Сущность, значение и основы организации страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью является рассмотрение экономической сущности страхования, а также его современной структуры в условиях рыночной экономики и тенденций развития страховых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Определить экономическую сущность страхования, его функции и задачи;
2. Охарактеризовать страховой фонд как источник возмещения последствий стихийных бедствий и других непредвиденных событий;
3. Опередить основы организации страхования его формы, отрасли и виды;
4. Рассмотреть правовые основы страховых отношений;
5. Рассмотреть становление страхового рынка в Российской Федерации, оценить его перспективы его и проанализировать проблемы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность страхования……………………………….……..5
Функции, принципы и задачи страхования…………………………..5
Страховой фонд. Формирование и использование…………………..9
Основы организации страхования………………………………………….12
Организация страхования в РФ………………………………………12
Формы страхования и критерии их использования………………...17
Классификация страхования…………………………………………21
Правовые основы страховых отношений…………………………………..31
Страховой рынок в РФ………………………………………………………34
Становление страхового рынка в России……………………………34
Современное состояние страхового рынка………………………….36
Перспективы развития страхового рынка…………………………...43
Проблемы развития страхового рынка………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список использованной литературы……………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  1. Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.
  2. Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.

При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой фонд каждого конкретного полисодержателя должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты их рисков. Кроме того, уровень взносов должен создавать возможность для конкуренции на рынке.

Страховой фонд используется для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных  чрезвычайных событий и оказания помощи гражданам при наступлении  определенных событий в их жизни: временной или постоянной утраты трудоспособности, достижения совершеннолетия, вступление в брак и др. Кроме того, средства страхового фонда используются для целей предотвращения или уменьшения ущерба. Существуют две категории принимаемых мер: предупредительные (превентивные), имеющие цель предупредить возможность возникновения бедствия (строительство дамб, огнестойкое и антисейсмическое строительство и т.д.) и подавляющие (репрессивные) - для ограничения разрушительной силы уже наступившего бедствия (тушение пожаров, проведение спасательных работ). Часть средств страхового фонда в виде временно свободных страховых ресурсов может инвестироваться в различные отрасли производства или ценные бумаги с целью получения прибыли страховыми компаниями.

В условиях рыночной экономики  страховой фонд определяется экономической  необходимостью, а страхование является обязательным элементом рыночной инфраструктуры, экономическим рычагом стабилизации экономики.

 

 

 

 

 

 

  1. Основы организации страхования

 

    1. Организация страхования в РФ

 

Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие  от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (в смысле существования страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными.

Конкуренция действует не только в сфере добровольного страхования, но и в сфере обязательного страхования (например, между страховщиками, осуществляющими ОСАГО; между страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование). Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования — в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.

Конкуренция во всех сферах — главное условие перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип — необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом и экономическом фундаменте.

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать  как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

На страховом рынке Российской Федерации действуют страховые  компании, имеющие различные организационно-правовые формы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.). Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, что в качестве страховщика может выступать только юридическое лицо.

Учредителями страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные.

Российское страховое  законодательство выделяется в качестве особой формы, в которой может  быть создан страховщик, общество взаимного страхования (ОВС). (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не относит ОВС к категории «страховые организации»).

Уходящие корнями в  историческое прошлое, общества взаимного  страхования в силу специфики  организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования — такая организационно-правовая форма страховой организации, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества. ОВС — это объединение страхователей в целях совместного создания страховых продуктов определенного вида только для членов данного общества.

В соответствии с законодательством  РФ общества взаимного страхования  являются некоммерческими организациями.

Одной из форм коммерческого  сотрудничества страховых организаций  является совместное страхование (сострахование). В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания — оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.

Государственное регулирование является необходимым  элементом и принципом организации  страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования  является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

  • форму лицензии и ее реквизиты;
  • требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
  • перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
  • порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
  • порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается плата в установленном  порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением  финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы финансовой устойчивости страховой компании:

  1. достаточный собственный капитал;
  2. размер обязательств (включая технические резервы);
  3. размещение активов;
  4. портфель рисков, переданных в перестрахование;
  5. тарифная политика.

3. Разработка  форм и порядка статистической  отчетности и контроль за своевременным  представлением финансовой отчетности страховых организаций.

4. Налогообложение страховщиков и страхователей.

5. Другие меры  государственного регулирования  страховой деятельности, включая  ответственность за уклонение  страховщика от возмещения убытков  при наступлении страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы страхования и критерии их использования.

 

Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в объеме страховой ответственности, степенях риска и категориях страхователей страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно по форме проведения страхование может быть обязательным или добровольным.

Обязательную  форму страхования отличают следующие принципы:

1. Обязательное  страхование устанавливается законом,  согласно которому страховщик  обязан застраховать соответствующие  объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает:

  • перечень подлежащих обязательному страхованию объектов
  • объем страховой ответственности;
  • уровень или нормы страхового обеспечения;
  • порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах.
  • периодичность внесения страховых платежей;
  • основные права страховщиков и страхователей.

Закон,  как  правило, возлагает проведение обязательного  страхования на государственные органы.

2. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов. Для этого страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.

3. Автоматичность распространение обязательного страхования на объекты, указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации оно будет учтено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы.

4. Действие обязательного  страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.

5. Бессрочность обязательного  страхования. Она действует в  течение всего периода, пока  страхователь пользуется застрахованным  имуществом. Только бесхозное и  ветхое имущество не подлежит  страхованию. При переходе имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества.

6. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.

В РФ к сфере  обязательного страхования относятся:

  • Обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения, животные), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;
  • Государственное обязательное личное страхование должностных лиц таможенных органов РФ;
  • Государственное обязательное страхование личности от риска, радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Государственное обязательное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования СПИДом;
  • Государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;
  • Государственное обязательное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
  • Государст<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Сущность, значение и основы организации страхования