Страховой рынок и его развитие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Страховой рынок и его регулирование
1.1. Страховой рынок как элемент финансового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды страхового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Элементы страхового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности . . . . . . . . .16
Развитие страхового рынка в современных условиях
2.1. Современное состояние страхового рынка России . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2. Проблемы деятельности страховых компаний
в современных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Направления изменений страхового рынка России . . . . . . . . . . . . . . 29
2.4. Зарубежный опыт страховой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

страховой рынок.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

Основным органом, осуществляющим государственный контроль за страховой деятельностью в РФ, является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк.

Основными направлениями деятельности Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ является:

  • надзор за общими условиями осуществления страховой деятельности и соблюдением требований законодательства;
  • надзор за финансовым состоянием страховщиков;
  • надзорная и экспертная работа в части экономического обоснования страховой деятельности (обоснованность расчетов страховых тарифов, страховых резервов, бизнес - планов);
  • надзорно-статистическая, аналитическая и сводно-аналитическая работа по общим показателям деятельности страховщиков.

Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

  1. Регистрация и лицензирование;
  2. Обеспечение гласности;
  3. Поддержание правопорядка в отросли страхования.

Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.

Лицензирование деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:

  • программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты; правила или условия страхования по видам операций;
  • справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;
  • статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет.

Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, а также действий страховых компаний по разделу рынка страховых услуг с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции: искусственное завышение или занижение страховых тарифов, попытка ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или условиях страхования своих конкурентов.

Департамент страхового надзора осуществляет более жесткий контроль над деятельностью страховых компаний, работающих на рынке обязательного страхования, чем на рынке добровольного. Обязательное страхование вводится государством в целях защиты социально значимых имущественных интересов граждан и юридических лиц. Страховые тарифы по обязательным видам страхования, как правило, устанавливаются законодательно, и страховые компании должны строго придерживаться их в своей работе.

Таким образом, государство может участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми и законодательными актами. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливает его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности "сплетается" с рыночным механизмом страхования.

 

 

2.  Развитие страхового  рынка РФ в современных условиях.

  • 2.1.  Современное состояние страхового рынка России.
  •  

  • Российский страховой рынок переживает, пожалуй, самый сложный год. При этом регулирование страховой отрасли явно ужесточается гораздо более высокими темпами, чем внедряются новации и принимаются стимулирующие меры по развитию.

    В силу своей специфики страховая отрасль одна из последних вошла в кризисную ситуацию, происходящей в стране. Теперь, когда появились первые признаки выхода экономики из кризиса, можно дать оценку степени влияния кризиса на отрасль страхования. Если еще несколько месяцев назад сторонний наблюдатель, взглянув на статистику российского страхового рынка, мог сделать вывод о том, что мировой финансовый кризис не сильно затронул отечественный страховой рынок, то на данный момент объемы сборов по основным видам страхования у крупных компаний снизились по сравнению с 2008 годом на 8-12%.

    Основной тенденцией на страховом рынке России с учетом обязательного Медицинского Страхования (ОМС) являлось неуклонное увеличение объемов премий со среднегодовым темпом прироста 13,5%. Однако с началом экономического кризиса, отрицательный эффект от которого проявился именно в 1 квартале 2009 года, наметилось значительное сокращение темпов роста рынка.

    За пять лет сборы премии по страхованию жизни упали в шесть раз, что вызвано очищением страхования жизни от налогосберегающих схем. Опираясь на результаты маркетинговых исследований и мнения экспертов страхового рынка, по итогам 1 квартала 2009 года страхование жизни оказалось наименее затронуто кризисом и показало наибольший прирост среди всех видов страхования (остальные виды, кроме добровольного страхования ответственности и ОМС, продемонстрировали отрицательную динамику).

    При этом замечено снижение доли кэптивных страховщиков за счет сокращения сотрудников организаций-страхователей, а также краткосрочного страхования жизни заемщиков за счет сжатия кредитования. Долгосрочное страхование жизни пока демонстрирует рост сборов премии. Положительную динамику имеют и объемы страховых выплат во всех видах страхования.

    Ввиду высокой убыточности сегмента обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) можно ожидать ухода компаний, ориентированных на развитие данного вида, особенно со значительной долей бизнеса в регионах. Также с рынка будут уходить региональные страховщики, имеющие проблемы с ликвидностью активов, высокой убыточностью. Также возможен уход ряда компаний из первой сотни страховщиков, поскольку, активно собирая страховые премии, страховщики чтобы поддержать платежеспособность компании, зачастую предлагают ставки, существенно ниже рыночных и ставок прошлого 2008 года, что вероятно является демпингом. В результате в кризисный период количество игроков существенно сократится.

    Страховой бизнес каждой второй страховой компании  уже сейчас убыточен, половина компаний работает себе в минус. Если по данным за 1-ое полугодие 2008 года значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень (у менее чем трети российских страховых компаний), то в 1-ом полугодии 2009 года значение этого показателя приблизилось к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%.

    Усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности российских страховщиков вплотную приблизилось к стопроцентному уровню: 99,6% по итогам 1-ого полугодия 2009 года. Основные причины роста убыточности: продолжение политики демпинга, крупные страховые события, произошедшие в 2009 году, и девальвация рубля. До конца года следует ожидать банкротства не менее чем 30 российских страховщиков.

     

    Рейтинговое агентство «Эксперт РА»1 выявило лидеров падения и роста на страховом рынке в различных разрезах.

    1. Лидеры падения:
      • По типу компаний: кэптивные компании (страховые компании, учреждаемые крупными индустриальными или коммерческими концернами с целью страхования всех или части принадлежащих им рисков);
      • По видам страхования: страхование АВТОКАСКО (-13,2 млрд. рублей в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года); добровольное медицинское страхование (-4,0 млрд. рублей); страхование от несчастных случаев и болезней (-3,2 млрд. рублей);
      • По географии: региональный рынок (-31,9 млрд. рублей или -18,3% в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года).
    2. Лидеры роста:
    • По типу компаний: крупные универсальные страховщики федерального уровня;
    • По видам страхования: страхование авиационных рисков (+1,1 млрд. рублей в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года), добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) (+0,9 млрд. рублей), страхование водного транспорта, строительно-монтажных работ и ОСАГО (по +0,7 млрд. рублей).
    • По географии: московский рынок (+7,8 млрд. рублей или +6,4% в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года).

    Анализ страховых премий (взносов) и страховых выплат по видам страховой деятельности по РФ за 1 полугодие 2009 г. отражен в таблице 1.

    За 1 полугодие 2009 г. общая сумма страховой премии (взносов) и страховых  выплат  по  всем  видам  страхования  составила 493,66 и 352,06 млрд. руб. или 104,23 и 124,86 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

    Общий объем страховых премий по обязательному страхованию в 1 полугодии  2009 г.  составил  268,50 млрд. руб.  (18,82% к 1 полугодию 2008 г.).


    1 www.raexpert.ru

    Общий  объем  выплат  по  обязательному  страхованию  за  отчетный период достиг 243,42 млрд. руб., что на 22,74% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2008 г.

    Среди видов добровольного страхования наибольший удельный вес имеет имущественное страхование (кроме страхования ответственности), на долю которого приходится 62,35% общего объема премий по добровольному страхованию и 66,88% совокупных выплат. На втором месте по распространенности – личное страхование (кроме страхования жизни) – 28,82% премий и 29,16% выплат.

    Среди видов обязательного страхования наибольшая доля приходится на ОМС: 82,73% от общего объема страховых премий по обязательному страхованию и 89,12% выплат. На втором месте по распространенности – ОСАГО, удельный вес которого составляет 14,85% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 9,70% выплат. Структура страховых премий (взносов) и выплат по видам страхования в РФ в 1 полугодии 2009 г. представлена в таблице 2.

    По объемам выплат в рэнкинге страховых компаний за 1 полугодие 2009г. в пятерку лидеров вошли следующие компании: ИНГОССТРАХ (14,64 млрд. руб., 10,83% в общем объеме выплат), РЕСО-ГАРАНТИЯ (9,18 млрд. руб., 6,80%), СОГАЗ (8,31 млрд. руб., 6,15%), ВСК (5,72 млрд. руб., 4,23%), АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ (5,31млрд. руб., 3,93%).

    В 1 полугодии 2009 г. страховыми компаниями было собрано 39,87 млрд. руб. страховых премий (сборов) по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2008 г. на 1,67%. Выплаты по договорам ОСАГО в 1 полугодии составили 23,6 млрд. руб., что на 4,61% превысило значение показателя за 1 полугодие 2008 г.

    Информация о работе Страховой рынок и его развитие в Российской Федерации