Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса создания денежной системы России, основанной на серебре.
Проблемой курсовой работы является влияние денежно-кредитной реформы и ее последствий на экономику страны.
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи:
охарактеризовать экономические и политические предпосылки проведения реформы;
проанализировать ход реформы 1839-1843гг, особенности и технологию организации проведения реформы;
Введение……………………………………………………………………………………2-4
1.Основные предпосылки к проведению денежной реформы в стране в период
1839-1843гг.………………………………………..……………………………….………..5
1.1.Характеристика экономических и политических предпосылок проведения
реформы…………………………………………………………………………………... 5-9
1.2.Взгляды Е.Ф.Канкрина на развитие России ……………………………………….9-10
1.3.Деятельность Е.Ф.канкрина на посту министра финансов……………..……….10-12
2. Технология проведения и характеристика этапов реформы 1839-1843гг…………...13
2.1.Основные этапы проведения денежной реформы,их особенности……………..13-15
2.2.Характеристика «Плана финансов» М.М.Сперанского. ………………...……....15-17
3. Основные итоги и значение реформы …………………………………………..……..18
3.1.Результаты реформы Е.Ф.Канкрина 1839-1843гг ………………………………..18-20
3.2.Дальнейшая судьба преобразований………………………………………………20-21
Заключение……………………………………………………………………………....22-23
Библиографический список…………
На первом этапе осуществлялся выпуск
так называемых “сохранных” банковских
кредитных билетов, основанных на вкладах
серебром. На втором этапе предполагалась
фиксация курса ассигнаций на уровне податного
курса (сер. руб. = 3,60 руб. асс.). На заключительном
этапе ассигнации заменялись сохранными
билетами, для чего ежегодно должны были
объявляться серии ассигнаций, подлежавших
замене. Но Е.Ф. Канкрин считал, что курс
ассигнаций надо приравнять к биржевому
курсу (3,50 руб. асс.), поскольку последний
регулировал частные обороты, которые
были намного более значительными, чем
казенные обороты, опосредовавшиеся податным
курсом. Кроме того, министр финансов настоял
на том, чтобы сроки осуществления реформы
были более продолжительными, чем предлагал
М.М. Сперанский.
В итоге реформа была проведена в соответствии
с проектом Министерства финансов, в основу
которого был положен проект М.М. Сперанского.
1.2. Взгляды Е.Ф. Канкрина на развитие России.
По своим взглядам Е.Ф.Канкрин[Приложение А], безусловно, был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е. сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признавая несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, производимое очень осторожно и без спешки. 2
Настоящим богатством, настоящим капиталом Е.Ф.Канкрин считал металлические деньги. Однако при достаточно высоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги, которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей»3. По сравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ. Они более подвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление и восполнение обходятся государству значительно дешевле. Бумажные деньги также искусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможности для развития производства и торговли.
Но они имеют и серьезные недостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практически определить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природе бумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишний выпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монета вытесняется из обращения, курс бумажных денег падает.
По мнению Е.Ф.Канкрина, обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственной точки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий. Бумажные деньги должны быть обеспечены неприкосновенным разменным фондом, состоящим не из государственных имуществ и бумаг, а из монеты. Новые их выпуски следует производить на умеренную сумму и постепенно. Вновь выпущенные суммы нельзя использовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах.
В случае войны лучше прибегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства и специальным налогам и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. А по окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры к поддержанию их курса.
Е.Ф.Канкрин отрицательно относился к заключению займов на погашение ассигнаций. Наиболее разумным он считал поддержание постоянного курса ассигнаций. Е.Ф.Канкрин был явным противником негосударственного, коммерческого кредита. Он заявлял: «Частные банки, выпускающие какие-либо кредитные бумаги, не должны быть даже терпимы правительством»4. В таможенной политике он был сторонником не охранительных, но протекционистских пошлин и государственного вмешательства в народно-хозяйственную жизнь. Менее внимания он уделял местной финансовой администрации и сельскому хозяйству. Боясь нарушить сложившийся уклад жизни, Е.Ф.Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и, в особенности, к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям. Относясь отрицательно к государственным займам, особенно заключаемым с непроизводительными целями внутри страны и неконсолидированными, Е.Ф.Канкрин под давлением обстоятельств, однако, прибегал к ним и ввел в обращение особые краткосрочные обязательства, так называемые билеты государственного казначейства, отказавшись, впрочем, окончательно от выпуска неразменных бумажных денег.
В целом, деятельность Е.Ф.Канкрина - и это отвечало всем его взглядам - была лишена радикально реформирующего характера. С одной стороны, это обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизни его мероприятий, но с другой, не могло устранить основной хозяйственной отсталости страны, сказавшейся позднее в эпоху Крымской войны.
Взгляды Е.Ф.Канкрина, конечно же, не могли не отразиться на проводимой им политике. Они также определили направление его реформы.
1.3. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов.
Приняв на себя управление российскими финансами, Е.Ф.Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицит государственного бюджета стал хроническим явлением; обыкновенные государственные доходы снизились с 447 млн. руб. в 1820 г. до 391 млн. руб. в 1822 г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывались за счет средств, полученных от внешних займов и позаимствований из государственных кредитных и других учреждений.
Неустойчивость финансовой системы была во многом связана с находившимися в обращении бумажными деньгами – ассигнациями. Они были введены еще Екатериной II в 1768 г. для частичной замены обесценившейся медной монеты. Выпуск все новых и новых ассигнаций стал легким способом покрытия любых государственных расходов, и число их в обращении быстро росло, а стоимость падала, приводя к дороговизне всех предметов потребления.
У Е.Ф.Канкрина были свои взгляды на пути преодоления кризиса. Он не считал нужным выкупать ассигнации, заключая займы или экономя средства из бюджета. По его мнению, изъятие ассигнаций нужно было отложить на длительное время – до тех пор, пока не будет накоплен достаточный фонд серебряных монет. До этого же следовало прекратить новые выпуски, закрепив тем самым стоимость уже циркулирующих бумажных денег. Этот план Е.Ф.Канкрин выполнил с удивительным умением: за все его управление не было выпущено ни одного ассигнационного рубля, стоимость же бумажного рубля держалась в пределах 25-27 коп. серебром. [Приложение Б]
В своей деятельности Е.Ф.Канкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов.[Приложение В].
Стремясь выполнить две главные задачи – ликвидировать дефицит бюджета и создать денежные запасы – Е.Ф.Канкрин применял некоторые экономические меры, которые и сам в принципе не одобрял. Так, в 1827 г. он ввел откупную систему в винную торговлю, взамен казенного управления, сопровождавшегося большими расходами казны и злоупотреблениями чиновников. Введя откупы, Е.Ф.Канкрин не ошибся: доходы от продажи вина заметно возросли.
Другой мерой, осуществляемой при непосредственном участии Е.Ф.Канкрина в 1822 г. было повышение сниженных за три года перед этим ввозных таможенных пошлин, в результате чего доходы казны возросли в несколько раз. Рост доходов был главной, но не единственной целью: увеличивая пошлины, Е.Ф.Канкрин понимал, что протекционизм в данный период полезен для развития слабой отечественной промышленности.
Важным мероприятием Е.Ф.Канкрина, расширившим возможности иностранной и отечественной торговли, стимулирующим поиск новых форм, стала гильдейская реформа (1824). Она ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-й гильдии и расширяла права среднего городского купечества, ставила в определенные рамки торговлю купцов 3-й гильдии, стимулируя их переход в более высокую гильдию разрешением расширения предпринимательства. Улучшались торговые возможности крестьянства, в том числе крепостного, при условии уплаты всех налогов и пошлин. Тем самым укреплялась мелкая торговля в городах и обеспечивался дополнительный доход в государственный бюджет страны. К недостаткам гильдейской реформы можно отнести тот факт, что она не использовала систему прогрессивного подоходного налога, о чем много писали экономисты того времени, то есть налог брался с перечисленного товара, а не с обращающегося в торговле капитала. Улучшение организации торговли занимали помыслы Е.Ф.Канкрина и в дальнейшем: в 1832 году был принят новый устав о векселях, уставы о торговой несостоятельности, о коммерческих судах, о петербургской бирже.
Е.Ф.Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям.
Годы, когда Е.Ф.Канкрин управлял финансами, были отягощены многими чрезвычайными расходами. Так, в 1827-1829 гг. требовались расходы на персидскую и турецкую войны, в 1830 г. – для подавления восстания в Польше; в 1830 г. в стране свирепствовала холера, в 1833 г. – вызванный неурожаем голод. Особенно тяготили министра военные расходы.
Все это время Е.Ф.Канкрин готовил проект финансово-кредитной реформы, которая должна была улучшить состояние российских финансов. Но реализовать реформу на практике ему удалось только в 1839-43 гг.
Подводя итог о вышесказанном, необходимо отметить, что Е.Ф.Канкрин был сильной личностью, успешным реформатором. Он выступал за постоянное улучшение общественно-политических и экономических институтов. Его взгляды не могли не отразиться на проводимой им политике, которую он осуществлял под внимательным руководством, что привело к благоприятной обстановке в стране после ее осуществления. В своей деятельности Е.Ф.Канкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования.
Раздел 2 .
Технология проведения и характеристика этапов реформы 1839-1843гг
2.1.Основные этапы проведения денежной реформы, их особенности
Денежно-кредитная рефорома 1839-1843 гг. осуществлялась в нескольких этапах ее проведения.
Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль). Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.
Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. “Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке”, который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. 1 января 1840 г. при коммерческом банке была открыта депозитная касса для приема от населения золота и серебра в обмен на „депозитные" билеты (ценностью 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб.). В свою очередь депозитные билеты немедленно по предъявлении подлежали обмену на металл. Создание депозитной кассы оправдало полностью надежды на создание легкоподвижных знаков, разменных на металл. В результате уже через год в коммерческом банке образовался фонд до 38 млн. руб. и быстро продолжался его рост. Таким образом, был создан разменный фонд для будущих бумажных денег без всяких затрат.
Следующей ступенькой в проведении денежной реформы явился выпуск пятидесятирублевых кредитных билетов на сумму 30 млн. рублей. Номинально их обмен обеспечивался всем достоянием государства. Манифест от 1 июня 1823 г. завершил эту реформу выпуском государственных кредитных билетов. Было осуществлено окончательное объединение бумажноденежных знаков с государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и разменом на двойную монету.
Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных в казне, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.
Итак, начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Кредитные билеты Государственного заемного банка находились в обращении в незначительном количестве. [Приложение Г] Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи. Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые бумажные денежные знаки.
На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты [Приложение Д]. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.
Информация о работе Технология проведения и характеристика этапов реформы 1839-1843гг