Страховой рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех.
Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт, что общий объем страховых платежей составляет в Российской Федерации не более 1 % от годового ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 8 - 10 %.
Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития.
Данная тема достаточно актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику.

Файлы: 1 файл

Страховой рынок 2.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

 

(средний уровень  коэффициента страховых выплат 25-30%, без учета ОМС), в то время как отечественные компании собирают большую долю страховых премий в сегменте «нежизнь» (средний уровень коэффициента страховых выплат 40  - 45%, без учета ОМС).

Данные различия в уровне выплат связаны в значительной степени с интересом иностранных компаний к рынку страхования жизни. Так, по результатам 2011 года страховые компании со 100% иностранного капитала собрали 11,8 млрд. руб. из 34,7 млрд. руб. и выплатили 3,8 млрд. руб. страховых премий, при коэффициенте выплат 32,2%. Компании со смешанным акционерным участием собрали 10,3 млрд. руб. при выплатах в 3,8 млрд. руб. при коэффициенте выплат 37,1%. Таким образом, иностранные страховые компании ярко демонстрируют свой долгосрочный интерес к рынку страхования жизни, занимая более 63% данного сегмента и вкладывая в этот сегмент страхового рынка значительные финансовые ресурсы через увеличение уставного капитала. С учетом того, что рынок страхования жизни обладает значительным потенциалом развития (доля страхования жизни в ВВП РФ - 0,05%, в других развивающихся странах - 2-3% ВВП, а развитых - 5-8% ВВП, согласно оценка Swiss Re), вполне естественно, что иностранных страховщики направляют в данный страховой сегмент значительные финансовые ресурсы.

При этом важно понимать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда рынок достигнет зрелого уровня и с аккумулирует значительные финансовые ресурсы резко возрастет риск «возврата» иностранных инвестиций. Отток «длинных» и «дешевых» страховых средств за рубеж крайне негативно скажется на динамике экономического развития страны. Для недопущения данного сценария необходимо законодательно ограничить возможности иностранных страховщиков по инвестированию страховых средств в иностранные активы, создать налоговые стимулы в сфере капитальных и инфраструктурных инвестиций. Это подсказывает анализ деятельности иностранных страховщиков в странах ЦВЕ: кризис 2008-2009 гг. на рынках этого региона показал, что в случае финансовых затруднений материнские компании предпочитают выводить капитал из своих филиалов и дочерних компаний, работающих на развивающихся рынках.

Вступление России в ВТО знаменует собой начало нового периода развития национального страхового рынка, так как предполагает значительную либерализацию условий для «входа» и функционирования иностранных страховых компаний.

После присоединения России к ВТО 49-процентное ограничение на участие иностранного капитала в компаниях, занимающихся страхованием жизни и ОСАГО, переведут в 51-процентное ограничение с даты присоединения к ВТО и отменят через пять лет. Необходимо отметить, что с 2004 года 49 -процентное ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и автогражданской ответственности, не применяют к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС.

Начиная со дня вступления России в ВТО, будут сняты ограничения в отношении трансграничного страхования рисков, связанных с международной перевозкой пассажиров, а также страхования ответственности, связанной с такой перевозкой, международной перевозкой грузов, международным гражданским авиационным сообщением и ответственности в рамках международной системы «Зеленая карта». Через 4 года со дня вступления в ВТО будет разрешено трансграничное страхование грузов, средств транспорта и ответственности при внутренних морских и авиационных перевозках, за исключением обязательного страхования ответственности авиаперевозчика, а также жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна.

Протокол содержит так называемую «дедушкину оговорку», согласно которой для страховых и перестраховочных компаний, являющихся дочерними обществами иностранных инвесторов, получившими лицензии на страхование (перестрахование) жизни, обязательное страхование и страхование за счет государственного бюджета до вступления России в ВТО, лицензии будут сохранены;

Не предусматривается значительных изменений в правилах, существующих в настоящее время в отношении страховых брокеров и страховых агентов. По-прежнему требуется создание российского юридического лица и не допускается посредническая деятельность в целях заключения договоров страхования с иностранными страховщиками. Исключением являются указанные выше договоры страхования рисков, связанных с международными перевозками.

Таким образом, необходимо отметить, следующие моменты: во-первых, ратификация «Протокола вступления Российской Федерации в ВТО» Государственной Думой и завершение процедуры вступления потребуют значительных корректировок в страховом законодательстве в части регулирования деятельности иностранных организаций; во-вторых, достигнутые условия по либерализации отечественного страхового рынка создают предпосылки для утраты лидирующих позиций отечественным страховыми группами; в-третьих, у федеральных законодательных и исполнительных органов власти имеется достаточно длительный период времени для совершенствования законодательного поля, создания предпосылок для устойчивого развития страховых организаций с преобладанием отечественного капитала.

Несмотря на значительные риски - вывоз капитала материнскими организациями из филиалов в страну происхождения, утрату контроля за долгосрочными, дешевыми финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в сегменте страхования жизни, снижение базы для налогообложения прибыли страховой компании, - связанные с участием Российской Федерации в ВТО, для устойчивого развития национального страхового рынка присоединение к данной международной организации дает стране множество преимуществ. Их получение и является целью присоединения к ВТО. Безусловно, процессы совершенствования законодательства, механизмы регулирования деятельности страховых компаний, профессиональный уровень участников страховых операций имеют благоприятную тенденцию развития, при это вступление в ВТО должно придать им ускорение и способствовать их более динамичному развитию. Конкретными преимуществами присоединения для государства, страховых компаний и страхователей можно считать:

  • активизацию процессов гармонизации национального законодательства и международных норм;
  • внедрение современных стандартов контроля за платежеспособностью страховщиков: переход от контроля отклонений фактической маржи платежеспособности страховой организации к стандартам финансовой устойчивости Solvency 2;
  • интенсификацию деятельности национальных операторов на основе заимствования и активного использования технологий страхового маркетинга, управления бизнесом, персоналом, совершенствования инфраструктуры продаж страховых продуктов, которые применяются в бизнес-практике страховых «мейджоров»;
  • повышение профессионального уровня страховых актуариев в связи с ускорением процедуры принятия законопроекта «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и расширения сотрудничества с Международной актуарной ассоциацией. Иностранные страховые организации, привыкшие к работе с актуариями, дадут дополнительный импульс принятию законопроекта, который находится на обсуждении уже более десяти лет;
  • снижение цены страхового полиса и повышение уровня страховой защиты для конечного потребителя вследствие роста конкуренции на рынке.

С целью недопущения  доминирования иностранных компаний и их филиалов в отдельных секторах отечественного страхового рынка при присоединении к ВТО необходимо:

  • «перераспределить» 50%-ную квоту для иностранных страховых компаний между страхованием жизни и «нежизни» в сторону страхования «нежизни» с целью сохранения «пространства» в сегменте страхования жизни для национальных страховых операторов. Для этого необходимо сделать выбор в пользу разрешительного порядка их открытия (с учетом китайского опыта), а не уведомительного;
  • снять законодательные ограничения на развитие unit-linked продуктов для ускорения развития рынка страхования жизни национальными страховыми компаниями, увеличив лимит доли активов, размещаемых в паи паевых инвестиционных фондов, до 20-30%; снять ограничение на требование определения страховой суммы в момент заключения договора страхования жизни; определить правила и стандарты по работе с данным продуктом;
  • ввести специальный механизм определения налогооблагаемой базы для филиалов международных страховщиков. Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ «... расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода», таким образом, филиал иностранной страховой компании может декларировать расходы, понесенные на получение консалтинговых, организационных услуг от материнской компании, с целью снижения уровня налогооблагаемой базы. При этом снижение уровня налогооблагаемой базы возможно и вследствие того, что между филиалами могут распределяться и расходы, напрямую не относящиеся к деятельности определенного отделения страховой компании или одновременно относящиеся к деятельности обоих отделений. Определять базу по налогу на прибыль филиала следует исходя из допущения, какую прибыль филиал мог бы получить, являясь самостоятельным предприятием. Иначе говоря, налогообложение филиалов должно строиться на тех же принципах, что и налогообложение участников группы компаний;
  • разработать правила финансового учета по отнесению прибыли при перестраховании рисков в головной компании. На данный момент отсутствуют правила налогообложения филиалов страховых компаний при перестраховании ими рисков через материнскую <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_04421__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Страховой рынок России