Теоретические аспекты реализации финансовой политики развития субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
исследовать вопросы теории регионального роста и развития;

Файлы: 1 файл

Финансы_курсовая работа.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы8:

  1. научный подход;
  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
  3. учет накопленного опыта;
  4. четкое определение макроэкономических показателей;
  5. учет национальных и географических особенностей;
  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.
  7. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

 

1.3 Система показателей уровня экономического развития регионов

 

Исследование процессов, происходящих в региональной экономике, основано на использовании, определенной системы показателей. Научная ценность и достоверность выводов из статистических материалов определяются тем, насколько правильно установлены эти статистические показатели, насколько они полны по своему составу для отображения общественной жизни в важнейших ее проявлениях. Для разработки методики определения региональных уровней экономического развития необходимо определить методические основы оценки уровней экономического развития в регионах, установить систему показателей для характеристики регионов, определить требования, предъявляемые к этим показателям.

В основу комплексной оценки экономической ситуации в регионах России положен следующий методологический подход. Уровень экономического развития в регионе характеризуется определенным сочетанием индикаторов, которые отражают, во-первых, влияние объективных, устойчивых факторов регионального развития и, во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационных механизмов, характеризующих особенности и возможности его адаптации к условиям рыночных отношений. В качестве основного использован такой индикатор как уровень экономического потенциала9.

В систему экономического потенциала входят элементы, отражающие развитие производительных сил, производственных отношений и надстройки современного этапа развития общества. Возможности, заложенные в этих слагаемых общественного развития с учетом их региональных особенностей, составляют экономический потенциал регионов. Представляется необходимым дать системную поэлементную характеристику экономического потенциала.

Для оценки уровня экономического развития регионов используются абсолютные и относительные индикаторы экономического потенциала регионов, включающего наряду с характеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной и социальной инфраструктур.

Обобщающую количественную оценку экономического развития регионов целесообразно начать с рассмотрения показателей их экономического потенциала, материальной подоплеки формирования всех прочих экономических и социальных индикаторов.

Под экономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способных принимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг при определенном уровне развития производительных сил. По видам ресурсов экономический потенциал подразделяется на следующие категории: трудовой потенциал, материально-технический и природно-ресурсный потенциалы. По назначению ресурсов экономический потенциал подразделяется на производственно-ресурсный и непроизводственный (социально-экономический) потенциалы10.

Ведущая роль в экономическом потенциале регионов принадлежит трудовому потенциалу, поскольку в результате интенсификации производства роль субъективного фактора возрастает. Под трудовым потенциалом, как правило, понимаются трудовые ресурсы, которыми располагает регион. Следовательно, понятие «трудовой потенциал» является более широким понятием, чем численность занятых. Вместе с тем понятие «трудовой потенциал» является более глубоким, чем численность потенциальных трудовых ресурсов, поскольку наряду с количественной характеристикой последних он включает также качественные характеристики: образовательный уровень, специализацию, профессиональный опыт и т.д., которые при прочих равных условиях определяют различие заключенного в рабочей силе потенциала, т.е. способности выполнять некоторые функции. На величину трудового потенциала влияет также организационно-структурный фактор: рациональное распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики, территориальное распределение труда, производственная специализация регионов. Трудовой потенциал определяется также уровнем автоматизации и механизации труда, представляющим наряду с сокращением удельного веса работников ручного труда резерв увеличения трудового потенциала регионов.

Входящие в состав экономического потенциала материально-технические ресурсы образуют материально-техническую базу (потенциал) регионов. Для того чтобы оценивать его состав и величину, необходима всесторонняя характеристика всех его элементов: объема, состава, состояния, характера использования, активной и пассивной частей, динамики и качества. Величина материально-технического потенциала, прежде всего, характеризуется объемом основных средств, т.е. частью национального богатства, созданной в процессе производства, длительное время используемой в экономике в неизменной натурально-вещественной форме, которая постепенно переносит свою стоимость на создаваемые продукты и услуги. Изменение величины материально-технического потенциала регионов характеризуется не только изменением объема основных фондов, но и их обновлением, изменением качества, структуры и эффективности использования.

Объем и движение основных фондов в регионах учитываются с помощью балансов основных фондов, составляемых по «чистым отраслям», и представляющим совокупность основных фондов, участвующих в производстве отраслевой продукции или оказании определенных услуг. Балансы основных фондов разрабатываются по полной первоначальной стоимости и по первоначальной стоимости за вычетом износа.

В связи с процессом инфляции адекватная стоимостная оценка основных фондов предполагает необходимость регулярной их переоценки, позволяющей установить показатели полной восстановительной стоимости основных фондов и восстановительной стоимости за вычетом износа.

Материально-технический потенциал наряду с величиной стоимости основных фондов включает и стоимость оборотных фондов (средств). Их стоимость полностью входит в стоимость изготовляемой продукции или услуг. Оборотные фонды - это наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства регионов. В состав оборотных фондов включаются производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.

Для характеристики оборотных фондов, как составной части материально-технического потенциала регионов, важным моментом является их классификация на собственные и заемные.

Материально-технический потенциал регионов в значительной мере определяется наличием, ассортиментом и качеством товарных запасов. Пребывание запасов различного назначения в сфере рынка товаров и услуг должно обеспечивать своевременное удовлетворение спроса.

Все компоненты экономического потенциала тесно связаны между собой. Рост материально-технического потенциала является одновременно фактором наращивания и трудового потенциала за счет роста фондовооруженности труда, позволяет снизить численность занятых без снижения величины потенциала.

Материальные непроизводственные активы (потенциал) - это природно-ресурсный потенциал: земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы, размер которых в значительной степени предопределяет интерес потенциальных инвесторов к тому или иному региону.

Нематериальные непроизводственные активы (потенциал) - это активы, которые созданы вне производства, путем юридических и иных действий. Они включают патенты, авторские права, договоры об аренде, другие передаваемые контракты, которые могут быть переданы или проданы.

Финансовые активы (потенциал) - это активы, которым противостоят обязательства другого собственника. Финансовые обязательства представляют собой финансовый актив для кредитора и финансовый пассив для должника. Рост финансовых активов является залогом развития рынка инвестиций, определяющего перспективу выхода из экономического кризиса.

Наряду с ВРП показателями полезного экономического эффекта в региональной статистике служат: валовая добавленная стоимость региона и отраслей его экономики; продукция промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства и других отраслей; прибыль и др.11

Наконец, при оценке экономического потенциала нередко возникает необходимость оценить отдельные его грани, выделяя частные характеристики интеллектуального потенциала, научного потенциала, инвестиционного потенциала, информационного потенциала, оборонного потенциала и т.д.

Для детального изучения уровня экономического развития предлагается следующая система показателей, комплексно характеризующих уровень экономического развития регионов12.

Основные результаты исследований в данном разделе сводятся к следующему. Задача статистического исследования уровня экономического развития регионов РФ является в настоящий момент актуальной и, несмотря на то внимание, которое ей в настоящее время уделяется, далека еще от удовлетворительного решения. Именно на основе анализа экономического положения региона должна строиться стратегия и тактика финансовой политики, выбор вида финансовой политики (дискреционная, стабилизационная, политика роста). Важным методическим аспектом в процессе реализации финансовой политики регионального развития должно стать изучение теорий экономического роста регионов, проверенных временем.

Экономическое развитие регионов – это сложный разносторонний процесс, описание которого с помощью одного интегрального показателя достаточно проблематично. Для статистической оценки региональных уровней экономического развития и определения экономического потенциала регионов должна быть применена система взаимосвязанных показателей, которые характеризуют различные аспекты регионального развития.

 

 

 

2. Реализация финансовой  политики развития Самарской  области за 2000-2008 гг.

 

2.1 Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг.

 

Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью определения объективного диагноза, на основе которого должна строиться стратегия и тактика регионального развития.

На основе данных региональной статистики осуществляется оценка хозяйственной ситуации в регионах, рыночной экономической конъюнктуры, инвестиционной привлекательности объектов, позволяющая определить тактические цели и задачи управления, разрабатывать программы и прогнозы социально-экономического развития регионов, принимать оперативные решения, осуществлять контроль за их выполнением.

Проблема определения уровня экономического развития региона тесно связана с проблемами наиболее рационального использования экономического потенциала региона, обеспечения социально-экономической безопасности, развития регионального рынка труда и многими другими. Различные интерпретации экономического развития в трудах ученых позволяют сделать вывод, что определяющим в анализе уровня экономического развития является экономический потенциал.

Попробуем проанализировать уровень экономического развития Самарской области. Исследование проводилось с использованием официальных данных государственной статистики.

Информация о работе Теоретические аспекты реализации финансовой политики развития субъекта РФ