Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:49, реферат
За последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди которых:
- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;
- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников, путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;
- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам, и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.
Неотъемлемой
частью данной реформы
Но так ли безупречна казахстанская модель
пенсионного обеспечения?
Пятнадцать лет её
существования показали, что она далеко
не идеальна. Сегодня вся пенсионная система
проходит испытание на прочность. Падает
инвестиционный доход, отдельные фонды
несут убытки. Так, по данным на первое
октября 2012 года, прослеживается неутешительная
тенденция – средний уровень доходности
по одиннадцати накопительным пенсионным
фондам равен 3,03% при накопленном уровне
инфляции за этот же период в 5,00%. И только
у одного фонда доходность пенсионных
накоплений превышает уровень годовой
инфляции. При такой тенденции, о каком
приумножении средств участников пенсионной
системы идёт речь?
Недостаточность
пенсионных накоплений для достойного
уровня пенсионных выплат при наступлении
старости рождает очередные непопулярные
среди населения прожекты. В начале пенсионной
реформы был повышен пенсионный возраст:
до 63 лет для мужчин и 58 лет - для женщин.
В настоящее время идут дебаты об очередном
подъёме пенсионного возраста. Теперь
предлагается сравнять пенсионный возраст
для мужчин и женщин! Также поднимается
вопрос об увеличении процента обязательных
отчислений в накопительные пенсионные
фонды.
В ходе анализа деятельности
накопительных пенсионных фондов выявлены
и другие недостатки. Это: недостаточный
охват населения услугами накопительных
пенсионных фондов, недостаточная степень
развития системы добровольных пенсионных
накоплений, нерешённые вопросы эффективного
инвестирования пенсионных накоплений.
Хотелось бы также
добавить, что само существование Накопительных
Пенсионных Фондов и рост их пенсионных
активов ещё не означают успешную деятельность
НПФ как состоявшихся социально-финансовых
институтов.
Кстати, Чили, признав,
спустя 27 лет от начала реформ, неэффективность
своей модели пенсионного обеспечения,
вернула солидарный компонент.
Информационной базой
для доклада послужили статистические
данные Министерства труда и социальной
защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства
РК по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций, Национального
банка РК, Агентства РК по статистике,
финансовая отчетность казахстанских
накопительных пенсионных фондов.
3. Пути решения пенсионного обеспечения
Современная практика государственного
регулирования социально-
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.
Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.
Отчисление обязательных
пенсионных взносов в период трудовой
деятельности отвечает условиям второго
уровня пенсионной системы и уже
обязывает молодое поколение
нести самостоятельную
Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.
Казахстанская модель пенсионной системы работает на следующих принципах:
- предоставление вкладчикам
и получателям права выбора
накопительного пенсионного
- обязательное участие в системе всего работающего населения;
- разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
- персонифицированный учет
пенсионных накоплений
- начисление пенсионных
взносов и хранение
- гарантии государством
сохранности пенсионных
- обязательного предоставления
накопительным пенсионным
- государственного
- хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, которые не могут быть аффилированны с НПФ либо ООУИПА;
- контролирование банком-
- дифференцированный учет
собственных и пенсионных
- невозможность обращения
взысканий на пенсионные
Недостатки, которые в настоящее время свойственны казахстанской пенсионной системе:
- низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения;
- недостаточный охват
населения услугами
- недостаточность пенсионных
накоплений для достойного
- недостаточная степень
развития системы добровольных
пенсионных накоплений; вопросы
эффективного инвестирования
Одним из методов решения ряда обозначенных выше проблем может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», которые дадут возможность каждому вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны.
Разнонаправленные тенденции
по доходности на рынке инвестирования
пенсионных активов свидетельствуют
о том, что Пенсионные Фонды Казахстана
находятся в поиске наилучших
способов сохранения и приумножения
денег вкладчиков. С 1 января 2012 планируется
перевод людей пенсионного
Таким образом, на основе изучения
данной проблемы пенсионной системы
можно сделать следующие
- внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить доходность пенсионных накоплений;
- обеспечить надежность всей пенсионной системы;
- предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их вкладчикам.
В тех странах, где уже существуют
накопительные пенсионные системы,
пенсионные активы играют значительную
социально – экономическую, а
порою и политическую роль в обществе.
Активы пенсионных фондов имеют огромное
инвестиционное значение для экономического
развития своих стран, т.к. они являются
важной составляющей внутренних инвестиционных
ресурсов. Посредством пенсионных фондов
свободные денежные ресурсы в
виде пенсионных активов трансформируются
в потоки рабочего капитала, а поскольку
пенсионные активы размещаются в
различные финансовые инструменты
и инвестиционные проекты с целью
долговременного
В то же время пенсионные активы являются
своеобразным стабилизатором финансовой
системы страны. Достаточно вспомнить
вторую половину 1998 года, когда после
августовского финансового
Можно утверждать, что за 4 года пенсионной
реформы в Казахстане сложилось
оптимально функционирующая накопительная
пенсионная система, устойчивая техническая
инфраструктура и конкурентный рынок
пенсионных услуг. На рынок капитала
вышли крупнейшие институциональные
инвесторы – накопительные
Однако необходимо отметить, что
само существование НПФ и рост
их пенсионных активов ещё не означают
успешную деятельность НПФ как состоявшегося
социально-финансового
Качественное состояние
Список использованной
1. Закон РК от 20.06.1997г. 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2010г.).
2. Программа развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы.
3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года.
5. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие, новый экономический подъем, новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года.
Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы