Теоретические основы накопительной пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

За последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди которых:
- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;
- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников, путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;
- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам, и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.

Файлы: 1 файл

реферат финансы.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

    Неотъемлемой  частью данной реформы являлось  создание и развитие негосударственных  пенсионных фондов, основное предназначение  которых - сохранение и приумножение  средств, для выплат будущих  пенсий участникам пенсионной  системы. На текущий момент  в Республике Казахстан зарегистрировано одиннадцать накопительных пенсионных фондов. Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер – полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года, а к 2045-2050 году элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован. 
Но так ли безупречна казахстанская модель пенсионного обеспечения?  
       Пятнадцать лет её существования показали, что она далеко не идеальна. Сегодня вся пенсионная система проходит испытание на прочность. Падает инвестиционный доход, отдельные фонды несут убытки. Так, по данным на первое октября 2012 года, прослеживается неутешительная тенденция – средний уровень доходности по одиннадцати накопительным пенсионным фондам равен 3,03% при накопленном уровне инфляции за этот же период в 5,00%. И только у одного фонда доходность пенсионных накоплений превышает уровень годовой инфляции. При такой тенденции, о каком приумножении  средств участников пенсионной системы идёт речь? 
       Недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости рождает очередные непопулярные среди населения прожекты. В начале пенсионной реформы был повышен пенсионный возраст: до 63 лет для мужчин и 58 лет - для женщин. В настоящее время идут дебаты об очередном подъёме пенсионного возраста. Теперь предлагается сравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин! Также поднимается вопрос об увеличении процента обязательных отчислений в накопительные пенсионные фонды.  
       В ходе анализа деятельности накопительных пенсионных фондов выявлены и другие недостатки. Это: недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений, нерешённые вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений. 
       Хотелось бы также добавить, что само существование Накопительных Пенсионных Фондов и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшихся социально-финансовых институтов.  
       Кстати, Чили, признав, спустя 27 лет от начала реформ, неэффективность своей модели пенсионного обеспечения, вернула солидарный компонент.  
       Информационной базой для доклада послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских накопительных пенсионных фондов.

 

 

 

 

 

                    3.  Пути решения пенсионного обеспечения

 

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость  перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в  Республике Казахстан занимает ведущее  место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и  около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы  страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового  и культурного развития общества.

Пенсионное обеспечение  Казахстана в настоящее время  представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном  от СССР после его распада и  основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный  бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и  других поступлений. В настоящее  время в рамках этого уровня формируются  пенсионные выплаты для тех, чей  трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго  уровня пенсионной системы и уже  обязывает молодое поколение  нести самостоятельную ответственность  за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Третий уровень - накопительная  система, основанная на добровольных и  добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более  высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Казахстанская модель пенсионной системы работает на следующих принципах:

- предоставление вкладчикам  и получателям права выбора  накопительного пенсионного фонда;

- обязательное участие  в системе всего работающего  населения;

- разграничение пенсий  и других форм социального  обеспечения;

- персонифицированный учет  пенсионных накоплений вкладчиков;

- начисление пенсионных  взносов и хранение формируемых  накоплений на индивидуальных  пенсионных счетах;

- гарантии государством  сохранности пенсионных накоплений  в размере фактически внесенных  обязательных пенсионных взносов  с учетом уровня инфляции на  момент выхода вкладчика на  пенсию;

- обязательного предоставления  накопительным пенсионным фондом  своему вкладчику либо получателю  информации о состоянии его  пенсионных накоплений;

- государственного регулирования  деятельности участников накопительной  пенсионной системы; 

- хранение денег и ценных  бумаг в банке-кастодиане, которые не могут быть аффилированны с НПФ либо ООУИПА;

- контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;

- дифференцированный учет  собственных и пенсионных активов  в накопительном пенсионом фонде;

- невозможность обращения  взысканий на пенсионные активы  по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства.

Недостатки, которые в  настоящее время свойственны  казахстанской пенсионной системе:

- низкий уровень финансовой  грамотности и инвестиционной  культуры населения;

- недостаточный охват  населения услугами накопительных  пенсионных фондов, прежде всего  речь идет о сельском и самозанятом населении;        

- недостаточность пенсионных  накоплений для достойного уровня  пенсионных выплат при наступлении  старости;

- недостаточная степень  развития системы добровольных  пенсионных накоплений; вопросы  эффективного инвестирования пенсионных  накоплений, в условиях дефицита  привлекательных, и в то же  время надежных и ликвидных  ценных бумаг.

Одним из методов решения  ряда обозначенных выше проблем может  стать введение в практику так  называемых «мультипортфелей», которые дадут возможность каждому вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны.

Разнонаправленные тенденции  по доходности на рынке инвестирования пенсионных активов свидетельствуют  о том, что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших  способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. С 1 января 2012 планируется  перевод людей пенсионного возраста на консервативный портфель, где деньги будут вложены в безрисковые ценные бумаги, преимущественно государственные. Вкладчики, не достигшие пенсионного возраста, будут объектом умеренного портфеля. На агрессивный портфель планируется переходить с 2015 года. Кроме того, предлагается расширить  внутренний  рынок инвестиций и спектр финансовых инструментов,   активно использовать на рынке практику аннуитетного страхования, а также рассмотреть  возможности привлечения пенсионных активов к реализации прорывных проектов путем выпуска облигаций.

Таким образом, на основе изучения данной проблемы пенсионной системы  можно сделать следующие выводы:

- внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить доходность пенсионных накоплений;

-   обеспечить надежность всей пенсионной системы;

-   предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их вкладчикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а  порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в  виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку  пенсионные активы размещаются в  различные финансовые инструменты  и инвестиционные проекты с целью  долговременного инвестирования, они  редко участвуют в спекулятивной  игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить  вторую половину 1998 года, когда после  августовского финансового кризиса  в России многие казахстанские банки  начали поспешно избавляться от государственных  ценных бумаг, их значительная часть  переместилась в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким  образом, пенсионные активы сыграли  позитивную роль, в какой-то степени  не позволив разразиться кризису  в Казахстане, подомному российскому.

Можно утверждать, что за 4 года пенсионной реформы в Казахстане сложилось  оптимально функционирующая накопительная  пенсионная система, устойчивая техническая  инфраструктура и конкурентный рынок  пенсионных услуг. На рынок капитала вышли крупнейшие институциональные  инвесторы – накопительные пенсионные фонды. Объём совокупных пенсионных активов НПФ в конце 2001 года уже  приблизился к сумме 1,2 миллиардов долларов США.

Однако необходимо отметить, что  само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшегося  социально-финансового института. Успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно исполнять свои обязательства  по пенсионным выплатам, которые через  несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что  за 4 года существования в Казахстане накопительной пенсионной системы  в ней произошли какие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процесс количественного  роста как самой системы, так и отдельных его субъектов.

Качественное состояние накопительной  пенсионной системы Казахстана зависит  от наличия в стране не оптимальной  нормативно-правовой и законодательной  базы, регулирующей деятельность и  учитывающей интересы субъектов  рынка пенсионных услуг, от наличия  развитого фондового рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной деятельности КУПА. В настоящее время появилось множество проблем, связанных с инвестированием пенсионных активов, о которых было кратко упомянуто в настоящей статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список использованной литературы

1.  Закон РК от 20.06.1997г. 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2010г.).

2.  Программа развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы.

3.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года.

4.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года.

5.  Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие, новый экономический подъем, новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года.

Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы