Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:25, курсовая работа
Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех.
Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт, что общий объем страховых платежей составляет в Российской Федерации не более 1 % от годового ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 8 - 10 %.
Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития.
Данная тема достаточно актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику.
(средний уровень коэффициента страховых выплат 25-30%, без учета ОМС), в то время как отечественные компании собирают большую долю страховых премий в сегменте «нежизнь» (средний уровень коэффициента страховых выплат 40 - 45%, без учета ОМС).
Данные различия в уровне выплат связаны в значительной степени с интересом иностранных компаний к рынку страхования жизни. Так, по результатам 2011 года страховые компании со 100% иностранного капитала собрали 11,8 млрд. руб. из 34,7 млрд. руб. и выплатили 3,8 млрд. руб. страховых премий, при коэффициенте выплат 32,2%. Компании со смешанным акционерным участием собрали 10,3 млрд. руб. при выплатах в 3,8 млрд. руб. при коэффициенте выплат 37,1%. Таким образом, иностранные страховые компании ярко демонстрируют свой долгосрочный интерес к рынку страхования жизни, занимая более 63% данного сегмента и вкладывая в этот сегмент страхового рынка значительные финансовые ресурсы через увеличение уставного капитала. С учетом того, что рынок страхования жизни обладает значительным потенциалом развития (доля страхования жизни в ВВП РФ - 0,05%, в других развивающихся странах - 2-3% ВВП, а развитых - 5-8% ВВП, согласно оценка Swiss Re), вполне естественно, что иностранных страховщики направляют в данный страховой сегмент значительные финансовые ресурсы.
При этом важно понимать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда рынок достигнет зрелого уровня и с аккумулирует значительные финансовые ресурсы резко возрастет риск «возврата» иностранных инвестиций. Отток «длинных» и «дешевых» страховых средств за рубеж крайне негативно скажется на динамике экономического развития страны. Для недопущения данного сценария необходимо законодательно ограничить возможности иностранных страховщиков по инвестированию страховых средств в иностранные активы, создать налоговые стимулы в сфере капитальных и инфраструктурных инвестиций. Это подсказывает анализ деятельности иностранных страховщиков в странах ЦВЕ: кризис 2008-2009 гг. на рынках этого региона показал, что в случае финансовых затруднений материнские компании предпочитают выводить капитал из своих филиалов и дочерних компаний, работающих на развивающихся рынках.
Вступление России в ВТО знаменует собой начало нового периода развития национального страхового рынка, так как предполагает значительную либерализацию условий для «входа» и функционирования иностранных страховых компаний.
После присоединения России к ВТО 49-процентное ограничение на участие иностранного капитала в компаниях, занимающихся страхованием жизни и ОСАГО, переведут в 51-процентное ограничение с даты присоединения к ВТО и отменят через пять лет. Необходимо отметить, что с 2004 года 49 -процентное ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и автогражданской ответственности, не применяют к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС.
Начиная со дня вступления России в ВТО, будут сняты ограничения в отношении трансграничного страхования рисков, связанных с международной перевозкой пассажиров, а также страхования ответственности, связанной с такой перевозкой, международной перевозкой грузов, международным гражданским авиационным сообщением и ответственности в рамках международной системы «Зеленая карта». Через 4 года со дня вступления в ВТО будет разрешено трансграничное страхование грузов, средств транспорта и ответственности при внутренних морских и авиационных перевозках, за исключением обязательного страхования ответственности авиаперевозчика, а также жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна.
Протокол содержит так называемую «дедушкину оговорку», согласно которой для страховых и перестраховочных компаний, являющихся дочерними обществами иностранных инвесторов, получившими лицензии на страхование (перестрахование) жизни, обязательное страхование и страхование за счет государственного бюджета до вступления России в ВТО, лицензии будут сохранены;
Не предусматривается значительных изменений в правилах, существующих в настоящее время в отношении страховых брокеров и страховых агентов. По-прежнему требуется создание российского юридического лица и не допускается посредническая деятельность в целях заключения договоров страхования с иностранными страховщиками. Исключением являются указанные выше договоры страхования рисков, связанных с международными перевозками.
Таким образом, необходимо отметить, следующие моменты: во-первых, ратификация «Протокола вступления Российской Федерации в ВТО» Государственной Думой и завершение процедуры вступления потребуют значительных корректировок в страховом законодательстве в части регулирования деятельности иностранных организаций; во-вторых, достигнутые условия по либерализации отечественного страхового рынка создают предпосылки для утраты лидирующих позиций отечественным страховыми группами; в-третьих, у федеральных законодательных и исполнительных органов власти имеется достаточно длительный период времени для совершенствования законодательного поля, создания предпосылок для устойчивого развития страховых организаций с преобладанием отечественного капитала.
Несмотря на значительные риски - вывоз капитала материнскими организациями из филиалов в страну происхождения, утрату контроля за долгосрочными, дешевыми финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в сегменте страхования жизни, снижение базы для налогообложения прибыли страховой компании, - связанные с участием Российской Федерации в ВТО, для устойчивого развития национального страхового рынка присоединение к данной международной организации дает стране множество преимуществ. Их получение и является целью присоединения к ВТО. Безусловно, процессы совершенствования законодательства, механизмы регулирования деятельности страховых компаний, профессиональный уровень участников страховых операций имеют благоприятную тенденцию развития, при это вступление в ВТО должно придать им ускорение и способствовать их более динамичному развитию. Конкретными преимуществами присоединения для государства, страховых компаний и страхователей можно считать:
С целью недопущения
доминирования иностранных