Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

В том случае, если в отношении организации-должника в арбитражном суде возбуждено дело о его несостоятельности (банкротстве), должник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспособность. Согласно Закону Республики Казахстан «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд может ввести одну из двух процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника: либо процедуру финансового оздоровления, либо процедуру внешнего управления.

Файлы: 1 файл

судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Меры по финансовому оздоровлению предприятия могут быть предприняты  как в судебных процедурах несостоятельности (банкротства), так и во внесудебных  процедурах.

 

В том случае, если в отношении  организации-должника в арбитражном  суде возбуждено дело о его несостоятельности (банкротстве), должник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспособность. Согласно Закону Республики Казахстан «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд может ввести одну из двух процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника: либо процедуру финансового оздоровления, либо процедуру внешнего управления.

 

Процедура внешнего управления в первую очередь нацелена на мобилизацию  внутренних ресурсов должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов должника для восстановления его платежеспособности, возможно привлечение и финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов).

 

Одной из важных особенностей процедуры  внешнего управления является разработка внешним управляющим плана внешнего управления, который должен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника.

 

  План внешнего управления имуществом должника не имеет строго регламентированной формы, однако он должен содержать исчерпывающие обоснования возможности достижения в установленные арбитражным судом сроки (в общем случае — не более 12 месяцев, данный срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев) целей внешнего управления — восстановления платежеспособности организации-должника.

 

Кроме того, осуществление внешнего управления обусловлено введением  моратория на осуществление требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего управления. Следует отметить также, что проведение мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, осуществляется под наблюдением его кредиторов.

 

Помимо судебных процедур, направленных на оздоровление организации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных процедурах.

 

 При этом роль кредиторов  в ряде случаев может быть  столь же значимой как и  в судебных процедурах, однако  инициатива в проведении мероприятий,  направленных на восстановление  и укрепление платежеспособности предприятия как правило исходит от самого предприятия либо его собственника.

 

Законом Республики Казахстан «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен комплекс мер по предупреждению банкротства  организаций.

 

 Так, учредители (участники)  должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

 

 В рамках мер по предупреждению  банкротства должнику может быть  предоставлена финансовая помощь  в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств  и обязательных платежей и  восстановления платежеспособности должника. Данная процедура является процедурой досудебной санации.

 

Следует отметить, что наличие разработанного и в установленном порядке  утвержденного бизнес-плана является одним из основных условий предоставления неплатежеспособной организации государственной финансовой поддержки.

 

Помимо реабилитационных для должника процедур, Законом о банкротстве  предусматриваются также процедуры  наблюдения, конкурсного производства и мирового соглашения.

 

Финансовое оздоровление — процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения.

 

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на срок не более чем два года при наличии  ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия либо третьих лиц к первому собранию кредиторов должника о введении финансового оздоровления. При финансовом оздоровлении органы управления должника действуют с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Данная процедура основывается на реализации плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

 

Внешнее управление — процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

 

При внешнем управлении полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. Данная процедура, прежде всего, нацелена на мобилизацию  внутренних ресурсов должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов должника для восстановления его платежеспособности возможно привлечение и финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов).

 

Одной из важных особенностей внешнего управления является разработка внешним управляющим плана внешнего управления, который должен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника. План внешнего управления не имеет строго регламентированной формы, вместе с тем он должен содержать исчерпывающие обоснования возможности достижения в установленные арбитражным судом сроки (в общем случае — не более 18 мес, данный срок может быть продлен не более чем на 6 мес.) цели внешнего управления — восстановления платежеспособности организации-должника. Кроме того, внешнее управление обусловливается введением моратория на выполнение требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего управления. Следует отметить также, что мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, проводятся под наблюдением его кредиторов.

 

Помимо судебных процедур, направленных на оздоровление организации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных процедурах. При этом роль кредиторов в ряде случаев может быть столь же значимой, как и в судебных процедурах. Тем не менее, инициатива в проведении мероприятий, направленных на восстановление и укрепление платежеспособности предприятия, как правило, исходит от самого предприятия либо его собственника.

 

Законом о банкротстве предусмотрены  меры по предупреждению банкротства  организаций. Учредители (участники) должника — юридического лица, собственник  имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнитель­ной власти субъектов РК, а также органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В качестве меры по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Данная мера является процедурой досудебной санации.

 

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

 

Как уже было отмечено ранее, меры по оздоровлению предприятия или  организации могут проводиться в судебном и во внесудебном порядке. Через суд решаются вопросы, непосредственно связанные с банкротством данного предприятия. В случае неплатежеспособности предприятия или организации арбитражный суд может ввести особую процедуру судебной санации, направленной на внешнее управление должником. Данная мера вводится также с целью восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление должником предполагает разработку плана внешнего управления. Данный план составляется исключительно внешним управляющим. Следует также отметить, что план внешнего управления должен в обязательном порядке быть утвержден собранием кредиторов должника. В содержании плана должны указываться сведения о сроке и целях управления предприятием, т. е. восстановления платежеспособности должника. При установлении на предприятии или организации внешнего управления происходит мобилизация внутренних средств предприятия, а также установление строгого контроля за всеми проводимыми финансовыми операциями. Основной характерной особенностью судебной санации является осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению организации под надзором кредиторов предприятия.

 

Наряду с судебными процедурами  могут также применяться и  внесудебные методы по оздоровлению предприятия. В данном случае роль кредиторов является не менее значимой, чем в случае применения судебных мер. Основным отличительным признаком применения внесудебного метода оздоровления предприятия является тот факт, что инициатива по финансовому оздоровлению предприятия исходит исключительно от собственника предприятия без какого-либо принуждения. В большинстве случаев внесудебные методы оздоровления предприятия применяются в отношении государственных предприятий или организаций. Бизнес-план предприятия должен иметь пункты, содержащие мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия, а также мероприятия, направленные на поддержание и развитие бизнеса. Наличие такого рода бизнес-плана позволяет получить от государства финансовую поддержку в момент финансовых затруднений.

 

Финансовое оздоровление с экономической  точки зрения представляет собой  реструктуризацию организации-должника. Необходимыми элементами реструктуризации являются: расчеты с кредиторами  должника, срок исполнения требований которых по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей наступил на дату введения финансового оздоровления, только в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности; реализация мероприятий плана финансового оздоровления должника, направленных на аккумуляцию должником средств, необходимых для осуществления расчетов.

 

 Следует учитывать также,  что введение процедуры финансового  оздоровления обусловливает ряд  ограничений действий должника, например таких, как:

 

 •   требования кредиторов  по денежным обязательствам и  об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;

 

 •   отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований кредиторов;

 

 •  аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения  принадлежащим ему имуществом  могут быть наложены исключительно  в рамках процедуры о банкротстве;

 

 •   приостанавливается выполнение  исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о: взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждений по авторским договорам; истребовании имущества из чужого незаконного владения; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда;

 

 •   запрещаются: удовлетворение  требований учредителя (участника)  должника о выделении доли (пая)  в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

 

 •   запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

 

 •  не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения установленных  Законом о банкротстве требований  кредиторов;

 

•   не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

 

 Согласно положениям Закона  о банкротстве на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размерах.

 

 Неустойки (штрафы, пени), суммы  причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления по графику погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

 

 В процедуре финансового  оздоровления должник в соответствии  с Законом о банкротстве не  вправе без согласия собрания  кредиторов (комитета кредиторов) совершать  сделки или несколько взаимосвязанных  сделок, в которых у него имеется заинтересованность, или они:

 

 •  связаны с приобретением,  отчуждением или возможностью  отчуждения прямо либо косвенно  имущества должника, балансовая  стоимость которого составляет  более 5% балансовой стоимости  активов должника на последнюю  отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

 

 •  влекут за собой выдачу  займов (кредитов), выдачу поручительств  и гарантий, учреждение доверительного  управления имуществом должника.

 

 Кроме того, должник не вправе  без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

 

 В случае, если размер денежных  обязательств должника, возникших  после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Информация о работе Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления