Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:59, реферат
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений ( храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).
Сущность и функции финансов…………………………………………...2
Финансы как историческая категория…………………………………….2
Социально-экономическая сущность и функции финансов…………….3
Финансовые ресурсы…………………………………………………...5
Функции финансов……………………………………………………...6
Финансовый механизм…………………………………………………8
Финансы и расширенное производство……………………………….8
Характеристика расходной части бюджета города Нижнего Новгорода………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………………………….……..20
Приложения №1, 2, 3, 4, 5………………………………………...……...21
Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.
Расширенное воспроизводство
включает непрерывное возобновление
и расширение производственных фондов,
рост ВВП и его главной части
— национального дохода, воспроизводство
рабочей силы и производственных
отношений. Оно осуществляется с
использованием товарно-денежных, финансовых
и кредитных отношений. Важная роль
в воспроизводстве всех составных
частей ВВП принадлежит
Государство воздействует на
воспроизводственный процесс
Следует отметить, что в
условиях административно-командной
системы эффективность
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
1. За счет централизованных
фондов обеспечиваются
2. Большое воздействие на финансы предприятий
оказывают налоговая политика, виды налогов,
их ставки, льготы. Однако в современных
условиях налоговая политика не стимулирует расширенное
воспроизводство.
3. Финансы выступают важным элементом воспроизводства
Прекращение спада производства и экономический
рост возможны только в условиях резкого
увеличения инвестиционных ресурсов,
укрепления покупательной силы рубля,
облегчения налогообложения производственных
предприятий
Характеристика расходной части бюджета города Нижнего Новгорода.
Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.
Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения,
установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по
муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов
муниципальной собственности,
а также гражданской
предпринимательского риска;
6) иные расходы,
предусмотренные уставом
Порядок исполнения
расходной части местного
уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ
бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия
наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение,
просвещение и науку, что
связано с развитием сети медицинских
учреждений и расширением научных
и проектных работ, финансируемых из этих
бюджетов по проблемам градостроительства,
комплексного развития административно-
Местные бюджеты
утверждаются
Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении
общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
23 марта 2013 года городская Дума Нижнего Новгорода внесла изменения в решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2012 № 212 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2013 год", согласно которым общий объем расходов составит 19 184 725,8 тыс. руб., общий объем доходов - 18 065 537,3 тыс. руб. и, соответственно, размер дефицита составит 1 119 188,5 тыс. руб.. Следует отметить, что размер дефицита в 2013 планируется меньшим, чем в предыдущих годах: в 2011 году он составлял 1 546 824,1 тыс. руб., в 2012 году - 1 724 070,0 тыс. руб..
По финансовым итогам 2012 года можно сказать о следующем.
Первоначально, расходная часть бюджета планировались в сумме 15,6 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 23,8 млрд. руб., а исполнение составило 23,0 млрд. руб. Процент исполнения от уточненного плана - 96,5%, от исходного плана – 147,4 %. Для сравнения, в 2011 году исполнение составило 25,7 млрд. руб. или 86,8 % к уточненному плану.
Общая сумма расходов в 2012 году на 2,7 млрд. руб. меньше, чем в 2011. Однако процент исполнения вырос с 86,8% в 2011 до 96,5 % в 2012.
Наряду с изменениями доходной части в 2012 году по сравнению с 2011 годом, значительно изменились и расходные полномочия города. Из бюджета города уже не финансировались учреждения здравоохранения. В 2011 году сумма на их содержание составила 2,2 млрд. руб.
Основная доля расходов 2012 года приходилась на следующие разделы:
(приложение №1)
Процент исполнения расходной части бюджета за счет собственных средств по сравнению с прошлым годом остался прежним 97%. В стоимостном выражении общая сумма расходов за счет собственных средств в 2012 году составила 13,1 млрд. руб. (в 2011- 14,6 млрд. руб.).
Содержание транспорта и дорожного хозяйства города профинансировано в 2012 году в сумме 7,9 млрд. руб. или 95,2 % к уточненному плану, из них за счет федерального и областного бюджета - 5,0 млрд. руб.
Приоритетными объектами капитального строительства оставались метрополитен, метромост и автодорожные подходы к нему. На эти цели было потрачено 5,0 млрд. руб. и в ноябре 2012 года была открыта станция "Горьковская".
Также в 2012 году были открыты дорога по ул. Карла Маркса от ул. Бетанкура до школы № 176, надземный пешеходный переход на пр. Гагарина (остановка "Университет") и другие объекты дорожной инфраструктуры.
Расходы на покрытие убытков предприятий электротранспорта от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 557,5 млн. руб., что на 209,4 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.
На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 210,8 млн. руб. или 99,6 % к уточненному плану. Указанная сумма в 2,6 раза выше, чем в 2011 году.
На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них были направлены средства в сумме 1,7 млрд. руб.
По разделу «Жилищно-
В 2012 году город продолжал участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 294,4 млн. руб., что на 152,8 млн. руб. больше чем в 2011 году.
На городские мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и обустройству придомовых территорий направлено из бюджета города 175,8 млн. руб.
По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 927,6 млн. руб. или 97,3 % к уточненному плану.
Расходы:
Социальная сфера
Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города. В 2012 году было профинансировано повышение зарплаты:
Всего расходы на повышение зарплаты работникам социальной сферы в 2012 году составили 439,7 млн. руб.
По разделу "Образование" исполнение составило 9,7 млрд. руб. или 99,9% к уточненному плану, в том числе 3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы в сумме 2,8 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 0,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов. В 2012 году введены в эксплуатацию 3 детских сада. На их строительство направлено 223,0 млн. руб.
Расходы на содержание школ в 2012 году профинансированы в сумме 2,0 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 3,7 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов. На строительство школ в 2012 году было направлено 154,0 млн. руб.