Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей.
Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

Содержание работы

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.
1.1 Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения…………………………………………………………………………….2
1.2 Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля………….......................................................................................................11
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………………14
3. Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по фин контролю.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ  МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.

1.1 Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения…………………………………………………………………………….2

1.2 Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля………….......................................................................................................11

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………………14

3.    Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

1.1 Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения.

 

Контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей.

Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

Контроль может носить правовой, административный, общественный характер, а также большое значение имеет хозяйственный, технический (технологический, процедурный), экономический, аудиторский контроль.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

Общественный контроль - осуществляется контрольными органами и представляет собой самый массовый вид экономического контроля.

Аудиторский контроль – характерен для рыночной экономики – представляет собой независимую проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Сущность экономического контроля в условиях рыночной экономики состоит в отслеживании экономического производства для оценки его фактического состояния и принятия, необходимых мер по результатам этого отслеживания.

Выступая основной частью организации и регулирования экономического производства, экономический контроль направлен на достижение тех же целей, которые стоят и перед рыночной экономикой: повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса. В соответствии с этим экономический контроль должен удовлетворять определенным требованиям, находящим отражение в следующих задачах:

- проверка соблюдения действующего  законодательства и иного нормативного  регулирования финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъектов;

- обеспечение сохранности контролируемых  экономических ресурсов и выявление  фактов недостач, потерь, порчи и  иного нерационального использования;

- выявление и использование  резервов роста и повышения  эффективности экономического производства;

- содействие прозрачности и гуманизации бизнеса.

Особое место в системе контроля занимает финансовый контроль. Он охватывает финансовую сферу экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств. Объектом контрольной функции являются главным образом финансовые показатели деятельности субъектов.

Финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными потоками  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления зкономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности.

Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Наряду с основными принципами финансового контроля в содействии успешной реализации финансовой политики государства важное значение имеет определение его задач.

Основными задачами финансового контроля являются:

проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявление внутренних резервов производства;

устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины;

проверка планов (смет, бюджетов), выявление и интерпретация отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;

проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

По характеру субъекта контроля различают внутренний и внешний контроль.

Внутренний проводится внутренними службами предприятия, а внешний государственный финансовый контроль проводиться правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.

Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и др. должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными  организациями.

По времени проведения экономического контроля различают: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю, и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования экономических ресурсов.

Текущий контроль – проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и призван оперативно устранять недостатки, выявлять и закреплять положительные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление уже допущенных недостатков или примененного положительного  опыта. Эта форма является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

По источникам контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль.

Документальным называется контроль, осуществляемый по документальным данным. В качестве источников контрольных данных выступают бизнес-планы, сметы, бюджетные задания, формы статистической и налоговой отчетности, первичные документы и регистры,  годовая и промежуточная отчетность и т.п.

Информация о работе Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения