Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 16:40, курсовая работа
На мой взгляд, страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Страховой рынок и его регулирование
1.1. Страховой рынок как элемент финансового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды страхового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Элементы страхового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности . . . . . . . . .16
Развитие страхового рынка в современных условиях
2.1. Современное состояние страхового рынка России . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2. Проблемы деятельности страховых компаний
в современных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Направления изменений страхового рынка России . . . . . . . . . . . . . . 29
2.4. Зарубежный опыт страховой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, мировой финансовый кризис заставляет все больше и глубже погружаться в суть своего происхождения и принять экономику с его масштабным отпечатком. Распространяясь на все сферы экономики, финансовый кризис затронул и страховой рынок России.
Кризис обострил внутренние проблемы рынка, которые не были решены в период бурного роста: ухудшающееся финансовое состояние ряда страховщиков, отсутствие прибыли от основной деятельности в течение ряда лет, а также демпинг, позволяющий осуществлять выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов, завышенные комиссионные. Все это приводит к кризису доверия к страховым компаниям, сокращению спроса на добровольные виды страхования, росту страхового мошенничества.
Все это значит, что на страховом рынке еще как минимум год будет чувствоваться массовый негативный эффект, снижающий прибыль страховщиков и их финансовую устойчивость. Возможно, когда многие отрасли экономики уже выйдут на динамичные темпы развития, страхование только начнет восстанавливаться от кризиса.
Бурный рост докризисного периода скрывал за собой формирование глубоких проблем на страховом рынке, которые сразу же вышли на поверхность, как только начались проблемы в экономике. Основной проблемой рынка в 2008 году стала непродуманная финансовая политика многих средних компаний. На фоне роста страхового бизнеса страховщики, с одной стороны, в значительной степени переориентировались на добровольные виды розничного страхования (прежде всего АВТОКАСКО), а с другой стороны, сохранили высокий уровень расходов, при недостаточном понимании реальной убыточности в таких видах из-за отсутствия полноценной статистической информации о рынке.
Главной негативной тенденцией первого квартала 2009 года на страховом рынке стал демпинг. Борясь за клиента и долю рынка, многие страховые компании отчаянно «демпингуют», привлекая клиентов не развитием сервиса и бренда, а снижением стоимости полиса ниже разумного предела. В условиях, когда значительная часть страховок АВТОКАСКО носит вмененный характер (является необходимой для получения кредита), такая политика имела кратковременный успех, «демпинговавшие» страховщики получили свою долю рынка. Но как только рост взносов прекращается, эйфория сразу же проходит, сформированных резервов становится недостаточно для осуществления страховых выплат, начинаются проблемы с ликвидностью.
Продолжает ухудшаться ситуация на рынке ОСАГО. В ближайшие два года около половины участников этого рынка могут покинуть его из-за проблем с платежеспособностью. Кроме того, можно отметить рост страхового мошенничества в различных видах страхования. В частности, заемщики, которые оказались не в состоянии расплатиться по кредитам, инсценируют страховые случаи, уничтожая взятое в кредит имущество: поджигают склады, грузы, автомобили.
Страхование как отрасль вошла в финансовый кризис более плавно и не столь драматично, как многие другие направления бизнеса, но это еще не означает, что финансовый кризис затронет страхование в меньшей степени. Проблемы страхового бизнеса в России еще только впереди. Скорее всего, страхование будет оставаться в тяжелом положении даже после того как основные отрасли бизнеса уже будут выходить на докризисные показатели. Подобный эффект “замедленной реакции” объясняется самой сутью страхования. Во-первых, страховщик не связан с риском требования мгновенного исполнения всех обязательств, которому подвержены, в частности, банки. Страховая услуга гарантированно распределена во времени, что дает страховой компании время на принятие пакета антикризисных мер и адекватную реакцию на происходящее. Во-вторых, деятельность страховщиков практически не связана с привлечением кредитов. Именно высокая зависимость от кредитов ослабила многие банки и промышленные предприятия. Напротив, страховщик сам является, по сути дела, инвестором, поскольку больше вкладывает деньги в банк, чем забирает оттуда.
В начале кризиса именно инвестиционная составляющая деятельности страховых компаний пострадала особенно сильно. Резкое падение стоимости практически всех инвестиционных инструментов не позволило страховщикам достигнуть высоких показателей рентабельности инвестиционных вложений, которые планировались ими в начале года.
Медленно, но верно страховой рынок начинает теряет свои основные каналы продаж: банковский канал — из-за сворачивания кредитных программ, брокерский — из-за падения спроса на средства транспорта, корпоративные продажи — из-за уменьшения свободных средств предприятий, прямые и агентские розничные продажи — из-за уменьшения роста доходов населения и, соответственно, изменения структуры потребления.
Как известно, любой кризис не только несет с собой проблемы, но и открывает перспективы, помогает перестроиться и продолжить работу по-иному. Из нынешнего финансового кризиса страховая отрасль должна выйти обновленной. Новые экономические условия побуждают клиентов анализировать — в течение прошедшего года уже наблюдались перемены в поведении страхователей: появились тщательное отношение к выбору поставщика страховых услуг, внимательная оценка не только тарифа, но и качества сервиса.
В том, что кризис оздоровит страховую отрасль, единодушны все профессиональные страховщики. Рынок покинут случайные компании, не способные перенастроить бизнес в новых условиях, и случайные люди, которые, не обладая необходимыми квалификацией и способностями, попали в страхование на волне постоянно растущего спроса на страховые услуги. В результате подобной селекции уровень профессионализма на страховом рынке значительно вырастет.
Ближайшие десять лет - это эпоха ипотеки и страхового бизнеса, в том числе розничного. По мере того, как люди обзаводятся собственностью, они начинают чаще прибегать к страхованию. Вначале страхуют автомобиль, затем имущество, потом - здоровье и жизнь. Даже сейчас по АВТОКАСКО (страхование средств транспорта) уровень охвата рынка страхованием для иномарок составляет 75%, для российских машин этот показатель пока менее 50%. В ОСАГО - 96 %, а вот в страховании имущества, квартир, дач, домов – менее 10%, но здесь все еще впереди.
Ввиду финансового кризиса страховой рынок потерпел следующий ряд изменений:
1. Снижение темпов роста
В 2007 году общая сумма страховых премий (взносов) составила 946,2 млрд.руб., а в 2008 году сократилась до 776 млрд.руб.
2. Существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование. Из-за падения покупательной активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества. Также сокращение затрат на страхование со стороны корпоративных клиентов приведет в 2009 году к падению страховых сборов на 30%. В России 90% рынка ДМС приходится на корпоративных клиентов. После начала кризиса, как показывает статистика, сократилось число застрахованных по корпоративным договорам. Многие предпочитают рассчитываться с врачами по теневой схеме, минуя посредников. Страховщики пытаются противостоять этой тенденции и исключают наименее востребованные услуги из договора страхования, за счет чего снижается его цена.
3. Падение капитализации и ухудшение финансового состояния собственников поставщиков страховых и перестраховочных услуг, негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций, снижение их способности выполнять свои обязательства перед потребителями.
Страхованием жизни в России занимается пока еще очень малое число компаний. Молодость данного рынка создает определенные трудности: многие компании только что начали работать, они уже «потратились» – вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперь вынуждены урезать те самые инвестиции и частично закрывать офисы. Таким образом, они оказались в непростом положении. К тому же, наблюдается общая тенденция сокращения числа страховых организаций.
По состоянию на 18 марта 2008 год в государственном реестре было зарегистрировано 857 страховых организаций, а на 30 июня 2009 год произошло сокращение до 743 страховых организаций. По прогнозам на 2010 год общее число страховых организаций будет сокращаться в большей степени и, скорее всего, составит 400 – 450 организаций.
4. Сокращение емкости или
Рассмотрим динамику страхового рынка (рис. 3) за период с 2005 по 2008 год и проанализируем причины изменений за четыре года.
Причинами являются следующие:
1) Резкий экономический спад в стране, - ВВП по итогам 1 квартала упал еще сильнее, чем страховой рынок, в номинальном выражении – на 9,5%, выраженный в замедлении темпов строительства, сокращении промышленного производства, росте просроченной кредиторской задолженности, снижении продаж иностранных автомобилей на 39% к уровню первого квартала прошлого года;
2) Быстрый рост безработицы, - он составил 7,7 млн. человек к концу апреля, следовательно, произошло снижение платежеспособного спроса на страховые услуги со стороны физических лиц и сокращение расходов на страхование со стороны предприятий крупного и среднего бизнеса;
3) Заметное уменьшение на рынке
количества операторов –
4) С особой силой проявившаяся тенденция демпинга страховых тарифов в корпоративных видах страхования, а также в КАСКО;
5) Проявляется тенденция
Рис. 3 – Динамика страхового рынка за период с 2005 по 2008 г.
Существует два прогноза динамики российского страхового рынка по итогам первого полугодия 2009 года, который показывает сокращение объема российского страхового рынка:
1. Второй волны кризиса не будет: объем рынка в 2009 году составит 526,8 млрд. рублей, темпы прироста -5,1% (-2% во втором полугодии 2009 года).
2. Вторая волна кризиса будет: объем рынка в 2009 году составит 499,5 млрд. рублей, темпы прироста -10,0% (-12% во втором полугодии 2009 года).
В целом, чтобы понять, как будет развиваться рынок, надо определить, как на него будет влиять финансовый кризис. Прежде всего, надо заметить, что никакого финансового кризиса в России пока нет. Кризис - это перерыв в нормальном развитии экономики, и у него есть четыре основных признака: спад производства, убытки бизнеса, падение доходов населения и потеря сбережений. В то же время реальный рост ВВП по итогам 2009 года прогнозируется на уровне 6-7%, ожидается рост производства на 5-6% и реальных доходов - не менее чем на 5%. Опрос жителей крупных и средних городов, проведенный в конце сентября, показал, что 50% верят в надежность российской финансовой системы (не верят в нее 34%).
Существенным фактором считается то, что в нашей стране, в отличие от США и ЕС, задолженность домохозяйств не достигла значительного уровня: на 1 июля объем задолженности по кредитам, предоставленным банками населению, составлял 3,6 трлн рублей (совокупные доходы населения в 2007 году составили 18,6 трлн рублей), а госбюджет сводится с профицитом.
Главная проблема российской экономики - высокая задолженность бизнеса. Банкам внутри страны он должен 11,5 трлн рублей, и еще 12,5 трлн рублей (490 млрд долл.) - иностранным инвесторам. В сумме это больше половины ВВП страны. Очевидно, большая часть этого долга не подкреплена ничем, кроме оптимистического ожидания быстрого роста российской экономики и доходов населения.
2.4. Зарубежный опыт страховой деятельности.
В качестве оценки зарубежного опыта в области страховой деятельности возьмем такое государство как США (USA) и рассмотрим отличия российского от американского страхового рынка.
В первую очередь, американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. Во-вторых, в США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни, что значительно превышает общее количество советского страхового рынка.
Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Каждый штат выдвигает свои требования относительно минимального уровня капитала, видов предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.
Информация о работе Страховой рынок и его развитие в Российской Федерации