Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:19, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления финансами в социально-экономическом развитии Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью, в данной работе я постараюсь решить следующие задачи:
рассмотрена сущность финансов и финансовой системы РФ,
анализ вопросов управления финансами
рассмотрение проблем эффективности управления финансами и пути их решения.
Введение
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.2 Объекты и субъекты управления финансами
1.3 Основные методы и формы управления финансами
Глава 2. Анализ системы управления финансами в Российской Федерации
2.1 Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации
2.2 Общее управление финансами
2.3 Оперативное управление финансами
2.4 Развитие казначейской системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
* Центральный банк РФ
* Федеральными службами и федеральными агентствами
Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами - выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, банковской деятельности и других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.
Субфедеральный уровень.
На уровне субъекта Российской Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти.
Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:
* о введении региональных налогов и сборов в соответствии с установленным налоговым кодексом РФ перечнем;
* о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и плановый период;
* отчет об исполнении бюджета субъекта РФ;
* о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период;
* отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
* о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики;
* другие.
Органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны:
* за выработку финансовой политики региона;
* составление проекта бюджета субъекта РФ;
* организацию его исполнения;
* разработку программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона;
* осуществление государственных заимствований субъектов РФ.
Местный уровень.
Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта местного бюджета и исполнение утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета соответствующего муниципального образования. Как правило в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.
Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ.
Корпоративный уровень.
Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляет руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, которые разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.
Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения по финансовым вопросам в некоммерческих организациях принимают руководители таких организаций. Решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др.
Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решения которых во многом зависит финансовое состояние учреждения.
2.2 Общее управление финансами
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти:
Федеральное собрание.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе:
* рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах;
* рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении;
* установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны.
Президент РФ.
Важное место в управлении финансами занимает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции:
* вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам;
* подписывает и обнародует федеральные законы;
* обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
* издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
* использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ;
* назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
* имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
* принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
* представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
* по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров.
Правительство РФ.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из председателя правительства РФ, заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министров. Правительство Российской Федерации в области управления финансами осуществляет следующие функции:
* разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
* обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
* издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации;
* организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в Российской Федерации.
2.3 Оперативное управление финансами.
Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы Российской Федерации - звенья единой системы государственного управления финансами России.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия :
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы
принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.
Для того чтобы государственный сектор функционировал надлежащим образом, как формирование бюджета, так и исполнение бюджета должны быть эффективными и целесообразными. Бюджет должен быть представлен в виде бюджетных назначений для министерств, распределенных в рамках бюджетного года таким образом, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности отраслевого министерства. Такое распределение средств должно быть профинансировано таким образом, чтобы обеспечить гладкое осуществление операций правительства.
2.4 Развитие казначейской системы Российской Федерации
Стратегические направления развития казначейской системы определены в Проекте модернизации казначейской системы Российской Федерации, в процессе реализации которого, за прошедшие годы, проведен значительный комплекс мероприятий, направленных на развитие казначейской системы, необходимый для повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.
Целью проводимой модернизации казначейской системы Российской Федерации является создание условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств и эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы.
Достижение этой цели обеспечивается решением таких стратегических задач как:
* совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов,
* упорядочение правовой основы деятельности органов Федерального казначейства в целях создания условий для выполнения возлагаемых на них функций;
* организационное, материальное и техническое обеспечение органов Федерального Казначейства;
* развитие, полномасштабное внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального Казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.
Достижение поставленных целей обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначейства, материально-техническим обеспечением органов Федерального казначейства, а также созданием и обеспечением эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.
Совершенствование используемых в работе органов Федерального казначейства технологий, правового поля, а также создание необходимых условий для успешной реализации поставленных задач, включая комплексную автоматизацию всех функциональных процессов и безопасность совершаемых операций - неотъемлемые элементы реформирования системы исполнения федерального бюджета.
Заключение
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.