Становление банковской системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования – тенденции развития банковской системы России.
Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают тем самым свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление российской банковской системы………………………………………5
1.1. История зарождения банковской системы в России………………………………………5
1.2. Банковская система в СССР………………………………………………………………..
Глава 2. Банковская система современной России…………………………………………….
2.1. особенности развития банковской системы России (до 1998 г.)………………………….
2.2. Банковская система в наши дни..............................................................................................
Глава 3. Перспективы развития и пути совершенствования банковской системы…………
3.1. проблемы развития российской банковской системы……………………………………
3.2. Регулирование банковской системы………………………………………………………
3.3. Направления совершенствования банковской системы России…………………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.49 Кб (Скачать файл)

Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность  реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской системы, отмеченных аналитиками, в  первую очередь можно отнести:

  • высокая зависимость фондирования кредитных организаций от коньюктуры внешнего финансового рынка;
  • дефицит «длинных» рублевых ресурсов;
  • ограниченные возможности региональных банков;
  • высокая концентрации активов в небольшой по численности группе банков (как в Российской Федерации в целом так и в отдельных федеральных округах);
  • опережающий темп роста активов по сравнению с темпом увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;
  • замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;
  • снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;
  • сохранение тенденций к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;
  • заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;
  • увеличение доли убыточных кредитных организаций;
  • несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;
  • отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов [11, С.11].

 

3.2. Регулирование банковской системы

 

Банк России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  банков. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  и банковскими группами банковского  законодательства, нормативных актов  Банка России, установленных ими  обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования  и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила:

  • Проведения банковских операций;
  • Ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • Организации внутреннего контроля;
  • Составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций  Банк России имеет право запрашивать  и получать у банков необходимую  информацию об их деятельности, требовать  разъяснений по полученной информации.

В целях осуществления им контрольных  и надзорных функций Банк России:

  • Регистрирует коммерческие банки в Книге государственной регистрации кредитных организаций;
  • Выдает банкам лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • Предъявляет квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, к главным бухгалтерам коммерческих банков, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтер филиала кредитной организации;
  • Запрашивает информацию о финансовом положении и деловой репутации участников банка в случае приобретения ими более 20% долей кредитной организации, а также устанавливает требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций кредитной организации;
  • Имеет право отказывать в согласии на совершение сделки купли-продажи более 20% долей банка при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей.

Банк России в целях обеспечения  надежности и устойчивости коммерческих банков может устанавливать обязательные нормативы:

  • Достаточности собственного капитала банка (Н1);
  • Мгновенной ликвидности банка (Н2);
  • Текущей ликвидности банка (Н3);
  • Долгосрочной ликвидности банка (Н4);
  • Общей ликвидности банка (Н5);
  • Максимального размера риска банка на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);
  • Максимальных размеров крупных кредитных рисков (Н7);
  • Максимального размера риска банка на одного кредитора (вкладчика) или группу связанных кредиторов (вкладчиков) (Н8);
  • Максимального размера риска банка на одного заемщика-акционера (участника) (Н9);
  • Размера совокупного кредитования акционеров банка (Н9.1);
  • Максимального размера обязательств одного инсайдера перед банком (Н10);
  • Размера совокупных обязательств инсайдеров перед банком (Н10.1);
  • Привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11);
  • Размера обязательств банка перед нерезидентами (Н11.1);
  • Использования собственного капитала банка для приобретения акций других юридических лиц (Н12);
  • Риска собственных вексельных обязательств банка (Н13);
  • Ликвидности по операциям банка с ценными бумагами (Н14). 

Перечисленные нормативы могут  устанавливаться Банком России как для кредитных организаций, так и для банковских групп.

Нормативы ликвидности кредитной  организации определяются как:

  • Отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  • Отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Норматив достаточности собственных  средств (капитала) определяется как  отношение общей суммы собственных  средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

В целях определения размеров собственных  средств (капитала) кредитной организации  Банк России проводит оценку ее активов  и пассивов на основании методик  оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация  обязана отразить в своей бухгалтерской  и иной отчетности размер собственных  средств (капитала), определенный Банком России.

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан  определяется как предельное соотношение  общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных  средств (капитала) банка.

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных  средств (капитала) банка и не может  превышать 50%.

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу  зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах  от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25% от размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Максимальный размер крупных кредитных  рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств кредитной организации.

Нормативы использования собственных  средств кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств кредитной  организации.

Кроме того, Банк России устанавливает  методики определяется собственных  средств кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

В соответствие с Федеральным законом  от 11 ноября 2003г. №152-ФЗ Банк России устанавливает  дополнительные обязательные нормативы  для организаций, осуществляющих эмиссию  облигаций с ипотечным покрытием.

Регулирующие  и надзорные функции Банка  России осуществляются через действующий  на постоянной основе орган – Комитет  банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка  России, обеспечивающие выполнение его  надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается  Председателем Банка России из числа  членов Совета директоров.

Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования Банк России:

  • Проводит проверки кредитных организаций и их филиалов;
  • Направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений;
  • Применяет санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном  Советом директоров, или по поручению  Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (и их филиалов), при необходимости  снимать копии с соответствующих  документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных  организаций (их филиалов), в том  числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров. Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала). При этом проверкой могут быть охвачены только 5 календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

3.3. Направления совершенствования банковской системы России

 

Принятые в 2008г. Правительством Российской Федерации и Банком России меры по стабилизации ситуации в российской банковской системе, безусловно, имели определенные позитивные результаты. Однако сложность ситуации в российской финансовой и банковской системах, дестабилизация внешних финансовых рынков сохраняют актуальность разработки комплекса специальных мер, направленных в краткосрочной пи среднесрочной перспективах на преодоление сформировавшихся проблем, а также на повышение устойчивости и конкурентоспособности российской банковской системы.

В качестве таких мер можно было бы предложить следующие:

  • оказание государственной финансовой поддержки более широкому кругу банков, в том числе за счет придания крупным региональным банкам статус уполномоченных по такой поддержке (при участии территориальных учреждений Банка России);
  • формирование системы опорных региональных банков ( в том числе посредством участия органов государственной власти субъектов РФ в их капитале);
  • активизация рынка межбанковских кредитов за счет предоставления гарантий государства по выданным кредитам;
  • развитие правовой базы по регулированию секьюритизации финансовых активов, а также по регулированию рынка производственных финансовых инструментов;
  • расширение возможностей коммерческих банков осуществлять кредитование под залог, в том числе создание правовой базы для регистрации залога транспортных средств, денежных средств на банковском счете;
  • рассмотрение возможности использования кредитными организациями драгоценных металлов в качестве обеспечения кредитов Банка России, а также при формировании резервов;
  • установление требования к банкам в части обязательного формирования подразделений, специализирующихся на работе с проблемными кредитами (активами);
  • введение безотзывных (с положительной реальной процентной ставкой) депозитов в практику работы банков с физическими лицами, внесение изменений в законодательство о страховании кладов физических лиц, имея в виду предоставление 100%-ной гарантии по всем видам долгосрочных (свыше пяти лет) вкладов физических лиц;
  • совершенствование системы страхования вкладов физических лиц в части дифференциации взносов в соответствующий фонд Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в зависимости от условий соответствующих депозитных договоров, имея в виду уровень рисков, определяемых длительностью договора и видом валюты вклад;
  • введение норм, допускающих использование обеспечения в договорах потребительского кредитования. Ограничение роста беззалогового кредитования физических лиц (в том числе с применением повышенных норм резервирования);
  • разработка специального законодательного акта об ипотечных банках;
  • развитие правовой базы, регулирующей вопросы слияния и поглощения кредитных организаций;
  • упрощение процедур реорганизации кредитных организаций при надлежащем обеспечении интересов их кредиторов;
  • определение размера банковского капитала, по достижению которого банк обязан приобрести статус публичной компании с обязательным размещением части акций на российском фондовом рынке;
  • использование Банком России принципа пропорционального надзора за различными по размеру кредитными организациями;
  • создание системы оценки результатов деятельности российских рейтинговых агентств [11, С.18].

Информация о работе Становление банковской системы в РФ