Сущность и функции финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Финансы предприятий - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.).
Финансы предприятий - это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.

Содержание работы

Сущность и функции финансов предприятий……………………………2
Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе………………7
Виды финансового контроля ……………………………………………13
Список использованной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Сущность и функции финансов предприятий.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Сущность и функции финансов предприятий……………………………2
  2. Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе………………7
  3. Виды финансового контроля ……………………………………………13

Список использованной литературы………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции финансов предприятий (организаций)

         Финансы предприятий - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.).

Финансы предприятий - это  основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.

          Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов. Эти задачи должен решать функционирующий на том или ином этапе развития общества финансовый механизм.

          Финансовый механизм предприятий - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач.

           Таким образом, если финансы - объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отношения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, - это система управления финансами. Финансовый механизм состоит из:

1.           Механизма управления финансовыми  отношениями;

2.           Механизма управления денежными  фондами.

          Механизм управления финансовыми отношениями включает в себя

взаимодействие между: отдельными предприятиями, в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании; предприятиями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления; предприятиями и организациями, концернами или другими структурами вневедомственного управлениями, в которые входят предприятия, а также между предприятиями и хозрасчетными подразделениями внутри них при распределении и перераспределении финансовых ресурсов; предприятиями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ассигнований; предприятиями и кредитной системой при безналичных и наличных расчетах, получении, погашении ссуд и уплате процентов за кредит, а также при оказании различных банковских услуг, таких как факторинг, траст, лизинг; предприятиями и страховыми компаниями при страховании имущества; предприятиями и фондовым рынком; другие отношения.

         Механизм управления денежными фондами включает два аспекта: определение и оптимизацию источников их образования и эффективное использование аккумулируемых денежных средств. Уставный фонд (капитал) предприятия - это источник его собственных средств, используемый для формирования основных и оборотных средств, Главное

требование к нему - его  достаточность, обеспечивающая независимость, автономию предприятия от заемных источников, а также эффективную работу без чрезмерного риска. В соответствии с мировыми стандартами доля уставного фонда вместе с другими источниками собственных средств в формировании имущества предприятия не должна быть менее половины. Уставный капитал в акционерном обществе является основой для определения количества его акций при заданном их номинале.

          К другим источникам собственных средств (денежных фондов) предприятия, используемых для формирования его имущества, относятся:

- добавочный капитал,  который образуется в результате  переоценки основных фондов;

- резервный фонд - образуется  предприятием за счет прибыли  в пределах 25% уставного капитала, для предприятий с долей иностранного капитала в уставном фонде не менее 30%;

- фонды накопления - средства, направляемые на развитие производства;

- целевое финансирование  и поступления - средства на  строительство и содержание социальных объектов и поступления, от юридических и физических лиц на эти цели;

- арендные обязательства  - задолженность арендатора за  долгосрочно арендуемые основные фонды;

- нераспределенная прибыль.

          Функции финансов предприятий:                

- обеспечивающая;

- распределительная;

- контрольная.

          Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств - одна из главных задач управления финансами предприятий, поскольку при излишке средств снижается эффективность использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут привести к серьезным последствиям. Кроме того, оптимизация источников денежных средств - один из путей получения максимального финансового результата.

          Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей функцией. Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные результаты. Распределяемая выручка от реализации продукции частично направляется на возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства и заработная плата), а другая часть ее представляет его прибыль. Прибыль распределяется между предприятием и бюджетом. Финансовый механизм этих отношений включает:

- зависимость заработной  платы от полезности производимой  продукции и

поступления платежей за нее;

- обоснованное распределение  прибыли между предприятием, торговлей  и банками, при котором большая часть должна доставаться производителю;

- объективную реальность  нормативов распределения прибыли  между предприятиями и бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, предполагающую долговременность и стабильность;

- обоснованность отчислений  на накопление (развитие производства) и потребление;

- достаточность средств  на социальные нужды, на научно-исследовательские

работы, на подготовку кадров и другие цели.

         Контрольная функция финансов предприятий связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства и использования средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются конечные результаты. Одной из форм финансового контроля является использование ряда финансовых показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и др.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе

   Последние годы отличаются устойчивыми темпами экономического роста, достаточно высоким уровнем инвестиционной активности организаций. Темпы роста реальных денежных доходов населения относятся к числу наиболее динамично растущих показателей. Сальдо счета текущих операций платежного баланса России сохраняет большую положительную величину, международные резервные активы продолжают увеличиваться, условия внешней торговли остаются в целом достаточно благоприятными, эффективность экспортных операций является по-прежнему удовлетворительной. Важную роль в этих процессах играет проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Сохранение позитивных экономических тенденций свидетельствует об отсутствии необходимости кардинальных изменений в проводимой политике.

        Определяя целевые параметры денежно-кредитной политики на 2007 год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, как показывает практика прошедших лет, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. В силу этих причин и итоги экономического развития складываются иначе. Так, на экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем прогнозировалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Темпы экономического роста превосходили показатели прогноза, несмотря на более существенное, чем предполагалось, повышение реального эффективного курса рубля. Превышение целевых ориентиров по инфляции в значительной мере было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики. К их числу относится не только существенное увеличение цен на энергоресурсы, но и заметный рост цен на платные услуги населению, особенно административно регулируемые, а также и на отдельные товары вследствие несбалансированности спроса и предложения. Тем не менее, снижение инфляции достигается, хотя и не в установленных пределах (несмотря на существенный рост денежной массы).

          Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, главная цель которой состоит в последовательном снижении инфляции и поддержании ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования позитивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую продукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Стабильная национальная валюта - важная предпосылка устойчивого развития экономики и повышения доверия к проводимой экономической политике. Как представляется, успешное достижение этих целей и есть основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчивого экономического роста.

          За 2000 - 2006 гг. Банку России удалось обеспечить снижение инфляции более чем в три раза. При этом объем ВВП возрос в 1,5 раза. Но, несмотря на очевидные успехи Банка России в борьбе с инфляцией, ее уровень все еще выражается двузначными цифрами: в 2004 г. инфляция составляла 11,7%, в 2005 г. - 10,9%, в 2006г. – 9,8%.

          Тем не менее, инфляция устойчиво снижается. Важную роль в ограничении роста цен играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные изменения в формах и методах проведения денежно-кредитной политики нецелесообразны. Он будет стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля, т. е. к использованию режима его свободного плавания.

 

         Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие изменения в состоянии денежной сферы, то сейчас банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Так, в 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

          Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время, по-видимому, будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Центрального банка, и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

          В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным. Такой механизм прироста денежной базы сформировался в условиях сохраняющихся в течение нескольких лет высоких цен на энергетические ресурсы и относительно низкого уровня процентных ставок на мировых рынках.

При принятии решений в  области процентных ставок Банк России ориентируется не только на состояние российской денежной сферы, но исходит также из необходимости учета в своей политике изменения процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках. В последнее время в мировой экономике отмечалась глобальная тенденция роста процентных ставок. Несколько лет продолжается цикл повышения ставок Федеральной резервной системой США, рыночные ожидания свидетельствуют о возможности продолжения роста ставок Европейского центрального банка и о вероятном повышении ставок Банком Японии. Это дает нам определенный резерв для увеличения процентных ставок без опасения спровоцировать приток спекулятивного капитала и формирования дополнительного давления на валютный курс. Но возможности дальнейшего (более существенного) повышения процентных ставок Банка России по инструментам абсорбции ограничены из-за складывающихся ожиданий укрепления курса рубля к доллару США и небольшой величины процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках.

Информация о работе Сущность и функции финансов предприятий