Структура и функции Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Содержание работы

Введение 3
1. История создания и развития Пенсионного Фонда РФ 5
2. Структура, руководство и управление ПФР 9
3. Функции Пенсионного Фонда Российской Федерации 12
Заключение. 16
Список использованной литературы: 18

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

 

 

Экономический факультет

Кафедра финансы и кредит

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Структура и функции Пенсионного фонда РФ»

 

 

 

 

                                               Выполнила:

                                                 Проверила:

 

 

 

 

Саранск

2013 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. История  создания и развития Пенсионного  Фонда РФ 5

2. Структура, руководство и управление ПФР 9

3. Функции  Пенсионного Фонда Российской  Федерации 12

Заключение. 16

Список использованной литературы: 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пенсионное обеспечение  является базовой и одной из самых  важных социальных гарантий стабильного  развития общества, поскольку непосредственно  затрагивает интересы нетрудоспособного  населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает  в настоящий момент свыше 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические  цели. 

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств. 

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение  по достижении соответствующего пенсионного  возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В силу масштабности государственной  программы пенсионного обеспечения  в условиях нашей страны, а также  учитывая ее сложность, обусловленную  особенностями накопленных за советский  период пенсионных обязательств, современная  пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни  всего государства, но и в финансово-бюджетной  системе страны, оказывая самое серьезное  влияние на формирование и перераспределение  денежных ресурсов в региональном и  отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем  изученности отечественной системы  пенсионного обеспечения следует  отметить низкую степень изученности  экономических основ пенсионного  обязательного страхования в  зарубежных странах с различным  социально-экономическими и демографическими особенностями.

Для систематического изложения  основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально  были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного  обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями. 

 
 

 

1. История создания и развития  Пенсионного Фонда РФ

 

Масштабность и глубина  радикально-рыночных преобразований в  экономике потребовали применения принципиально новых экономических  и правовых оснований в сфере  пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решен  основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и  значительный подъем материального  положения пенсионеров, а также  резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. 

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  №442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был  сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.  

В дальнейшем система страховых  взносов была закреплена Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым  определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. 

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции  ПФР и внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в  частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. При этом базовая  часть финансируется за счет средств  федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц  на финансирование страховой части  трудовой пенсии, накопительная –  за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.  

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы  в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.  

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С  этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины  й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена  дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК  будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон  не предусматривает возможность  распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи  с неблагоприятной экономической  ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам  с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР  была проведена вся необходимая  организационная работа и практически  сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.  

В связи с принятием  летом 2009 года ряда законодательных  актов, которые с 1 января 2010 года в  значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации  существенно расширилась. 

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация  – это переоценка расчетного пенсионного  капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%. 

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая  социальная доплата. Если пенсионер  живет в регионе, где прожиточный  минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. 

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды  обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Одно из дальнейших направлений  работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации. 

2. Структура, руководство и управление ПФР

 

ПФР и подчиненные ему  органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую  средствами обязательного пенсионного  страхования в России:

1) федеральный уровень  — ПФР (правление, исполнительная  дирекция);

2) федеральные округа  Российской Федерации — управления  ПФР в федеральных округах  (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской  Федерации — территориальные  отделения ПФР (в соответствующих  регионах);

4) местный — городской  (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно  действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР  входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью  отделений ПФР.

В состав правления ПФР  могут входить представители  общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых  связана с защитой интересов  пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР  могут принимать участие с  правом совещательного голоса управляющие  отделениями ПФР по республикам  в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Организационная структура  Пенсионного фонда Российской Федерации  выглядит следующим образом:

 

 
Пенсионный фонд Российской Федерации

Информация о работе Структура и функции Пенсионного фонда РФ