Материальным источником любого
внебюджетного фонда является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода. Основные методы мобилизации национального
дохода в процессе его перераспределения
при формирования фондов – специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы.
Бюджет Пенсионного
фонда РФ формируется за счет:
- страховых взносов;
-средств федерального бюджета;
-сумм пеней и иных финансовых
санкций;
-доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования;
-добровольных взносов физических
лиц и организаций, уплачиваемых в качестве
страхователей или застрахованных лиц;
-иных источников, не запрещенных
законодательством РФ.
Средства бюджета
Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью,
не входят в состав других бюджетов и изъятию
не подлежат.
Бюджет Пенсионного
фонда РФ составляется на финансовый
год с учетом обязательного сбалансирования
доходов и расходов этого бюджета, с установленным
нормативом оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного
Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются
ежегодно по представлению Правительства
РФ. Денежные средства обязательно хранятся
на счетах Пенсионного фонда
РФ, открываемых в учреждениях
Центрального банка РФ, а при отсутствии
этих учреждений на счетах, открываемых
в кредитных организациях, перечень которых
на конкурсной основе определяется Правительством
РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой
РФ в соответствии с законодательством
РФ.
В соответствии с федеральными
законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие
виды пенсий:
- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца) ;
- социальная пенсия (нетрудоспособным
гражданам);
- пенсия за выслугу лет;
- пособие одиноким матерям;
- пенсия военнослужащим
и членам их семей;
- пенсия пострадавшим в результате
радиационных или техногенных катастроф
и членам их семей.
Население государства считается
старым, если в его структуре доля людей
в возрасте от 65 лет и старше превышает
7%. В России этот показатель равняется
12%. На одного пенсионера приходится всего
1,7 работающих. И выполнение принципа –
«сегодняшний» работник содержит «вчерашнего»
работника – становится затруднительным.
Это привело к необходимости проведения
пенсионной реформы. И сегодня она уже
набирает обороты.
Суть пенсионной реформы
в том, что человек сам в течение всей жизни
должен знать и держать под контролем
процесс формирования его будущей пенсии.
Задача пенсионной реформы – достичь
роста доходов пенсионной системы, который
перекрывал бы объем средств, необходимых
для будущих пенсионеров. Новая модель
должна полностью учитывать вклад тех,
кто больше зарабатывает и за кого отчисляются
работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд
РФ, в 2013 году они составляют 22 % от годового
заработка работника.
Средства страховых взносов
работодателей распределяются между двумя
частями Вашей будущей пенсии: страховой
и накопительной.
Страховая часть формируется
за счет страховых взносов, поступивших
после 1 января 2002 года, а также путем преобразования
в расчетный пенсионный капитал пенсионных
прав, приобретенных Вами до 2002 года. В
состав страховой части входит фиксированный
базовый размер. С 1 апреля 2013 года фиксированный
базовый размер пенсии по старости составил
3 610 рублей 31 копейка.
Средства страховой части Вашей
будущей пенсии фиксируются на Вашем индивидуальном
лицевом счете и ежегодно индексируются
государством в соответствии с ростом
средней заработной платы и ростом доходов
ПФР в расчете на одного пенсионера, но
не свыше роста доходов Пенсионного фонда.
Физически эти деньги направляются на
выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Накопительная часть трудовой
пенсии формируется:
в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2013 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысячи рублей в год);
в добровольном порядке у участников Программы государственного
софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых
взносов, средств государственного софинансирования
и взносов работодателей, если они являются
третьей стороной Программы.
Средства накопительной части
Вашей будущей пенсии учитываются ПФР
в специальной части Вашего индивидуального
лицевого счета. По Вашему решению они
передаются одной из управляющих компаний
или негосударственному пенсионному фонду
для инвестирования.
Рассмотрим
доходную и расходную части бюджета на
2011 год , в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 10 декабря
2010 г. N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов". На этот период
были спрогнозированы следующие данные:
1) прогнозируемый общий объем доходов
бюджета Фонда в сумме 5 137 380 785,6 тыс. рублей,
из них 4 718 121 267,0 тыс. рублей в части, не
связанной с формированием средств для
финансирования накопительной части трудовых
пенсий, в том числе за счет межбюджетных
трансфертов, получаемых из федерального
бюджета в сумме 2 341 728 700,4 тыс. рублей и
бюджетов субъектов Российской Федерации
в сумме 4 621 692,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета
Фонда в сумме 4 822 389 403,0 тыс. рублей,
из них 4 709 464 739,4 тыс. рублей в части,
не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в том
числе межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов
Российской Федерации в сумме
82 000,0 тыс. рублей;
В 2012
году на основании Федерального закона
Российской Федерации от 30 ноября 2011 г.
