Ревизии могут быть:
- полные и частичные;
- комплексные и плановые;
- плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся органами управления
в отношении подведомственных предприятий
и учреждений, а также различными государственными
и негосударственными органами контроля
(контролирующими органами Министерства
финансов РФ, федеральными казначействами,
Центральным банком, аудиторскими фирмами).
Результаты ревизии оформляются актом,
на основании которого принимаются меры
по устранению нарушений, возмещению материального
ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Порядок и последовательность проведения
финансовых ревизий основаны на стандартах
бухгалтерского учета. Общественный регламент
проведения комплексной ревизии включает
следующие поэтапные действия контрольных
органов:
- инвентаризация наличия и
сохранности товароматериальных ценностей,
незавершенного производства (строительства),
полуфабрикатов, офисного и другого оборудования,
денежных средств и расчетов;
- визуальная проверка правильности
оформления документов (полноты и достоверности
заполнения реквизитов; соответствие
предъявленных к проверке документов
утвержденным нормам; выявление некачественных
документов); арифметический подсчет итогов;
- проверка полноты и правильности
отражения в документах финансово-хозяйственных
операций. По первичным записям проводится
таксировка (проверка количественных
суммовых данных) и контировка (проверка
правильности корреспонденции бухгалтерских
счетов). Проверяются также правильность
и полнота отражения бухгалтерских записей
в учетных регистрах, разработочных таблицах,
журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;
- проверка правильности исчисления
расчетных показателей (заработной платы,
налогов, амортизационных сумм, резервов,
процентов за кредиты и т.д.);
- проверка правильности формирования
отчетности – бухгалтерской, финансовой,
налоговой, статистической, страховой,
кредитной и другой отчетности, предусмотренной
законодательством страны.
Проведение ревизий и проверок Департаментом
государственного финансового контроля
Минфина РФ и контрольно-ревизионными
управлениями Минфина РФ в субъектах Федерации
регулируется Инструкцией о порядке проведения
ревизии и проверки контрольно-ревизионными
органами Минфина РФ, утвержденной приказом
Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.
Согласно Инструкции, цель ревизии или
проверки – осуществление контроля за
соблюдением законодательства Российской
Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных и финансовых операций,
их обоснованностью, наличием и движением
имущества и обязательствами, использованием
материальных ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами
и сметами.
Основной задачей ревизии, согласно Инструкции,
является проверка финансово-хозяйственной
деятельности организации по следующим
направлениям:
- соответствие осуществляемой
деятельности организации учредительным
документам;
- обоснованность расчетов сметных
назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств
по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных
средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования
и расходования государственных внебюджетных
средств;
- соблюдение финансовой дисциплины
и правильность ведения бухгалтерского
учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с
денежными средствами и ценными бумагами,
расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность
расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами
и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и
прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных
затрат, связанных с текущей деятельностью,
и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов
и их распределение.
Ревизия поступления и расходования
средств федерального бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от имущества
(в том числе от ценных бумаг), находящегося
в федеральной собственности, в федеральных
органах исполнительной власти, органах
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органах местного самоуправления
и организациях любых форм собственности,
осуществляется как в полном, так и в неполном
порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности
по мотивированным постановлениям, требованиям
правоохранительных органов осуществляется
в установленном порядке в соответствии
с действующим законодательством Российской
Федерации.
Ревизия поступления и расходования
бюджетных и внебюджетных средств органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
и доходов от имущества, находящегося
в их собственности, осуществляется по
обращениям этих органов в установленном
порядке.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности
организации проводится путем осуществления:
- проверки учредительных, регистрационных,
плановых, отчетных, бухгалтерских и других
документов по форме и содержанию в целях
установления законности и правильности
произведенных операций;
- проверки фактического соответствия
совершенных операций данным первичных
документов, в том числе по фактам получения
и выдачи указанных в них денежных средств
и материальных ценностей, фактически
выполненных работ (оказанных услуг) и
т.д.;
- организации в соответствии
с действующим законодательством Российской
Федерации проведения встречных проверок
поступления и расходования средств федерального
бюджета, использования внебюджетных
средств, доходов от имущества, находящегося
в федеральной собственности, - сличения
имеющихся в ревизуемой организации записей,
документов и данных с соответствующими
записями, документами и данными, находящимися
в тех организациях, от которых получены
или которыми выданы денежные средства,
материальные ценности и документы;
- организации процедур фактического
контроля за наличием и движением материальных
ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полной оприходования
продукции, достоверностью объемов выполненных
работ и оказанных услуг, в том числе с
привлечением в установленном порядке
специалистов других организаций, обеспечением
сохранности денежных средств и материальных
ценностей путем организации проведения
инвентаризаций, обследований, контрольных
запусков сырья и материалов в производство,
контрольных анализов сырья, материалов
и готовой продукции, контрольных обмеров
выполненных объемов работ, экспертиз
и т.п.;
- проверки достоверности отражения
производственных операций в бухгалтерском
учете и отчетности, в том числе соблюдения
уставного порядка ведения учета, сопоставления
записей в регистрах бухгалтерского учета
с данными первичных документов, сопоставления
показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных
документов;
- проверки использования и
сохранности бюджетных средств, средств
государственных внебюджетных фондов
и других государственных средств, доходов
от имущества, находящегося в государственной
собственности;
- проверки в необходимых случаях
организации и состояния внутреннего
(ведомственного) контроля.
На проведение каждой ревизии участвующим
в ней работникам выдается специальное
удостоверение, подписанное руководителем
контрольного органа, назначившего ревизию.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной
группы и ее руководитель определяются
руководителем контрольно-ревизионного
органа с учетом объема предстоящих работ
вытекающих из конкретных задач ревизии
и особенностей ревизуемой организации,
и как правило, не может превышать 45 календарных
дней. Продление срока ревизии осуществляется
руководителем контрольно-ревизионного
органа по мотивированному представлению
контролера-ревизора.
Конкретные вопросы ревизии определяются
программой ревизии. Программа включает
ее тему, период, перечень основных объектов
и вопросов, подлежащих ревизий, и утверждаются
руководителем контрольно-ревизионного
органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению
предшествует подготовительный период,
в ходе которого участники ревизии обязаны
изучить необходимые законодательные
и другие нормативные акты, отчетные и
статистические данные, характеризующие
финансово-хозяйственную деятельность
организации.
В процессе предварительного изучения
документов проверяющие определяют наличие
и комплектность представленных материалов
ревизуемой организации (документы бухгалтерского
учета и отчетности, учредительных, регистрационных,
плановых и др. документов). При этом принимаются
к ревизии подлинные документы, соответствующие
нормам и стандартам, установленным законодательством
Российской Федерации.
В случае неудовлетворительного состояния
бухгалтерского учета в ревизуемой организации
или отсутствия необходимых документов
руководство контрольно-ревизионного
округа вправе принять решение направить
в правоохранительные органы материалы
для принятия мер к должностным лицам
ревизуемой организации, а также приостановить
проведение ревизий до полного восстановления
бухгалтерского учета.
Вопрос
3
Ревизия
денежных средств
Ревизия операций с денежными средствами
включает проверку кассовых, банковских
и валютных операций, осуществляемых организацией.
Денежные средства организации – это
наиболее подвижные и легкореализуемые
активы. Завершая кругооборот средств
хозяйства и будучи исходным пунктом нового
кругооборота, денежные операции носят
массовый характер применения и наиболее
уязвимы с точки зрения различного рода
нарушений и злоупотреблений.
Операции, связанные с движением денежных
средств, должны проверяться, как правило,
сплошным методом.
Основная цель проверки – законность,
достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций на
счетах, отражающих движения денежных
средств.
В зависимости от вида денежных средств
детализируются цели проверки и используемые
документы, как источник информации.
В составе денежных средств наиболее
подвижный характер имеют наличные деньги,
движение которых совершается посредствам
кассовых операций. Последние охватывают
такие хозяйственные факты, как выдачу
заработной платы, значительную часть
административно-хозяйственных расходов,
операции по подотчетным суммам и т.д.
Операции с денежной наличностью требуют
тщательной проверки, осуществляемой
четко разработанными методами.
Выявление злоупотреблений являются
одной из важнейших задач ревизии кассовых
операций. Необходимо не только выявить
факты недостач (хищений), но и определить условия, которые их подготовили,
способствовали им и мешали их своевременному
выявлению.
Целью ревизии кассовых операций являются
проверки соблюдения:
- условий ранения и сохранности наличных
денег и других ценностей в кассе и при
доставке их из банка;
- установленного порядка хранения чековых
книжек, корешков чеков и получения по
ним денег;
- правил документального оформления операций
по приходу и выдаче денег из кассы;
- лимита хранения наличных денег в кассе;
- порядка выдачи денег в подотчет на командировочные и хозяйственные расходы и другие
нужды;
- своевременности и полноты оприходования
наличных денег, полученных из банков,
от юридических и физических лиц;
- кассовой дисциплины при производстве
кассовых операций;
- учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книг аналитического учета
по другим ценностям, хранящимся в кассе;
- порядка расчета наличностью с юридическими
лицами за отгруженную продукцию (работы,
услуги) и другие материальные ценности;
- использования по назначению полученных
по чекам из банков наличных денег;
- полноты и своевременности возврата
в банки по окончании рабочего дня сверхлимитных
остатков наличных денег;
- наличия случаев выдачи наличных денег
посторонним лицам без оформленных доверенностей.
Источники информации при
проверке кассовых операций являются:
- первичные документы по оформлению приема
и выдачи наличных денег (кассовые приходные
и расходные ордера, формы КО-1; КО-2);
- кассовая книга (форма КО-4);
- журнал регистрации приходных и расходных
кассовых документов (КО-3; КО-3а);
- книга учета принятых и выданных кассиром денег
(форма КО-5);
- первичные оправдательные документы
к кассовым документам;
- учетные регистры по счетам 50 «Касса»,
51 «Расчетный счет», 56 «Денежные документы»,
другим расчетным счетам, корреспонденция
которых связана со счетом 50; по балансовому счету 006 «Бланки
строгой отчетности», балансы и другие
отчетные формы.
Основные этапы проверки кассовых операций:
- Инвентаризация фактического остатка
наличных денег в кассе и соответствие
его учетным данным по кассовой книге.
- Проверка по приходным и расходным ордерам
полноты и своевременности оприходования
списания наличных денег по кассовой книге.
- Проверка наличия оправдательных документов
к приходным и расходным ордерам, на основании
которых они оформлены.
- Проверка законности совершенных хозяйственных операций.
- Проверка фактического наличия других
ценностей, хранящихся в кассе (ценных
бумаг, ценных подарков, драгоценных вещей
и других ценностей), которые в соответствии
с действующими нормативными документами
надлежит хранить в кассе.
- Проверка итогов в кассовой книге и других
учетных регистрах (журналах-ордерах,
ведомостях).
- Обеспечение сохранности денежных средств
при их получении, доставке из банка (предприятия),
хранении и выдаче на предприятии в соответствии
с требованиями Рекомендаций Министерства внутренних дел РФ
по обеспечению сохранности денежных
средств при их хранении и транспортировке
(приложение №2 к Порядку ведения кассовых
операций).
- Проверка полноты оприходования по местам
хранения закупленных материальных ценностей
и отражение прихода по соответствующим
книгам учета.
- Проверка наличия письменного договора
о полной материальной ответственности
с кассиром.
Помимо описанных выше приемов и методов
проведения проверок кассовых операций
в программу рекомендуется включить и
следующие вопросы:
- проводятся ли на предприятии внезапные
проверки остатков денежной наличности
в кассе. Если проводятся, то кто осуществляет
такие проверки;
- снимаются ли остатки денег в кассе перед
составлением бухгалтерской отчетности;
- на кого возложены функции оформления приходных и расходных
кассовых ордеров, обращая при этом особое
внимание на недопущение их оформления
кассиром;
- кто осуществляет прием от кассира кассовых
отчетов и оправдательных документов
к ним;
- допускается ли кассиром внесение в кассовую книгу неоговоренных исправлений в произведенные ранее записи;
- осуществляется ли надлежащий учет депонированных
сумм.
Проверяя кассовые операции, аудитор
должен установить, как соблюдается порядок
ведения кассовых операций, кассовая дисциплина,
законность и целесообразность совершенных
операций с наличными деньгами.