Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей.
Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

Содержание работы

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.
1.1 Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения…………………………………………………………………………….2
1.2 Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля………….......................................................................................................11
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………………14
3. Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по фин контролю.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

1) данная ответственность установлена  непосредственно бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами);

2) к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения;

3) ответственность предусматривает  применение мер наказания к  лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательства;

4) в основании ответственности  лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного  законодательства;

5) ответственность состоит в  применении специфических бюджетных санкций;

6) привлечение к бюджетно-правовой  ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;

7) привлечение к ответственности  осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;

8) бюджетно-правовая ответственность  является средством обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая цель – обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

Вторая цель – наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

Третья цель – защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.

В Бюджетном Кодексе (ст. 283, 289-306) дается перечень различных нарушений бюджетного законодательства, а именно:

- нецелевое использование бюджетных  средств;

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- неперечисление либо несвоевременное  перечисление процентов (платы) за  пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной  основе;

- непредставление либо несвоевременное  представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

- неперечисление либо несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств;

- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

- несоответствие бюджетной росписи  расходам, утвержденным бюджетом;

- несоответствие уведомлений о  бюджетных ассигнованиях и лимитах  бюджетных обязательств бюджетной росписи;

- финансирование расходов сверх  утвержденных лимитов;

- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением  установленного порядка;

- предоставление бюджетных инвестиций  с нарушением установленного  порядка;

- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;

- осуществление государственных  или муниципальных закупок с  нарушением установленного порядка;

- нарушение запрета на размещение  бюджетных средств на банковских  депозитах либо передачу их в доверительное управление;

- несоблюдение обязательности  зачисления доходов бюджетов;

- несвоевременное исполнение платежных  документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета  бюджетов;

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;

- несвоевременное осуществление  платежей по подтвержденным бюджетным  обязательствам.

За совершение названных видов нарушений Бюджетным Кодексом РФ определены следующие меры, которые могут быть применены к нарушителю бюджетного законодательства:

1) блокировка расходов;

2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

3) сокращение или прекращение  всех форм финансовой помощи  из соответствующего бюджета;

4) аннулирование государственных  или муниципальных гарантий;

5) изъятие бюджетных средств;

6) наложение штрафа;

7) начисление пени и иные меры.

К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 Бюджетного кодекса РФ), выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 Бюджетного кодекса РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 Бюджетного кодекса РФ).

Первые четыре пункта ответственности за нарушение бюджетного законодательства являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предовращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Следующие три пункта являются правоостановительными мерами и направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Все средства выделяются из федерального бюджета по целевому назначению носят строго целевой характер. Однако на предприятиях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, допускаются порой факты нецелевого их использования, за которые могут быть наложены достаточно строгие штрафные санкции. Подобные нарушения происходят иногда из-за незнания того, что процесс использования средств федерального бюджета строго регламентирован и любые отклонения от него квалифицируются как нецелевое использование.

Примерами нецелевого использования могут послужить такие как оказание финансовой поддержки какого-либо другого юридического лица; направление средств на банковские депозиты; приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг) с целью их перепродажи и т.д.

За нецелевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета на допустившие это нарушение предприятия, учреждения, организации, контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации через налоговые органы и органы федерального казначейства осуществляется бесспорное взыскание сумм нецелевого использования бюджетных средств, а при наличии состава преступления Уголовным кодексом РФ предусмотрены уголовные наказания.

Кроме того, например, ст. 39 Федерального закона от 31.12.95. № 228-ФЗ “О федеральном бюджете на 1996 год” установлено, что нецелевое использование предприятиями средств Федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, служит основанием для сокращения или прекращения предоставления всех форм государственной поддержки, в том числе отсрочек налоговых платежей, взимание штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Но эти санкции могли быть применены только в течении 1996 года - пока действовал закон “О Федеральном бюджете на 1996 год”.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов в административном порядке и списание в бесспорном порядке указанных процентов, а также пени за просрочку уплаты процентов.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, также наказывается штрафом руководителей — получателей бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств или перечисление средств в заниженном объеме влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а при наличии состава преступления виновные могут подвергнуться уголовному наказанию.

В случае несвоевременного доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств виновные руководители государственных или муниципальных органов должны подвергаться административному штрафу, а сам орган предупреждаться о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Допущенное главными распорядителями несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет наложение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В случае финансирования расходов, не включенных в бюджетную роспись, виновные руководители государственных органов и муниципалитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления виновные привлекаются к уголовному наказанию.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, нарушение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий влечет наложение штрафов на руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организаций в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Нарушение порядка осуществления государственных или муниципальных закупок влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к ответственности, предусмотренной УК РФ.

Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Сегодня бюджетные отношения только на федеральном уровне регулируются посредством 14 федеральных законов, множеством указов Президента Российской Федерации и огромным числом подзаконных актов. Но дело, конечно, вовсе не в количестве нормативных актов, а в их противоречии, в отсутствии единой идеи становления и развития бюджетного федерализма. Необходима взаимоувязанная система законодательных актов, ориентированная на такую концепцию бюджетной политики, которая была бы направлена на реализацию общих целей, стоящих перед бюджетной системой: концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

 

Список использованной литературы.

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998. № 145-ФЗ "Собрание законодательства РФ",1998, N 31.
  2. Баринов Л.К. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Финансы. 2002. № 8.
  3. Воронина А.Д. Проблемы расходования бюджетных средств // Российская юстиция. 2001. №
  4. Другова Ю.В. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Российское право.2003. № 3.
  5. Данилова П.А. Нарушения, за которые предусмотрена ответственность по Бюджетному кодексу РФ // Юрист. 2002. № 7.
  6. Иванов М.С. Организационные вопросы исполнения бюджета // Законодательство. 2001. № 9.
  7. Конюхова Т.В. Развитие института ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Законодательство и экономика. 2003. № 2.
  8. Крохина Т.Д. Основные направления совершенствования бюджетного законодательства // Черные дыры. 2002. № 2.
  9. Макарова Н.С. Нецелевое использование бюджетных средств как основание юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 4.

Информация о работе Сущность контроля, классификация, принципы, задачи и методы его проведения