Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 14:52, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
исследовать вопросы теории регионального роста и развития;
Для анализа общей экономической ситуации используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, доходы населения, национальное богатство. Для межрегиональных сопоставлений уровней развития эти показатели даются в расчете на душу населения. При принятии решений по вопросам управления экономическим развитием региона рассчитывают динамику этих показателей.
Таблица 3. Основные показатели социально-экономического развития Самарской области и России за период 2000-2007 годы
Показатели |
2000 год |
2001-2005 годы (в среднем за год) |
2006 год |
2007 год |
ВРП Самарской области, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % |
106,2 |
105,2 |
106,2* |
106,8* |
ВВП России, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % |
109,4 |
106,0 |
107,2 |
107,8 |
ВРП на душу населения в Самарской области, тыс. руб. |
42,8 |
- |
150,8* |
180,3* |
ВРП в основных ценах/ВВП в рыночных ценах на душу населения в РФ, тыс. руб. |
39,5 |
- |
161,0 |
199,6 |
Продукция промышленности, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
111,0 |
103,8 |
105,0 |
105,2 |
Россия |
112,0 |
105,2 |
103,9 |
106,3 |
Продукция сельского хозяйства, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
100,2 |
101,9 |
105,9 |
103,6 |
Россия |
107,7 |
103,1 |
103,6 |
103,3** |
Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
127,8 |
107,8 |
123,8 |
128,7 |
Россия |
117,4 |
109,9 |
113,7 |
121,1** |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
104,7 |
111,1 |
111,4 |
109,1 |
Россия |
112,0 |
111,5 |
113,3 |
110,4 |
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
100,1 |
109,2 |
108,5 |
111,1 |
Россия |
109,0 |
111,1 |
113,0 |
115,2 |
Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область |
100,6 |
107,7 |
106,5 |
105,7 |
Россия |
104,7 |
105,4 |
107,6 |
107,1 |
Наблюдается постепенное снижение уровня номинального подушевого ВРП Самарской области относительно среднероссийских показателей, что связано с опережающим ростом номинальных объемов ВРП в столичных регионах и регионах-экспортерах. К 2005 году превышение практически свелось к минимуму (2000 год – 8,4%, 2005 год – 0,1%). Темп роста основных индикаторов социально-экономического развития области в 2007 году был ниже, чем в целом по Российской Федерации (табл. 3).
По итогам III квартала 2008 года индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, розничная торговля) составил 106,8% по отношению к аналогичному периоду 2007 года (II квартал – 104,7%).
Рисунок 1. Структура валовой добавленной стоимости Самарской области по видам экономической деятельности, %.
Наибольший удельный вес в структуре валовой добавленной стоимости Самарской области занимают такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства (29,3%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления (13,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,2%), добыча полезных ископаемых (10,9%).
В структуре использования валового регионального продукта в текущих основных ценах сохраняется тенденция прошлых лет: доля расходов на конечное потребление превышает валовое накопление основного капитала.
Согласно рейтингу конкурентоспособности регионов, разработанному Институтом региональной политики (www.irpex.ru), Самарская область входит в группу регионов России с высоким уровнем конкурентоспособности и демонстрирует устойчивый характер развития.
В рейтинге национальной и международной конкурентоспособности российских регионов (подготовлен компанией Бауман Инновейшн) Самарская область также входит в группу лидирующих регионов Российской Федерации и занимает 4 позицию по состоянию на сентябрь 2008 года.
Инвестиционная политика Правительства области ориентирована на сохранение благоприятного инвестиционного климата, создание условий для эффективных вложений в экономику региона и внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющее сбалансировать государственные и частные интересы.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития области государственная поддержка оказывается инвесторам, обеспечивающим создание в рамках реализации национальных и крупных инфраструктурных проектов «полюсов конкурентоспособности», сохранение существующих и создание новых рабочих мест, внедрение инновационных разработок и технологий. С этой целью региональное инвестиционное законодательство содержит инвестиционные стимулы и льготы как финансового, так и организационного характера, предоставляемые инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
Пилотными проектами являются проекты строительства и развития технопарков в Самарской области. Такая форма поддержки значительно сократит затраты инвесторов, как материальные, так и транзакционные, связанные с получением необходимых разрешений и технических условий для строительства коммунальной инженерии.
Эффективной формой государственной поддержки инвесторов является предоставление субсидий на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования, обучение (переобучение) персонала производственным специальностям, компенсация части процентной ставки по кредитам, полученным в финансовых и кредитных учреждениях. В 2007 году из бюджета на указанные цели было выделено 42,7 млн. рублей, что позволило привлечь на каждый рубль государственной поддержки 64,5 рублей инвестиций в строительство жилищных комплексов и модернизацию производственных объектов.
Другой несомненно значимой для инвесторов формой поддержки являются налоговые преференции, которые за 9 месяцев 2007 года составили 107,1 млн. рублей. Несмотря на то, что в общем объеме налоговых поступлений они занимают незначительную долю – не более 0,2%, их стимулирующая роль по-прежнему высока, поскольку они позволяют высвобождающие средства реинвестировать в реализацию новых проектов.
