Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Данная тема контрольной работы выбрана потому, что в настоящее время моя трудовая деятельность проходит в Федеральном казенном учреждении, финансирование которого осуществляется из Федерального бюджета. Поэтому тема бюджета и его экономической значимости мы очень интересна и необходима.

Содержание работы

Введение
1. Определение бюджета и его виды
2. Сущность бюджета как экономической категории
3. Функции и значение бюджета.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА финансы 4 семестр.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)

      При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.

Фискальная  роль бюджета заключается в том, что государство для полного  финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и  расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве  стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

В условиях бюджетного дефицита государство может  проводить различную финансовую политику, которая, как правило, направлена на уменьшение размеров этого дефицита. Это может обеспечиваться:

-использованием благоприятной экономической конъюнктуры, когда есть возможность получать дополнительные доходы без ущемления интересов плательщиков. Такая ситуация наблюдается в период экономического роста. Автоматически увеличивается налоговая база. Экономическая конъюнктура никогда не бывает стабильной, экономика циклична, поэтому за периодами экономического роста, следует спад. Строить стабильный бездефицитный бюджет, только на основе экономической конъюнктуры невозможен;

-   в определенных случаях для обеспечения роста доходов государство может изменять уровень налоговой нагрузки на плательщиков. Налоговая нагрузка это отношение суммы налогов к ВВП, умноженное на 100;

-   сокращение расходов.

Если  государство не может обеспечить равновесный бюджет, то используется тот или иной тип политики дефицитного  финансирования:

- политика циклического бюджетного равновесия. Государство отказывается от ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и переходит к обеспечению бюджетного равновесия в течение нескольких лет. Как правило, этот промежуток времени охватывает экономический цикл. В период у государства образуются бюджетные профициты, которые оно накапливает для финансирования бюджетных дефицитов, образующихся в годы спадов и депрессий.

-   хронический бюджетный дефицит предполагает, что он будет покрыт за счет кредитных источников. Это приводит к увеличению государственного долга.

В современных  условиях государство стремится  ограничить размеры бюджетных дефицитов  и государственного долга, чтобы  не было роста инфляции, нестабильности валютных курсов и так далее.

Нормальным  уровнем бюджетного дефицита считается  дефицит не более 3% ВВП. Предельный размер государственного долга –  не выше 60% годового ВВП.

      При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов (регулирующая роль).

Государство, используя бюджетные инструменты  – налоги и бюджетное финансирование, пытается воздействовать на экономические  процессы в нужном для себя направлении.

Государство оказывает воздействие в основном на 4 экономических процесса:

- экономический рост;

- уровень занятости;

- состояние денежного обращения (уровень инфляции);

- валютный курс.

Государство может осуществлять два типа воздействия:

- стимулирующее.  Осуществляется при помощи сокращения  налогового бремени и увеличения  бюджетного финансирования. Такая  политика стимулирует рост производства  и реализации товаров, работ  и услуг, а также увеличивает занятость;

-сдерживающее, или рестрикционное регулирование.  Осуществляется путем увеличения  налогов и сокращения бюджетного  финансирования. Оно проводится, как  правило, для сдерживания денежной  массы, находящейся в обращении,  и тем самым, для снижения  темпов инфляции и стабилизации  валютных курсов. 

Проблемы, возникающие при регулировании:

-  регулирование  носит косвенный характер, поэтому  цели, которые были заложены государством  при проведении регулирования,  могут быть недостигнуты. Причина  не достижения целей регулирования  – в различной целевой направленности  финансовой политики, которую проводит  государство и экономические субъекты;

- при  проведении стимулирующей политики  государство, как правило, не  может обеспечить свои фискальные  цели. Это противоречие носит  временный характер, так как после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов;

- нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система. Обычно при стагфляции сначала государство осуществляет рестрикционное, сдерживающее регулирование, а затем переходит к стимулирующему регулированию, увеличивающему объем производства;

- бюджетное  регулирование может быть использовано  только для формирования среднесрочных  и долгосрочных пропорций и  направления развития экономических  отношений. Бюджетный механизм  регулирования достаточно инертный  и требует длительного периода  времени для его изменения,  а также для введения в действие. Поэтому для регулирования текущих проблем развития экономики государство, как правило, применяет кредитные механизмы регулирования, такие как учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования ЦБ, нормативы обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и операции центрального банка на открытых рынках (валютном, фондовом, кредитном).

.

 

         

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

При написании данной работы передо мной стояла задача понять и  раскрыть содержание бюджета как  экономической категории, изложить его основные виды, свойства, функции, рассмотреть источники формирования и направления расходования средств бюджета, определить как основную базу социально-экономического развития общества.

В результате изучения данной темы можно сделать следующие выводы:

- бюджет представляет  собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

- государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие  потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Правильной организации бюджетного процесса и предусмотрение соответствующих форм предоставления государственной поддержки либо в форме оплаты услуг, либо в форме предоставления субсидий организациям.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов.

На каждом из уровней бюджета  решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить, что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит, политика в плане бюджета идет полным ходом и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Конституция Российской Федерации

2 Годин А.М., Подпорина  И.В. Бюджет и бюджетная система  Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.

3 Вахрин П.И. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.

4 Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред.проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета.