Становление и развитие финансовой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить финансовую систему как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить системное мышление, расширить кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования различных категорий связанных с данным понятием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2
1. Сущность, виды и задачи финансовой системы РФ………………………...4
1.1 Определение и сущность……………………………………………………4
1.2 Классификация, виды и задачи………………………………………..……6
2. Финансовая система РФ………………………………………………………11
2.1 Структура финансовой системы РФ………..…………………………….11
2.2 Становление и развитие финансовой системы РФ…………………..….16
3.Перспективы развития финансовой системы РФ……………………………27
3.1 Особенности финансовой системы РФ……………………..……………27
3.2 Перспективы развития финансовой системы РФ…………………….….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Становление и развитие финансовой системы в РФ.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

Исходя из этого, финансовая система - это совокупность сфер и  звеньев финансовых отношений, связанных  с ними денежных фондов и органов  управления финансами.

Современная экономика представлена двумя сферами: производственной, которая  производит и реализует товары и  материальные услуги, и непроизводственной, оказывающей услуги нематериального  характера. Общественное назначение и  потребительские свойства продуктов  этих сфер отличаются и определяют принципы организации производства в них. В первой — производство основано на коммерческой основе, во второй (за некоторым исключением) — деятельность имеет некоммерческий характер. Для  одних целью является получение  прибыли, для других — оказание социально  значимой услуги или осуществление  общественно полезного творческого  процесса. В производственной сфере  масштабы деятельности, в том числе  финансовой, определяются, прежде всего, спросом конкретных потребителей. Непроизводственная сфера зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, который определяет объем потребности в ее услугах. Все это обусловливает принципиальные отличия организации финансовых отношений.

Финансовые ресурсы организаций  производственной сферы экономики  формируются как за счет вкладов (паев и т.д.) собственников, так и  за счет заемных источников (кредитов, облигационных займов). В процессе деятельности формируется особая группа финансовых отношений инвестиционного  характера: амортизация основных фондов, формирование и использование фондов накопления, инвестирование чистой прибыли. Производство приводит к появлению  добавленной стоимости, которая  распределяется не только между собственниками и работниками, но и между ними и обществом в целом. Возникает  сложная система финансовых отношений  с государством, банками, страховыми компаниями и т.д.

К непроизводственной сфере  относят, в частности, услуги финансово-кредитных  учреждений: банков, бирж, страховых  компаний, инвестиционных фондов и  т.п. Содержание предоставляемых ими  услуг имеет ярко выраженный денежный характер: передача денег во временное  пользование (кредитование), приобретение финансовых активов, денежная компенсация  понесенного ущерба. Совокупность этих учреждений есть финансовая система  в узком смысле. Получение прибыли  — неотъемлемая суть финансов данного  сектора. В этом смысле они близки к финансам производственной сферы, но особый порядок формирования и  использования фондов и характер услуги требуют их выделения в  особый сектор.

Подавляющая доля услуг нематериального  характера в непроизводственной сфере предоставляется на некоммерческой основе. Услуги, необходимые для  достижения социального равновесия, предоставляемые отдельным (пусть  даже значительным) группам населения  или слоям общества, могут оказываться  как на бесплатной, так и платной  основе. Это определяет специфику  финансов соответствующих отраслей и позволяет выделить их в самостоятельные секторы.

 

 

  1. Финансовая система РФ
    1. Структура  финансовой системы РФ

Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

• Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

• Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

• Единстве и взаимодействии подсистем;

• Наличии специального обслуживающего аппарата;

• Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в жизни общества.

В зависимости  от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно  представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

• государственные бюджеты;

• государственные социальные внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы домохозяйств.

Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

• финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

• финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

• фонды страхования: государственного, частного;

• финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить  следующим образом (рис. 1):

 

Рис. 1. Структура  государственных и муниципальных  финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных  актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции  и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация  общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка  культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических  задач. Выполняя распределительную  функцию, государственные и муниципальные  финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами  и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

o основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

o вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

 

Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном  уровне институциональная структура  включает:

• комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

• Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

• Центральный банк Российской Федерации;

• Счетную палату Российской Федерации;

• Федеральную таможенную службу;

• Федеральную службу по финансам и рынкам;

• Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

• комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

• министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

• главные управления Банка России субъектов Федерации;

• Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

• Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

• Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

• Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном  уровне:

• комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

• управления (департаменты, отделы) финансов;

• аппарат Департамента контроля Минфина России;

• городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

• городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

• городские (районные) налоговые службы;

• счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

• городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая  система Российской Федерации в  соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие  звенья:

• государственный бюджет;

• государственные внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• фонд страхования;

• фондовый рынок;

• финансово-кредитную систему;

• финансы предприятий различных форм собственности.

    1. Становление и развитие финансовой системы РФ

На ранних стадиях развития государства разграничения  между ресурсами государства  и ресурсами монарха не существовало. Монархи распоряжались ресурсами  страны как своей собственностью. Лишь в XVI—XVII вв. с выделением государственной  казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный  бюджет и государственный кредит.

Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.

В Российской империи развитие рыночных отношений  во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Российской империи  в виде казенных и малочисленных  частных мануфактур, ремесленных  производств играла более скромную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А главное заключалось  в том, что на многих из них использовался  не наемный труд вольных работников, а труд крепостных. Поэтому в России длительное время существовал в  основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей  силы. Все это, естественно, сказывалось  на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права  в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части  бюджета.

Информация о работе Становление и развитие финансовой системы в РФ