Теоретические основы накопительной пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

За последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди которых:
- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;
- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников, путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;
- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам, и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.

Файлы: 1 файл

реферат финансы.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

                                           Введение

 

Казахстан поступательно  движется вперед по пути рыночных реформ. Продолжается преобразование экономики  в сторону ее большей рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились  средние размеры заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые  факты, которые позволяют и в  дальнейшем решать вопросы повышения  уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного  обеспечения граждан.

Трансформация общественно-политического  строя, переход к рыночной экономике  потребовали кардинального изменения  государственной политики в области  социального обеспечения. В связи  с этим активизировалась работа по анализу и совершенствованию  системы управлением социальным развитием, создания законодательно-нормативной  базы и выработке мер по решению  первоочередных социальных проблем. К  таким проблемам относится пенсионное обеспечение в Республике Казахстан. Пенсионное обеспечение достойной  старости граждан является одной  из важных и сложных социально - экономических  проблем независимо от экономической  стабильности и благосостояния государства. Обострение внимания к этому аспекту  социальной политики, связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности жизни и старении населения; исчерпание внутренних возможностей и резервов солидарных принципов и форм пенсионного обеспечения. В центре дискуссий о реформировании пенсионных систем, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран, стран с переходной экономикой - поиск новых более эффективных методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняемых и взаимосвязанных систем; активное привлечение население к самофинансированию и накоплению пенсий.

Любая пенсионная система - это одна из составляющих системы  социальной защиты. Она представляет собой необходимый и существенный параметр общественного устройства.

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений  старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели пенсионной системы, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных  для прежней модели.

За последние годы в  стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический  облик и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди  которых:

- социальные гарантии  минимального обеспечения в старости;

- связь размера пенсии  с размером оплаты труда работников, путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;

- регулярное повышение  пенсий нынешним пенсионерам,  и эффективный учет пенсионных  обязательств перед ныне работающими  гражданами.

По сути дела на решение  именно этих задач, выполнив обязательства  перед пенсионерами по старому пенсионному  законодательству, были направлены изменения  в законодательстве, открывающие  новые возможности для повышения  пенсионных выплат.

Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:

- достижение финансовой  сбалансированности пенсионной  системы;

- повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан;

- формирование стабильного  источника для дополнительных  доходов в социальную систему.

Реформирование пенсионной системы в настоящее время  является актуальной проблемой в  свете последних решений о  повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее  в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что  вопросы пенсионной политики, так  или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.

Актуальность  моей работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.

Цель работы - изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы

 

Современная пенсионная система  Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы  пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в  Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ  накопительной пенсионной системы  при постепенном отказе от солидарной системы.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения  приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны  переход к механизмам рыночной экономики, с другой - социально-демографические  факторы, присущие Казахстану в 90-х  годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста  инфляции и безработицы среди  населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали  причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и  невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким  образом, становилась очевидной  неустойчивость распределительной  системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным  финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны  с деформированием возрастной структуры  населения и ускорением процессов  старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни  казахстанцев.

Рост уровня безработицы  и распространение неформальной и неполной занятости привели  к негативным сдвигам на рынке  труда, следствием которых стал выход  части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого  роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни  как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной  выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного  пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.

За основу пенсионной реформы  была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации  взносов. Каждый, вступающий в накопительную  пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его  пенсионные взносы, размер которых  установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются  частными пенсионными фондами, а  по достижении вкладчиком пенсионного  возраста они становится источником его пенсионных выплат. Помимо основ  чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.

Казахстан стал первой страной  на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе  накопительного пенсионного обеспечения  на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический  рост, соразмеряющей трудовой вклад  с пенсией через персонифицированный  учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система  была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у  граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды.

Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан  первым среди стран СНГ начал  преобразование старой солидарной системы  пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к  накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели - сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство  создало мощный механизм трёхступенчатой  защиты посредством:

1) установление строгого  надзора за накопительной пенсионной  системой с помощью государственных  институтов: Комитета по регулированию  деятельности накопительных пенсионных  фондов Министерства труда и  социальной защиты населения  Республики Казахстан (раньше  этот комитет назывался Национальным  пенсионным агентством), уполномоченного  органа по регулированию рынка  ценных бумаг в лице Национального  Банка Р.К. (до середины 2001 года  уполномоченным органом являлась  Национальная комиссия) и Государственного  центра по выплате пенсий;

2) четкого законодательного  разграничения функций и установления  системы взаимоконтроля между  тремя основными группами участников  новой пенсионной системы - накопительными  пенсионными фондами, компаниями  по управлению пенсионными активами  и банками кастодианами;

3) законодательного установления  пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

Главным же звеном накопительной  пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 - корпоративных ("Казахмыс" и "Филип Моррис Казахстан") и 12 - открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения - Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющую негосударственные  пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный  пенсионный фонд или негосударственный  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного  договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через  уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

   

 

 

 

 

 

 

                     2. Анализ деятельности пенсионных фондов

 

Казахстан одним из первых на территории постсоветского пространства начал планомерный переход к  системе накопительного пенсионного  обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью  проведения пенсионной реформы стало  построение финансово устойчивой и  справедливой системы, учитывающей  экономический рост, соразмеряющей  трудовой вклад с пенсией через  персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная  пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени  пенсионных выплат, способствовать появлению  у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора —  пенсионные фонды. 
        До 1997 года в Республике Казахстан существовала солидарная система пенсионного обеспечения. Двадцатого июня 1997 года был принят новый Закон РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В основу данной системы пенсионного обеспечения легла чилийская модель, которая заключалась в избавлении от солидарной части пенсии.  
         Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем. 
         Первый уровень — это унаследованная солидарная пенсионная система и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. 
        Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода.  
       Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах.  
       Параллельное функционирование двух систем (солидарной и накопительной) – отличительная черта казахстанской модели. Другая особенность в том, что прерогатива была отдана второму уровню с его обязательными фиксированными пенсионными отчислениями.

Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы