Сущность независимого финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни

Содержание работы

Вопрос 1. Сущность независимого финансового контроля 3
Вопрос 2. Организация ревизионной работы на объектах разных организационных правовых форм и форм собственности 8
Вопрос 3. Ревизия денежных средств 12
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Ревизии могут быть:

  • полные и частичные;
  • комплексные и плановые;
  • плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (контролирующими органами Министерства финансов РФ, федеральными казначействами, Центральным банком, аудиторскими фирмами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общественный регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

  1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
  2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов;
  3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;
  4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);
  5. проверка правильности формирования отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством страны.

Проведение ревизий и проверок Департаментом государственного финансового контроля Минфина РФ и контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах Федерации регулируется Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.

Согласно Инструкции, цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии, согласно Инструкции, является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

  • соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • обоснованность расчетов сметных назначений;
  • исполнение смет расходов;
  • использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • обоснованность образования  и расходования государственных внебюджетных средств;
  • соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
  • обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  • полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • операции с основными средствами и нематериальными активами;
  • операции, связанные с инвестициями;
  • расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  • формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося  в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в полном, так и в неполном порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

  • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
  • проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.;
  • организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
  • организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полной оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
  • проверки достоверности отражения производственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения уставного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
  • проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем контрольного органа, назначившего ревизию. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и как правило, не может превышать 45 календарных дней. Продление срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению контролера-ревизора.

Конкретные вопросы ревизии  определяются программой ревизии. Программа включает ее тему, период, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизий, и утверждаются руководителем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации.

В процессе предварительного изучения документов проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документы бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и др. документов). При этом принимаются к ревизии подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.

В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного округа вправе принять решение направить в правоохранительные органы материалы для принятия мер к должностным лицам ревизуемой организации, а также приостановить проведение ревизий до полного восстановления бухгалтерского учета.

Вопрос 3

Ревизия денежных средств

Ревизия операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций, осуществляемых организацией.

Денежные средства организации – это наиболее подвижные и легкореализуемые активы. Завершая кругооборот средств хозяйства и будучи исходным пунктом нового кругооборота, денежные операции носят массовый характер применения и наиболее уязвимы с точки зрения различного рода нарушений и злоупотреблений.

Операции, связанные с движением денежных средств, должны проверяться, как правило, сплошным методом.

Основная цель проверки – законность, достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций на счетах, отражающих движения денежных средств.

В зависимости от вида денежных средств детализируются цели проверки и используемые документы, как источник информации.

В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги, движение которых совершается посредствам кассовых операций. Последние охватывают такие хозяйственные факты, как выдачу заработной платы, значительную часть административно-хозяйственных расходов, операции по подотчетным суммам и т.д.

Операции с денежной наличностью требуют тщательной проверки, осуществляемой четко разработанными методами.

Выявление злоупотреблений являются одной из важнейших задач ревизии кассовых операций. Необходимо не только выявить факты недостач (хищений), но и определить условия, которые их подготовили, способствовали им и мешали их своевременному выявлению.

Целью ревизии кассовых операций являются проверки соблюдения:

  • условий ранения и сохранности наличных денег и других ценностей в кассе и при доставке их из банка;
  • установленного порядка хранения чековых книжек, корешков чеков и получения по ним денег;
  • правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
  • лимита хранения наличных денег в кассе;
  • порядка выдачи денег в подотчет на командировочные и хозяйственные расходы и другие нужды;
  • своевременности и полноты оприходования наличных денег, полученных из банков, от юридических и физических лиц;
  • кассовой дисциплины при производстве кассовых операций;
  • учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книг аналитического учета по другим ценностям, хранящимся в кассе;
  • порядка расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию (работы, услуги) и другие материальные ценности;
  • использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег;
  • полноты и своевременности возврата в банки по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег;
  • наличия случаев выдачи наличных денег посторонним лицам без оформленных доверенностей.

Источники информации при проверке кассовых операций являются:

  • первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые приходные и расходные ордера, формы КО-1; КО-2);
  • кассовая книга (форма КО-4);
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3; КО-3а);
  • книга учета принятых и выданных кассиром денег (форма КО-5);
  • первичные оправдательные документы к кассовым документам;
  • учетные регистры по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 56 «Денежные документы», другим расчетным счетам, корреспонденция которых связана со счетом 50; по балансовому счету 006 «Бланки строгой отчетности», балансы и другие отчетные формы.

Основные этапы проверки кассовых операций:

  1. Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и соответствие его учетным данным по кассовой книге.
  2. Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования  списания наличных денег по кассовой книге.
  3. Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным ордерам, на основании которых они оформлены.
  4. Проверка законности совершенных хозяйственных операций.
  5. Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе (ценных бумаг, ценных подарков, драгоценных вещей и других ценностей), которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе.
  6. Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистрах (журналах-ордерах, ведомостях).
  7. Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с требованиями Рекомендаций Министерства внутренних дел РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке (приложение №2 к Порядку ведения кассовых операций).
  8. Проверка полноты оприходования по местам хранения закупленных материальных ценностей и отражение прихода по соответствующим книгам учета.
  9. Проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.

Помимо описанных выше приемов и методов проведения проверок кассовых операций в программу рекомендуется включить и следующие вопросы:

  • проводятся ли на предприятии внезапные проверки остатков денежной наличности в кассе. Если проводятся, то кто осуществляет такие проверки;
  • снимаются ли остатки денег в кассе перед составлением бухгалтерской отчетности;
  • на кого возложены функции оформления приходных и расходных кассовых ордеров, обращая при этом особое внимание на недопущение их оформления кассиром;
  • кто осуществляет прием от кассира кассовых отчетов и оправдательных документов к ним;
  • допускается ли кассиром внесение в кассовую книгу неоговоренных исправлений в произведенные ранее записи;
  • осуществляется ли надлежащий учет депонированных сумм.

Проверяя кассовые операции, аудитор должен установить, как соблюдается порядок ведения кассовых операций, кассовая дисциплина, законность и целесообразность совершенных операций с наличными деньгами.

Информация о работе Сущность независимого финансового контроля