сегодняшний день население все еще слабо осведомлено об этих возможностях: только 23 % работающих граждан передали накопительную часть своих пенсионных взносов на управление в УК или НПФ, остальные же 77 % остаются «молчунами». В программе государственного софинансирования по данным ПФ РФ на 1 июля 2012 года участвует 8,18 млн. человек, что составляет 11,5 % занятого населения. В программах же добровольного негосударственного пенсионного обеспечения участвует лишь около 9 % работающих граждан, причем подавляющее большинство из них — участники корпоративных пенсионных программ. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ, по данным опросов населения, связаны, прежде всего, с низкими доходами большей части населения и сохраняющимся недоверием негосударственным финансовым институтам. Последний барьер постепенно ослабевает по мере развития финансовой грамотности населения. Еще один важный барьер в развитии добровольного пенсионного обеспечения — низкая доходность пенсионных накоплений, заметно уступающая альтернативным формам вложений.

Решение первых двух проблем многие эксперты видят в повышении пенсионного возраста, что поможет одновременно снизить финансовую нагрузку на бюджет пенсионного фонда и увеличить объем обязательных отчислений за счет более длительной трудовой деятельности. Однако эта мера абсолютно непопулярна среди населения страны, пенсионный возраст в которой не менялся еще с 30-х годов прошлого века, а также здесь стоит учитывать разницу в средней продолжительности жизни и уровне медицинского обслуживания между нашей страной и развитыми странами с более высоким порогом пенсионного возраста. В качестве более мягких вариантов рассматриваются возможности увеличения минимального страхового стажа и стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока.

Также активно обсуждается вопрос реформирования досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы путем создания обязательных профессиональных пенсионных систем или в рамках системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти меры помогут повысить фактический возраст оформления пенсии, который с учетом возможности досрочного выхода на пенсию на данный момент составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин.

Вне пенсионной системы увеличить объем обязательных отчислений и увеличить личный страховой стаж граждан можно путем стимулирования занятости молодежи, женщин с детьми (различные формы официальной гибкой занятости, социальные услуги для детей и пожилых), а также повышение производительности труда (политика поддержки непрерывного образования, переобучения и повышения квалификации).

Что же касается эффективности управления пенсионными средствами, самым обсуждаемым вопросом на данный момент является актуальность существования накопительной компоненты в принципе. Некоторые эксперты предлагают включить ее в страховую часть, пополнив тем самым бюджет пенсионного фонда и сохранив ее от инфляции, другие напротив, ратуют за увеличение роли накопительной части путем вовлечения самих работников в формирование своих пенсионных накоплений за счет обязательных отчислений из заработной платы.

В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных и пенсионных программ.

Информация о работе Современные проблемы формирования Пенсионного Фонда Российской Федерации