Сущность и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления финансами в социально-экономическом развитии Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью, в данной работе я постараюсь решить следующие задачи:
рассмотрена сущность финансов и финансовой системы РФ,
анализ вопросов управления финансами
рассмотрение проблем эффективности управления финансами и пути их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.2 Объекты и субъекты управления финансами
1.3 Основные методы и формы управления финансами
Глава 2. Анализ системы управления финансами в Российской Федерации
2.1 Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации
2.2 Общее управление финансами
2.3 Оперативное управление финансами
2.4 Развитие казначейской системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_finansam.rtf

— 342.85 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

ФАКУЛЬТЕТ управления и экономики высоких технологий

Кафедра «финансовый менеджмент»

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему: сущность и методы управления финансами

 

 

 

 

                                   Выполнил студент Каприелянц Виталий Константинович

                                                                          группа  У06-100

                                                     Проверил доцент  Усман Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами

1.1 Сущность управления финансами

1.2 Объекты и субъекты управления финансами

1.3 Основные методы и формы управления финансами

Глава 2. Анализ системы управления финансами в Российской Федерации

2.1 Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации

2.2 Общее управление финансами

2.3 Оперативное управление финансами

2.4 Развитие казначейской системы Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Введение

 

В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Понятие финансы происходит от фр. finance - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления финансами в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью, в данной работе я постараюсь решить следующие задачи:

рассмотрена сущность финансов и финансовой системы РФ,

анализ вопросов управления финансами

рассмотрение проблем эффективности управления финансами и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами

1.1 Сущность и методы управления финансами

В современных экономических условиях управление финансами становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений. С помощью финансов может обеспечиваться развитие прогрессивных составляющих экономики, ограничиваться деятельность монополий, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Очевидно, без финансового управления, финансовых отношений невозможно создать условия для устойчивого развития экономики в глобальных масштабах (т.е всей страны) : регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Нельзя не отметить, что изменение социально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовых отношений и на формы и методы финансового управления. На основании этого разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета. Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системой.

Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это определение дает возможность утверждать, что неотъемлемым условием решения задачи эффективности управления финансами выступает процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств, а также определенный набор финансовых методов.

 

1.2 Объекты и субъекты управления финансами

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Невозможно построение финансовой системы без следующих принципов:

Функциональное значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства). Единство финансовой системы- предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актов. Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные финансы - это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных финансов выделяются следующие составляющие (звенья):

государственный бюджет

внебюджетные фонды

государственный кредит

Государственный бюджет является главной составляющей финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри составляющих сферы государственных финансов делятся на подсоставляющие:

- федеральные финансы

- финансы субъектов РФ

- местные финансы

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно обособить в подсоставляющие:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций
  • финансы некоммерческих организаций

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
  • с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Разделим страховые отношения на 5 групп, критерий для разделения возьмем различие в объектах страхования:

  • социальное;
  • личное;
  • имущественное;
  • страхование ответственности;
  • страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность - страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Информация о работе Сущность и методы управления финансами