Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:58, курсовая работа
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Введение 3
Глава 1. Понятие, концепция и общая характеристика финансов предприятий 5
1.1. Исторический аспект развития финансов организаций 5
1.2. Сущность и функции финансов организаций 9
1.3. Принципы организации финансов предприятий и особенности их реализации 17
Глава 2. Практические аспекты организации и функций финансов на предпри-ятии 27
2.1. Особенности организации финансов на предприятии. Построение финансо-вого плана 27
2.2. Разработка системы финансов предприятия 30
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Введение |
3 |
Глава 1. Понятие, концепция и общая характеристика финансов предприятий |
5 |
1.1. Исторический аспект развития финансов организаций |
5 |
1.2. Сущность и функции финансов организаций |
9 |
1.3. Принципы организации финансов предприятий и особенности их реализации |
17 |
Глава 2. Практические аспекты организации и функций финансов на предпри-ятии |
27 |
2.1. Особенности организации финанс |
27 |
2.2. Разработка системы финансов предприятия |
30 |
Заключение |
45 |
Список использованной литературы |
47 |
Приложение |
49 |
Введение
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Рано или поздно руководители предприятия сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами: выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции и появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но сводит иногда прибыль до нуля.
В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.
Тема данной курсовой работы является весьма актуальной. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение сущности и функций финансов предприятий. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи исследования:
Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий в процессе их трансформации.
Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена сущности финансов предприятий, их функциям. Дается исторический аспект развития финансов предприятий, понятия финансовых ресурсов, денежных фондов организаций. Во второй главе раскрываются принципы организации финансов предприятий, тесно связанные с целями и задачами деятельности организации. В третьей главе затронуты вопросы, касающиеся факторов, влияющих на организацию финансов предприятий.
Методологическую основу при написании курсовой работы составили Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, иные нормативные и законодательные акты, труды отечественных специалистов В.В. Ковалева и Вит.В. Ковалева, Н.В. Колчиной, Л.П. Павлова, П.И. Вахрина и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.
Глава 1. Понятие, концепция и общая характеристика
финансов предприятий
1.1. Исторический аспект развития финансов организаций
Финансы предприятий занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда проявляются в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, но и финансовое оздоровление народного хозяйств, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Хозяйствующий субъект предприятие взаимодействует с другими предприятиями – поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвуют в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносят долю в формирование уставного капитала, вступают во взаимоотношения с банками, бюджетами и внебюджетными фондами.
Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.
Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход1.
Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.
В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий
возникают определенные финансовые отношения,
связанные с организацией производства
и реализацией продукции, оказанием услуг
и выполнением работ, формированием собственных
финансовых ресурсов и привлечением внешних
источников финансирования, их распределением
и использованием2.
Материальной основой финансовых отношений
являются деньги. Финансовые отношения
— часть денежных отношений и возникают
лишь при реальном движении денежных средств,
сопровождаются формированием и использованием
собственного капитала, централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств.
Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе. В первые года социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства.
НЭП и реформация 30-х годов. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку Ф.А. Менькова, заключавшийся в том, что «ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места. Наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы»3.
Реформа 1930г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что являлось причиной дуалистичности финансовых концепций. Само по себе появление финансов предприятий как самостоятельной науки вызвано признанием и развитием хозрасчета. В дальнейшем финансы предприятий исследовались в рамках хозрасчетной деятельности предприятий. Уже в этот период содержание финансовой науки значительно расширилось. В курс «Финансы СССР» включаются4:
Основоположник учения о социалистических финансах В.П. Дьяченко отмечал, что «советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фондов денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Назначение советских финансов состоит в том, чтобы через своевременное и правильное образование, распределение, расходование денежных доходов и накоплений, а также посредством действенного контроля рублем способствовать наиболее рациональному, эффективному использованию всех ресурсов народного хозяйства и более полному удовлетворению материальных их культурных потребностей народа».
Реформа 60-х годов. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х гг., направленная на дальнейшее развитие хозрасчета, которое включало реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования. Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.
Реформа 70-80-х годов. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектом и объектов путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма осуществлялось совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов, совершенствование платежей в бюджет, стимулирование внедрения достижений НТП, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.
Значительным этапом в развитии управления предприятием стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г. Этот закон определил правовой статус государственных предприятий и объединений, порядок и формы управления их деятельностью. в практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном распределении прибыли и на нормативном распределении дохода.
Порядок определения нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего финансового плана, т.е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы не способствовали более полному использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий.
Введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути ликвидировало финансовую базу полного хозрасчета отрасли. Введение налоговой системы потребовало децентрализацию расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов5.
Рассмотренный исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов предприятий, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости между результатом работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.
На этом завершился важный
этап финансов предприятий, основанный
на общегосударственной собстве