N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов" предусмотрено,
что:
1) прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда
в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, из них
5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не
связанной с формированием средств
для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в том
числе за счет межбюджетных
трансфертов, получаемых из федерального
бюджета в сумме 2 893 153 506,4 тыс. рублей
и бюджетов субъектов Российской
Федерации в сумме 5 135 133,7 тыс. рублей;
2) общий объем расходов
бюджета Фонда в сумме 5 407 312 063,3
тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей
в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в том
числе межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов
Российской Федерации в сумме
1 078 200,0 тыс. рублей;
На 2013 год в соответствии с Федеральным
закон от 3 декабря 2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015
годов" запланировано, что:
1) прогнозируемый общий объем доходов
бюджета Фонда в сумме 6 343 331 552,8 тыс. рублей,
из них 5 761 462 361,2 тыс. рублей в части, не
связанной с формированием средств для
финансирования накопительной части трудовых
пенсий, в том числе за счет межбюджетных
трансфертов, получаемых из федерального
бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. рублей и
бюджетов субъектов Российской Федерации
в сумме 5 551 298,2 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета
Фонда в сумме 6 088 728 194,1 тыс. рублей,
из них 5 821 948 049,2 тыс. рублей в части,
не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, в том
числе межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов
Российской Федерации в сумме
1 074 300,0 тыс. рублей;[4 ]
Таким образом, проанализировав бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации
за 2011, 2012, 2013 года, можно выявить тенденцию
увеличение средств, как в доходной, так
и в расходной частях бюджета Фонда.
- ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Пенсионная система является
одним из важнейших элементов в сфере социального
обеспечения развитых стран, она влияет
на формирование и изменение социального
статуса граждан, является отражением
исполнения основных функций государства.
В настоящее время пенсионная
система России переживает трудный период
и справедливо критикуется с различных
сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой
из-за низких размеров пенсий, а работодатели
считают пенсионную систему дорогостоящей
и малоэффективной, так как вносят в ПФР
немалые суммы страховых взносов, которые
не обеспечивают достойных пенсий работникам.
В данной статье рассмотрены основные
проблемы действующей пенсионной системы
и представлены возможные меры их решения.
Пожалуй, основной проблемой
нынешней системы пенсионного обеспечения
остается низкий размер пенсий. За последние
четыре года политика ускоренного повышения
пенсий привела к их значительному росту.
Большую часть прошлого десятилетия средний
размер пенсии варьировался вокруг величины
прожиточного минимума пенсионера, а к
2012 году он составляет уже около 170 %. Ставка
замещения, измеряемая через соотношение
средней пенсии и средней начисленной
заработной платы, с 23 % в 2007 году поднялась
до 35 % в 2011—2012 годах, что приближает ее
к рекомендуемому Международной организацией
труда значению в 40 % . Однако, несмотря на позитивную
тенденцию, даже с учетом соответствия
показателей величины пенсионных расходов
государства и тарифов пенсионных отчислений
средним значениям стран — членов ОЭСР,
коэффициент замещения остается в 1,5—2
раза ниже среднего показателя развитых
стран. Причинами такого несоответствия
можно считать большую, чем в развитых
странах, долю теневого сектора экономики,
из которого не поступают обязательные
взносы вообще, а также ухудшение демографических
пропорций. Так, согласно прогнозу Росстата,
к 2030 году соотношение между численностью
лиц в пенсионном и трудоспособном
возрасте увеличится с 36 % до 52 %.
Также неразрывно связана с
предыдущей и проблема финансовой нестабильности
пенсионной системы, т. к. увеличение пенсий
влечет за собой и соответствующее увеличение
расходов всех участников пенсионной
системы и, в первую очередь, государства.
Реальная зависимость пенсионной системы
от бюджета с увеличением пенсий постоянно
растет, так, совокупный трансферт на пенсионное
обеспечение из федерального бюджета
вырос с 1,6 % ВВП в 2008 году до 3,9 % в 2011 и составил
порядка 19,5 % расходов федерального бюджета.
В будущем развитие данной проблемы может
привести к росту дефицита федерального
бюджета и бюджета государственного пенсионного
фонда и, как следствие, к возможному сокращению
размеров пенсий.
Одним из серьезных плюсов новой
накопительной пенсионной системы по
сравнению с прежней заключается в возможности
самостоятельного управления своими пенсионными
накоплениями путем инвестирования накопительной
части пенсии, участия в программе государственного
со-финансирования, а также путем участия
работников и работодателей в программах
негосударственного пенсионного обеспечения.
Однако на сегодняшний день население
все еще слабо осведомлено об этих возможностях:
только 23 % работающих граждан передали
накопительную часть своих пенсионных
взносов на управление в УК или НПФ, остальные
же 77 % остаются «молчунами». В программе
государственного софинансирования по
данным ПФ РФ на 1 июля 2012 года участвует
8,18 млн. человек, что составляет 11,5 % занятого
населения. В программах же добровольного
негосударственного пенсионного обеспечения
участвует лишь около 9 % работающих граждан,
причем подавляющее большинство из них
— участники корпоративных пенсионных
программ. Причины слабого развития индивидуальных
договоров с НПФ, по данным опросов населения,
связаны, прежде всего, с низкими доходами
большей части населения и сохраняющимся
недоверием негосударственным финансовым
институтам. Последний барьер постепенно
ослабевает по мере развития финансовой
грамотности населения. Еще один важный
барьер в развитии добровольного пенсионного
обеспечения — низкая доходность пенсионных
накоплений, заметно уступающая альтернативным
формам вложений.
Решение первых двух проблем
многие эксперты видят в повышении пенсионного
возраста, что поможет одновременно снизить
финансовую нагрузку на бюджет пенсионного
фонда и увеличить объем обязательных
отчислений за счет более длительной трудовой
деятельности. Однако эта мера абсолютно
непопулярна среди населения страны, пенсионный
возраст в которой не менялся еще с 30-х
годов прошлого века, а также здесь стоит
учитывать разницу в средней продолжительности
жизни и уровне медицинского обслуживания
между нашей страной и развитыми странами
с более высоким порогом пенсионного возраста.
В качестве более мягких вариантов рассматриваются
возможности увеличения минимального
страхового стажа и стимулирование добровольного
откладывания выхода на пенсию через значительное
повышение пенсии тем, кто обращается за
пенсией позже положенного срока.
Также активно обсуждается
вопрос реформирования досрочных пенсий
с целью их вывода из распределительной
пенсионной системы путем создания обязательных
профессиональных пенсионных систем или
в рамках системы страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. Эти меры помогут повысить
фактический возраст оформления пенсии,
который с учетом возможности досрочного
выхода на пенсию на данный момент составляет
54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин.
Вне пенсионной системы увеличить
объем обязательных отчислений и увеличить
личный страховой стаж граждан можно путем
стимулирования занятости молодежи, женщин
с детьми (различные формы официальной
гибкой занятости, социальные услуги для
детей и пожилых), а также повышение производительности
труда (политика поддержки непрерывного
образования, переобучения и повышения
квалификации).
Что же касается эффективности
управления пенсионными средствами, самым
обсуждаемым вопросом на данный момент
является актуальность существования
накопительной компоненты в принципе.
Некоторые эксперты предлагают включить
ее в страховую часть, пополнив тем самым
бюджет пенсионного фонда и сохранив ее от
инфляции, другие напротив, ратуют за увеличение
роли накопительной части путем вовлечения
самих работников в формирование своих
пенсионных накоплений за счет обязательных
отчислений из заработной платы.
В нынешних демографических
условиях расходы государства на пенсионное
обеспечения будут стремительно расти,
поэтому необходимо более активно поддерживать
становление добровольного пенсионного
обеспечения, что послужит, с одной стороны,
улучшению качества жизни пенсионеров
в ближайшей перспективе, а с другой —
будет способствовать социально-экономическому
развитию регионов путем инвестирования
на эти цели сформированных таким образом
ресурсов. Развивать данное направление
нужно путем активного информирования
граждан и предоставления налоговых льгот
и иных форм стимулирования для добровольных
корпоративных и пенсионных программ.