Предпринятые меры по улучшению инвестиционного климата в Самарской области способствовали росту инвестиционной активности в регионе – в 2007 году в Самарской области отмечались рекордно высокие темпы капиталовложений: общий объем инвестиций в основной капитал составил 126,7 млрд. рублей – 128,7% к 2006 году – это наиболее высокий рост с 2000 года – года начала возобновления позитивной динамики капиталовложений в регионе (рис. 2).
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в Самарской области и Российский Федерации в целом за 1999-2007 гг., в % к предыдущему году
По итогам двенадцати проведенных национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов Самарская область входит в число 21 региона со средним рангом потенциала выше среднерегионального уровня, занимая среди них 7 место.
Наиболее инвестиционно привлекательным видом экономической деятельности в регионе, по-прежнему, являются обрабатывающие производства, где рост инвестиций превысил уровень 2006 года на 30,3%
В 2007 году инвестиции в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий выросли в 3,7 раза, такой рост связан, прежде всего, с реализацией компанией Алкоа – собственником ОАО «Самарский металлургический завод» за счет собственных средств и кредитов ЕБРР программы реконструкции и модернизации производства.
В 2008 году Правительство Самарской области закладывает основы для будущего промышленного роста на инновационной платформе. Это наглядно демонстрируют предпринимаемые действия по привлечению в регион бизнес-корпораций мирового и национального уровней. Крупнейшей сделкой в истории отечественного автопрома явилось заключение соглашения о стратегическом партнерстве ОАО «АВТОВАЗ» с альянсом РЕНО-НИССАН. 15 промышленных предприятий Самарской области включены в состав государственной корпорации «Ростехнологии». Это станет гарантией их обеспечения госзаказами с соответствующим финансированием. Особенно это важно для проблемных муниципальных образований, таких как городской округ Чапаевск. Крупнейшие химические предприятия области осуществляют широкомасштабную реконструкцию и модернизацию действующих производств, увеличивая загрузку производственных мощностей. Правительством Самарской области заключены соглашения с рядом нефтедобывающих компаний.
В прогнозном периоде особо следует отметить решение задачи создания в Тольятти высокотехнологичного комплекса по развитию современной индустрии автокомпонентов. Для этого создано акционерное общество, разработан проект областной целевой программы «Развитие Тольяттинского промышленно-технологического парка на 2009-2015 годы», Правительство области ведет подготовку документов на создание на базе парка особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Целью масштабной работы по созданию такого института развития является привлечение крупных инвесторов. На сегодня мы имеем крупнейшего якорного инвестора будущей зоны в лице компании «Пирелли». Группа обрабатывающих производств в 2009-2011 годах будет развиваться более быстрыми темпами, чем промышленность в целом. Только производство автомобилей увеличится в 2011 году до 1,5 млн.машин. Оценка перспектив развития промышленности дает все основания прогнозировать в регионе темпы роста промышленного производства 8% в среднем за год, что выше федерального уровня.
В 2007 году на территории области за счёт средств федерального бюджета реализовывались мероприятия 18 федеральных целевых программ, в рамках которых осуществлялось строительство и реконструкция 113 объектов с лимитом государственных капитальных вложений в 4,66 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах превышает аналогичный показатель 2006 года на 65,9% (рис. 21), 2005 года - в 2,4 раза. Количество строящихся и реконструируемых объектов в прошедшем году превысило уровень 2006 года на 12%, 2005 года на 9%. Рост федеральных инвестиций в 2007 году обеспечен привлечением субсидий из средств федерального бюджета на строительство автомобильных дорог общего пользования и мостовых переходов, на проведение капитального ремонта жилищного фонда.
Рис. 21. Инвестиции федерального бюджета в 2005-2007 гг., млн. рублей
В 2007 году продолжилась позитивная динамика основных показателей уровня и качества жизни населения Самарской области. По уровню благосостояния, рассчитанному как покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, область входит в тройку лидеров по Приволжскому федеральному округу. Регион занимает 10 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в ПФО по индексу развития человеческого потенциала13. Область традиционно лидирует в ПФО по уровню денежных доходов и расходов населения, объему оборота розничной торговли и платных услуг на душу населения, количеству автомобилей на тысячу жителей, занимая по величине среднемесячной заработной платы работников учреждений образования первое место, учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг – второе место, учреждений отдыха, развлечений, культуры и спорта – третье14.
В 2007 году рост доходов населения несколько замедлился по сравнению с предыдущим годом, что соответствует общероссийской тенденции. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов составило 9,1% против 11,4% в 2006 году, что объясняется значительно возросшими темпами роста обязательных платежей и разнообразных взносов (на 34,9% в реальном выражении против 20,1% за предыдущий год). Среднемесячные денежные доходы на душу населения достигли 14035 рублей, их покупательная способность составила 3,4 величины прожиточного минимума (в 2006 году – 3,1).
По оценке за 2008 год прирост реальных доходов составил 5%, реальной заработной платы – 14%, удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума– 14%.
Таблица 9. Сравнение уровней зарегистрированной и общей безработицы по Самарской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации за 2007 год (в процентах от экономически активного населения)
Показатель |
Самарская область |
ПФО |
РФ | |
2006 |
2007 | |||
Уровень безработицы по МОТ (в среднем за год) |
4,3 |
4,3 |
6,1 |
6,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
1,4 |
1,5 |
1,3 |
2,1 |
Информация о работе Теоретические аспекты реализации финансовой политики развития субъекта РФ