Сущность управления активами. Их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Наличие внеоборотных и оборотных активов, их структура, динамика и порядок использования – это главный вопрос для эффективной работы предприятия и, как результат, положительной отдачи от активов.
Цель работы: рассмотреть сущность управления активами предприятия.
Задачи работы: изучить принципы управления оборотными и внеоборотными активами предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....2
1.Сущность управления активами. Их классификация.
1.1. Управление активами предприятия…………………………………….3
1.2.Классификация активов предприятия………………………………..…5
2.Оборотные активы предприятия.
2.1.Принципы формирования оборотных активов предприятия……..…8
2.2.Управление оборотными активами предприятия ………………..…..9
3.Внеоборотные активы предприятия.
3.1 Понятие, состав, классификация внеоборотных активов…………...17
3.2 Источники формирования внеоборотных активов………………….22
3.3 Этапы политики управления внеоборотными активами…………….25
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2

1.Сущность управления активами. Их классификация.

1.1. Управление активами предприятия…………………………………….3

1.2.Классификация активов предприятия………………………………..…5

2.Оборотные активы предприятия.

2.1.Принципы формирования  оборотных активов предприятия……..…8

2.2.Управление оборотными  активами предприятия ………………..…..9

3.Внеоборотные активы предприятия.

3.1 Понятие, состав, классификация внеоборотных активов…………...17

3.2 Источники формирования внеоборотных активов………………….22

3.3 Этапы политики управления внеоборотными активами…………….25

Заключение………………………………………………………………….31

Список литературы…………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с 17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом, затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущественный потенциал предприятия.

Актуальность темы состоит в том, что для более эффективной работы любого предприятия в рыночных условиях российской экономики необходимо четко и рационально решать вопросы, связанные с обеспечением, структурой и использованием активов.

В условиях рыночной экономики любое коммерческое предприятие заинтересовано в эффективном и стабильном функционировании. Суть деятельности каждой организации определяет особенности её функционирования, содержание и структуру активов (в особенности основных средств) и формирует значительную часть конечного финансового результата.

Чтобы достичь высоких результатов хозяйственной деятельности, нужна четко выстроенная, обоснованная и эффективная финансовая политика, а в частности налаженный механизм управления активами.

Наличие внеоборотных и оборотных активов, их структура, динамика и порядок использования – это главный вопрос для эффективной работы предприятия и, как результат, положительной отдачи от активов.

Цель работы: рассмотреть сущность управления активами предприятия.

Задачи работы: изучить принципы управления оборотными и внеоборотными активами предприятия.

 

 

 

 

 

 

      1.Сущность управления активами. Их классификация.

1.1. Управление активами предприятия.

Активы – это экономические ресурсы компании в форме имущественных ценностей и прав, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности в целях получения прибыли. Наиболее важными для целей финансового управления являются следующие классификации активов: по формам функционирования, по характеру участия в производственном процессе и продолжительности периода оборота, по характеру обслуживания видов деятельности, по степени ликвидности и т.д.

Активами называется имущество организации, которое находится в распоряжении организации на праве собственности, и от которого она ожидает получить прибыль в процессе своей деятельности. [1]

Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление  текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов  в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Главная цель системы  управления активами -  добиться наивысших  конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия:

- Увеличение активов. Любое  увеличение активов означает  использование фондов.

-    Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает  все, что оно должно другим: банковские  займы, выплата поставщикам и  налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение  пассива, например, возврат банковских  займов.

-  Текущие активы используются  в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве  оборотного капитала, проходят определенный  цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

-   Эффективное использование  оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного  капитала, могут быть направлены  на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для  приобретения основного капитала  или выплачены в виде доходов  владельцам. Один из способов  экономии оборотного капитала  заключается в совершенствовании  управления материально-техническими  ресурсами (запасами) посредством:

 -планирования закупок необходимых материалов;

 -введения жестких производственных систем;

 -использования современных складов;

 -совершенствования прогнозирования спроса;

 -быстрой доставки.

 Второй путь сокращения  потребности в оборотном капитале  состоит в уменьшении счетов  дебиторов путем ужесточения  кредиткой политики, в оценке  ненужных фондов, которые могли  бы быть использованы для других  целей, в оценке счетов, предъявляемых  к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.]

Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. 

Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а  в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также

имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

1.2. Классификация активов  предприятия.

По форме функционирования различают материальные, нематериальные и финансовые активы. В состав материальных включают активы, имеющие материальную форму: основные средства, незавершенные капитальные вложения, производственные запасы и т.д. Нематериальные активы не имеют натурально-вещественной формы, но используются в хозяйственной деятельности, приносят прибыль и отвечают критериям российского ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». [11] 

К ним относятся патенты, ноу-хау, товарные знаки, гудвилл и проч. В состав финансовых активов входят денежные активы, дебиторская задолженность, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения.

По характеру участия в производственном процессе и продолжительности периода оборота выделяют оборотные и внеоборотные активы. Их принципиальное различие заключается в возможности неоднократного участия в производственном процессе и в порядке признания расходов при расчете себестоимости продукции. Внеоборотные активы включают в себя: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы.

Оборотные активы включают: запасы и затраты; налоги по приобретенным товарам, работам, услугам; дебиторская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения. [12]

По характеру обслуживания видов деятельности рассматривают операционные и инвестиционные активы. Операционные активы – совокупность имущественных ценностей, включающая основные средства, нематериальные активы и оборотные активы (за исключением финансовых вложений), используемых в операционной деятельности компании. Инвестиционные активы включают в свой состав инвестиции в реальные активы (незавершенные капитальные вложения, оборудование к установке), предназначенные для создания основных средств, инвестиции в нематериальные активы и финансовые инвестиции (долго- и краткосрочные финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, облигации, акции, предоставленные займы).

По степени ликвидности выделяют:

- высоколиквидные активы (денежные средства и их эквиваленты, под которыми понимают краткосрочные финансовые вложения, в том числе ценные бумаги других компаний, государственные казначейские билеты, государственные и муниципальные облигации, которые могут быть легко реализованы);

- быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев, за исключением безнадежной),

- медленно реализуемые активы (реальная дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев, запасы, включая товары (без неликвидов), готовая продукция и НДС по приобретенным ценностям);

- труднореализуемые (внеобортные) активы;

- неликвидные активы, в состав которых входят безнадежная дебиторская задолженность, неликвидные запасы, объекты, учтенные по статье «Расходы будущих периодов» (в том числе оплаченные, но не подлежащие продаже лицензии и права пользования программными продуктами, срок действия которых еще не истек, уплаченная, но не списанная на расходы страховая премия и т.д.)

Капитал фирмы  существует в двух основных формах:  основного капитала и оборотного  капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав  внеоборотных активов входят:

-нематериальные активы

-основные средства

- незавершенное строительство

-доходные вложения в  материальные ценности

-долгосрочные финансовые  вложения

- прочие нематериальные  активы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Оборотные активы.

2.1 Принципы формирования оборотных активов предприятия.

Основной целью формирования активов компании и отдельных подразделений является выявление и удовлетворение потребности в необходимых и достаточных ресурсах для реализации поставленных целей и задач, оптимизация их состава, стоимости, эксплуатации, для обеспечения эффективной результативности, то есть получения достаточного дохода при окупаемости затрат. [2]

Оборотные средства (синонимы «оборотный капитал», «мобильные активы», «текущие активы», «оборотные активы») — это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает 12 месяцев. [3.c.146]

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п.

Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов - их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия.

При таком подходе обеспечивается среднее для реальных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

Информация о работе Сущность управления активами. Их классификация