Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Данная тема контрольной работы выбрана потому, что в настоящее время моя трудовая деятельность проходит в Федеральном казенном учреждении, финансирование которого осуществляется из Федерального бюджета. Поэтому тема бюджета и его экономической значимости мы очень интересна и необходима.

Содержание работы

Введение
1. Определение бюджета и его виды
2. Сущность бюджета как экономической категории
3. Функции и значение бюджета.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА финансы 4 семестр.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Финансы

по теме: Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление: Экономика

Профиль: Экономика труда

Группа: ЭТРп-12КТ

Ф.И.О: Грехов Иван Владимирович

 

 

 

 

                                        Екатеринбург

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение

     1. Определение бюджета и его виды

     2. Сущность бюджета как экономической категории

  3. Функции и значение бюджета.

  Заключение

  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Данная  тема контрольной работы  выбрана  потому, что в  настоящее время  моя трудовая деятельность проходит в Федеральном казенном учреждении, финансирование которого осуществляется  из Федерального бюджета. Поэтому тема бюджета и его экономической значимости мы очень интересна и необходима.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой есть бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

В Российской Федерации состав бюджетной системы определяется конституцией РФ, которая закрепляет право органов государственной  власти и местного самоуправления на составление и исполнение собственных  бюджетов и системы внебюджетных фондов

Бюджетная система функционирует  на основе специальных принципов, установленных  в бюджетном кодексе. Таких принципов  сейчас записано в кодексе десять:

-принцип  единства бюджетной системы; 

-принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ;

-принцип  самостоятельности бюджетов;

-принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджета; 

-сбалансированность  бюджетов;

-эффективности  и экономности использования  бюджетных средств; 

-принцип  совокупного покрытия расходов;

-принцип  гласности; 

-достоверность  бюджета; 

-адресность  и целевой характер бюджетных  средств. 

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО ВИДЫ

 

Бюджет –  английский термин. Означает кожаный  мешок.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

В юридической и экономической  литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации  есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства  и его структур. В бюджетах концентрируются  основные доходы и расходы государства  и других его общественно - территориальных  образований. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя:

-государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Государственный федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

- бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

В бюджетах субъектов Российской Федерации  раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. И возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. А также полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для  исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных  образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

 

2. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Бюджет  объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный  кредит, расходы) в их статике и  динамике, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности имеет много аспектов, что находит свое отражение, как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом  государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс  его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве  РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно  и ежегодно влиять на общую социально-экономическую  политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

 От  формирования реалистичного закона  о бюджете зависит общая социальная  и экономическая ситуация в  России.

 Современное  развитие России как правового  государства предполагает создание  четкой системы законодательства. Несовершенство бюджетного законодательства  отрицательно сказывается на  финансовой обеспеченности Российской  Федерации, ее регионов и муниципальных  образований, в итоге приводя  к невыполнению государством  стоящих перед ним задач и  функции.

Бюджет  как экономическая категория  представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом которых  является государство. Исторически  в состав бюджетных отношений  включаются:

1.  Отношения  между государством и юридическими  и физическими лицами по поводу  изъятия части доходов в пользу  государства. И между государством  как плательщиком средств, и  физическими и юридическими лицами  как получателями средств по  поводу различных выплат из  бюджета.

2.  Отношения  между государственными и местными  органами по поводу перераспределения  меду ними доходов и расходов  бюджетов.

По мере развития финансовых отношений у  государства появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом, это:

- формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий;

- по мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.

На практике бюджетные отношения представлены в форме различных финансовых планов государственных и местных  органов, которые в обязательном порядке законодательно утверждаются.

 С  организационной и юридической  точки зрения бюджет государства  рассматривается. во-первых, как  основной финансовый план государства  – смета предстоящих расходов  и доходов. Во-вторых, как законодательный  акт государственных органов  и нормативный документ органов  местного самоуправления.

 В  условиях рыночной экономики  бюджет является основным инструментом  прогнозирования и планирования  экономических отношений со стороны  государства. В процессе бюджетного  прогнозирования и планирования  государство определяет общеэкономические  и бюджетные показатели развития  на очередной год и среднесрочную  перспективу до 5 лет.

 

 

 

  3. ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

Функция- это форма проявления в действии экономической категории.

Функционирование  бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков  происходит распределение внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода, то есть распределяется общественный продукт.

Бюджет  выполняет основную функцию –  распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт. Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг.

Распределение общественного продукта проходит по двум стадиям:

-первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы – прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия;

-после формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов.

В процессе перераспределения осуществляется также финансирование расходов:

- по территориальному (федеральные, региональные и  местные бюджеты);

- по экономическому (подразделяются по отдельным целевым направлениям использования. Оплата товаров, работ и услуг, заработная плата в бюджетных организациях, трансферты населению, дотации, субвенции и субсидии организациям и так далее);

-  по функциональному и ведомственному признаку (распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и так далее).

Через бюджеты  всех уровней в РФ в настоящее  время перераспределяется примерно 24% ВВП.

Бюджет  выполняет также контрольную  функцию. Контрольная функция предполагает наличие финансовой информации, поступающей  от денежных потоков. Количественная оценка потока представляет собой финансовую информацию, которая является базой  для проведения финансового контроля.

Информация о работе Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета.