Сущность и функции финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Финансы предприятий - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.).
Финансы предприятий - это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.

Содержание работы

Сущность и функции финансов предприятий……………………………2
Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе………………7
Виды финансового контроля ……………………………………………13
Список использованной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Сущность и функции финансов предприятий.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому на протяжении последних нескольких лет прирост  золотовалютных резервов Банка России являлся основным источником предложения денег со стороны монетарных властей, а валютные интервенции выступали в качестве основного метода пополнения ликвидности.


В то же время нельзя не отметить, что существенное воздействие на процесс создания денег оказывает  и политика коммерческих банков. Быстрыми темпами увеличиваются кредиты, предоставляемые банками частному сектору. Так, за последние три года задолженность предприятий и населения коммерческим банкам увеличилась почти в 3 раза. Особенно быстро развивается кредитование населения. За 2004 – 2006 гг. задолженность населения по кредитам коммерческих банков возросла более чем в 8 раз.

Возможности расширения рефинансирования кредитных организаций Банком России связаны с созданием предпосылок  для перехода к плавающему валютному курсу. В этих условиях присутствие Центрального банка на валютном рынке станет минимальным, а прирост денежной базы будет происходить в основном за счет внутренних источников, т. е. в результате увеличения задолженности коммерческих банков Центральному банку.

          В последние годы, когда наблюдалось повышение курса рубля в реальном эффективном выражении, участились обвинения в адрес Банка России в проведении политики, тормозящей экономический рост. Однако, несмотря на различную (по годам) динамику реального эффективного валютного курса, в российской экономике наблюдались устойчивые темпы экономического роста. Так, в 2003 и 2004 гг., когда темпы экономического роста в целом (ВВП) и в промышленности в частности оставались примерно на одном и том же уровне, темпы укрепления рубля в реальном эффективном выражении выросли в 7,6 раза (из расчета год к году). Таким образом, динамика валютного курса не является решающим фактором экономического развития. Укрепление российской валюты - объективный процесс, в основе которого лежат рост экономики и исключительно благоприятная конъюнктура мировых рынков товаров, экспортируемых Россией. В настоящее время Банк России проводит политику управляемого плавающего обменного курса рубля. Проведение этой политики позволило снизить риски негативных влияний колебаний внешних факторов конъюнктурного характера на российскую экономику. Банк России, обеспечивая плавную динамику валютного курса и предотвращая чрезмерное укрепление реального эффективного курса рубля, успешно решает задачи поддержания макроэкономической стабильности, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и международном рынках. Переход с 2005 г. к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, в пропорциях, устанавливаемых Банком России, способствует снижению краткосрочной волатильности обменных соотношений рубля со значимыми для российской экономики иностранными валютами.

 

          Создание Стабилизационного фонда не преследовало целей реализации денежно-кредитной политики, и его не следует рассматривать в качестве ее инструмента. Но фактически накопление в Стабилизационном фонде части доходов частного сектора оказывает существенное воздействие на темпы прироста денежной массы. В нем в настоящее время абсорбируется значительная часть денежной эмиссии, связанной с притоком в страну больших объемов иностранной валюты и ростом золотовалютных резервов Банка России. Так, за 2005 г. объем средств, накопленных и Стабилизационном фонде, увеличился более чем на 700 млрд руб. За счет этого было абсорбировано около 40% ликвидности, эмитированной Банком России в результате его интервенций на валютном рынке. Таким образом, являясь внешним фактором в модели принятия решений в области денежно-кредитной политики, накопление средств в Стабилизационном фонде оказывает значительное влияние на динамику денежного предложения и на инфляцию.

          Однако не только формирование Стабилизационного фонда, но и в целом бюджетная политика существенным образом сказывается на состоянии денежно-кредитной сферы. В результате исполнения в течение последних нескольких лет бюджета с профицитом определенная часть средств правительства, помимо Стабилизационного фонда, накапливается на счетах в Банке России. Это также приводит к значительной коррекции денежного предложения. В целом, каждые 9 из 10 рублей совокупной абсорбции - это деньги, находящиеся на счетах правительства в Банке России.

 

 

 

 

 

  1. Виды финансового контроля

           Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

          Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

          Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1).

Таблица 1 – Основные виды финансового контроля

Основные виды финансового  контроля

Признак классификации

Виды финансового  контроля

Субъект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Объект контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

         Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства. Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям  государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными)  органами государственной власти, как непосредственно (парламентский  контроль), так и через специально  созданные ими органы независимого  контроля; контроль, осуществляемый  Президентом; контроль, осуществляемый  органами исполнительной власти.

           Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти. В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ. В большинстве стран параллельно с органами парламентского контроля действуют также правительственные контрольно-ревизионные органы. В США таким органом является административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д. Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню  государственной власти выделяют: федеральные органы государственного  финансового контроля и региональные  органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счетные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции  выделяют: органы общей компетенции  — осуществляют контроль в  отношении достаточно широкого  круга вопросов (например, Счетная  палата РФ, Главное контрольное  управление Президента РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  РФ и др.); органы отраслевой  компетенции (Федеральная служба  страхового надзора); органы межотраслевой  компетенции (Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная  служба). Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

           Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики. В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений. Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля). В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Информация о работе Сущность и функции финансов предприятий