Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений ( храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).

Содержание работы

Сущность и функции финансов…………………………………………...2
Финансы как историческая категория…………………………………….2
Социально-экономическая сущность и функции финансов…………….3
Финансовые ресурсы…………………………………………………...5
Функции финансов……………………………………………………...6
Финансовый механизм…………………………………………………8
Финансы и расширенное производство……………………………….8
Характеристика расходной части бюджета города Нижнего Новгорода………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………………………….……..20
Приложения №1, 2, 3, 4, 5………………………………………...……...21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

Важный элемент финансового  механизма — финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.

 

    1. Финансы и расширенное производство.

Расширенное воспроизводство  включает непрерывное возобновление  и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части  — национального дохода, воспроизводство  рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с  использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных  частей ВВП принадлежит государственным  финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через  финансирование отдельных предприятий  и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Следует отметить, что в  условиях административно-командной  системы эффективность использования  государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в  народном хозяйстве. Государственные  финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

1. За счет централизованных  фондов обеспечиваются потребности  расширенного воспроизводства на  макроуровне, осуществляется межотраслевое  и территориальное перераспределение  ресурсов для выравнивания уровня  экономического и социального  развития отдельных регионов.

2. Большое воздействие на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство. 
3. Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров. 
Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий

 

 

Характеристика  расходной части бюджета города Нижнего Новгорода.

 

Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на

финансовое обеспечение  задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

    Структура расходов  отдельных видов  местных   бюджетов  не  одинакова  и зависит  от  объема  хозяйства  и  подведомственности  его территориальным органам  различного  уровня.  Так,  городским  и  районным  органам   власти подчинена подавляющая часть предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства  и поэтому удельный вес ассигнований на  народное  хозяйство  в  расходах  этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

    Расходная часть   местных  бюджетов  включает  финансирование  расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением  и  развитием экономики и социальной сферы административного района или города:

    1) расходы, связанные  с решением вопросов местного  значения,

установленные законодательством  РФ и законодательством субъекта РФ;

    2) расходы, связанные  с осуществлением отдельных государственных

полномочий, переданных органам  местного самоуправления;

    3) расходы, связанные  с обслуживанием и погашением  долга по

муниципальным займам;

    4) расходы, связанные  с обслуживанием и погашением  муниципального долга по ссудам;

    5) ассигнования  на страхование муниципальных  служащих, объектов

муниципальной собственности, а также гражданской ответственности  и

предпринимательского риска;

    6) иные расходы,  предусмотренные уставом муниципального  образования.

   Порядок исполнения  расходной части местного бюджета  устанавливается

уставом муниципального образования  или иным правовым актом органа местного самоуправления.

    В соответствии  с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных

бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация,   содержание   и    развитие    учреждений    образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное  дорожное  строительство  и  содержание   дорог   местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и  переработки  бытовых  отходов  (за  исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация   транспортного   обслуживания   населения   и   учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов  местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана  окружающей  природной   среды   на   территориях   муниципальных образований;
  • реализация   целевых   программ,    принимаемых    органами    местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления  и прочие расходы, отнесенные к  вопросам  местного  значения,  определяемые представительными  органами  местного  самоуправления  в  соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют  более половины расходов бюджета.

    Главным направлением  использования средств  местных  бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на  социально-культурные мероприятия, составляющие более половины  всех  расходов,  и  на жилищно-коммунальное хозяйство —  примерно треть всех  расходов.  Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на  дошкольное  воспитание  —  83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику —  49%,  культуру  и  искусство  —  45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

    Местным органам  подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного   образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов   значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.  Если  в  городских бюджетах они составляют от 30 до 50%  всех расходов,  то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

    В расходах  местных бюджетов на социально-культурные мероприятия

наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение,

просвещение и науку, что  связано с развитием сети медицинских учреждений  и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих  бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития   административно-территориальных единиц и т. д.

    Местные бюджеты  утверждаются представительными  органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение  и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями.  Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

    Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении

общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь  в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему   местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной    системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их   государственной финансовой поддержки.

 

23 марта 2013 года городская  Дума Нижнего Новгорода внесла  изменения в решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2012 № 212 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2013 год", согласно которым общий объем расходов составит 19 184 725,8 тыс. руб., общий объем доходов - 18 065 537,3 тыс. руб. и, соответственно, размер дефицита составит 1 119 188,5 тыс. руб.. Следует отметить, что размер дефицита в 2013 планируется меньшим, чем в предыдущих годах: в 2011 году он составлял 1 546 824,1 тыс. руб., в 2012 году - 1 724 070,0 тыс. руб..

По финансовым итогам 2012 года можно сказать о следующем.

Первоначально, расходная  часть бюджета планировались  в сумме 15,6 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 23,8 млрд. руб., а  исполнение составило 23,0 млрд. руб. Процент  исполнения от уточненного плана - 96,5%, от исходного плана – 147,4 %. Для  сравнения, в 2011 году исполнение составило 25,7 млрд. руб. или 86,8 % к уточненному плану.

Общая сумма расходов в 2012 году на 2,7 млрд. руб. меньше, чем в 2011. Однако процент исполнения вырос  с 86,8% в 2011 до 96,5 % в 2012.

Наряду с изменениями доходной части в 2012 году по сравнению с 2011 годом, значительно изменились и расходные полномочия города. Из бюджета города уже не финансировались учреждения здравоохранения. В 2011 году сумма на их содержание составила 2,2 млрд. руб.

Основная доля расходов 2012 года приходилась на следующие разделы:

  • "Образование" – 42,1% (соответственно 2011 год - 32,6%);
  • "Национальная экономика" – 35,8% (соответственно 2011год – 30,0 %);
  • "Жилищно-коммунальное хозяйство" – 10,9 % (соответственно 2011 год - 20,4 %);
  • «Социальная политика» - 1,9 % (соответственно 2011 год – 1,5 %).

(приложение №1)

Процент исполнения расходной  части бюджета за счет собственных  средств по сравнению с прошлым  годом остался прежним 97%. В стоимостном  выражении общая сумма расходов за счет собственных средств в 2012 году составила 13,1 млрд. руб. (в 2011- 14,6 млрд. руб.).

Содержание транспорта и  дорожного хозяйства города профинансировано в 2012 году в сумме 7,9 млрд. руб. или  95,2 % к уточненному плану, из них  за счет федерального и областного бюджета - 5,0 млрд. руб.

Приоритетными объектами  капитального строительства оставались метрополитен, метромост и автодорожные подходы к нему. На эти цели было потрачено 5,0 млрд. руб. и в ноябре 2012 года была открыта станция "Горьковская".

Также в 2012 году были открыты  дорога по ул. Карла Маркса от ул. Бетанкура до школы № 176, надземный пешеходный переход на пр. Гагарина (остановка "Университет") и другие объекты дорожной инфраструктуры.

Расходы на покрытие убытков предприятий электротранспорта от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 557,5 млн. руб., что на 209,4 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.

 

На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 210,8 млн. руб. или  99,6 % к уточненному плану. Указанная сумма в 2,6 раза выше, чем в 2011 году.

На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования  и инженерных сооружений на них были направлены средства в сумме 1,7 млрд. руб.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,5 млрд. руб. или 96,9% к уточненному плану.

В 2012 году город продолжал  участвовать в программе Фонда  содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 294,4 млн. руб., что на 152,8 млн. руб. больше чем в 2011 году.

На городские мероприятия  по капитальному ремонту многоквартирных  домов и обустройству придомовых территорий направлено из бюджета города 175,8 млн. руб.

По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 927,6 млн. руб. или  97,3 % к уточненному плану.

Расходы:

  • на уличное освещение профинансированы в сумме 349,8 млн. руб.;
  • на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства профинансированы в сумме 282,1 млн. руб.;
  • на озеленение профинансированы в сумме 203,9 млн. руб.

Социальная сфера

Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города. В 2012 году  было профинансировано повышение зарплаты:

  • с 1 января 2012 года работникам общеобразовательных учреждений (кроме учителей), учреждений культуры, социальной политики, физкультуры и спорта -  на 6,5 %;
  • с 1 января работникам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми, - на 15 %;
  • с 1 октября остальным работникам дошкольных учреждений - на 15 %;
  • с 1 октября работникам учреждений дополнительного образования - на 20 %;
  • с 01 октября работникам муниципальных учреждений - на 6,5 %.

Всего расходы на повышение  зарплаты работникам социальной сферы  в 2012 году составили 439,7 млн. руб.

По разделу "Образование" исполнение составило 9,7 млрд. руб. или 99,9% к уточненному плану, в том числе 3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.

Расходы на содержание детских  дошкольных учреждений города профинансированы в сумме 2,8 млрд. руб. за счет городских  средств и в сумме 0,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов. В 2012 году введены в эксплуатацию 3 детских сада. На их строительство направлено 223,0 млн. руб.

Расходы на содержание школ в 2012 году профинансированы в сумме 2,0 млрд. руб. за счет городских средств  и в сумме 3,7 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов. На строительство школ в 2012 году  было направлено 154,0 млн. руб.

Информация о работе Сущность и функции финансов