Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:21, доклад
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что как показывает анализ отечественной банковской практики, просчеты в выборе стратегии управления ликвидностью являются одной из главных причин возникновения проблем банков, приводящих к банкротству. Так с 2008 года, когда на российском финансовом рынке разразился первый наиболее масштабный кризис ликвидности коммерческих банков, было отозвано более 80 лицензий. При этом в подавляющем большинстве заключений на отзыв лицензии одной из основных причин финансовой несостоятельности называются проблемы в управлении ликвидностью банка. Особенно настораживает то, что полная потеря банками платежеспособности и, соответственно, темпы отзыва лицензий у них по-прежнему высоки.
Введение
Глава 1 Теоретические основы управления ликвидностью и платежеспособностью банка
1.1 Понятие ликвидности банка
1.2 Основные направления анализа ликвидности баланса банка
1.3 Состояние банковской ликвидности в РФ в современных условиях
Глава 2 Анализ ликвидности и платежеспособности коммерческого банка на примере доп. Офиса № 8601/0110
2.1 Характеристика банка
2.2 Анализ активных и пассивных операций банка за период 2006-2008 гг
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка
Глава 3 Пути повышения ликвидности и платежеспособности банка
3.1 Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка
3.2 Пути регулирования ликвидности путем развития дилерских операций
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ЦБ сохраняет плоскую шкалу нормативов, увеличивая их с 1 мая по 1 августа ежемесячно на 0,5 процентного пункта.
Таким образом, нормативы обязательных резервов будут увеличены до 1,0% с 1 мая, до 1,5% с 1 июня, до 2,0% с 1 июля и до 2,5% с 1 августа.
Банк России снизил нормативы обязательных резервов с 15 октября 2008 года до 0,5%, введя плоскую шкалу по всем видам привлечения средств. Как пояснял ЦБ, это решение было принято в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора страны. Одновременно было решено по мере нормализации ситуации повысить нормативы с 1 февраля до 1,5% и с 1 марта до 2,5%.
Однако затем, ЦБ в целях смягчения последствий мирового финансового кризиса принял решение отложить сроки увеличения обязательных резервов на три месяца - до 1 мая и 1 июня соответственно, каждый раз на 1,0 процентного пункта. Теперь же принято решение повышать нормативы более медленными темпами - по 0,5 процентного пункта.
В 2008 году ЦБ четырежды повышал нормативы обязательных резервов в целях замедления темпов прироста денежного предложения и обеспечения условий для замедления инфляции и дважды (с 18 сентября и 15 октября) снижал эти нормативы для стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора.
В соответствии с "Основными <http://www.consultant.ru/
Однако при сохранении управляемого плавающего курса динамика монетарных показателей во многом определяется действием внешних факторов, а процентные ставки межбанковского рынка более заметно реагируют на изменение уровня ликвидности банковского сектора, чем на изменение ставок по операциям Банка России.
Повышение Банком России процентных ставок по своим инструментам привело к некоторому увеличению ставок по рублевым кредитам кредитных организаций реальному сектору экономики. Ставки по рублевым депозитам населения и нефинансовых организаций также росли. На всех сегментах кредитно-депозитного рынка наибольший рост ставок произошел по операциям на срок более 1 года. Кроме того, на рост процентных ставок повлияли ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках.
Действие процентного канала трансмиссионного механизма остается ограниченным, и процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике.
Поэтому в среднесрочной перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться как изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности (что, в свою очередь, активизирует спрос кредитных организаций на операции Банка России по рефинансированию), так и реализацией Банком России и Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и рынка ценных бумаг, особенно их долгосрочного сегмента) и российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов для инвестирования, на повышение транспарентности действий Банка России для участников внутреннего рынка, а следовательно, увеличение доверия к Центральному банку Российской Федерации.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.
Глава 2 Анализ ликвидности и платежеспособности коммерческого банка на примере доп. офиса № 8601/0110 Бурятского отделения сбербанка РФ
2.1 Характеристика банка
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации создан в форме акционерного общества (ОАО) в соответствии с Законом РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР” от 2 декабря 1990 г. Учредителем Банка является Центральный Банк Российской Федерации, который владеет контрольным пакетом акций Сбербанка. Банк входит в банковскую систему России и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также Уставом.
Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
Филиалы Банка в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (территориальные банки), городах и районах (отделения) не наделены правом юридических лиц и действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Банка.
Бурятский Банк Сберегательного Банка Российской Федерации образован в соответствии с Положением о Бурятском Банке Сбербанка России № 716-П от 20 января 1991 г. являлся территориальным банком и был подотчетен непосредственно Правлению СБ РФ в г. Москва.
Постановлением Правления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации от 04.11.2000 г. № 236 параграф 4 “О реорганизации филиалов Сбербанка России” в целях совершенствования структуры филиальной сети и укрупнения территориальных банков Сбербанком на основании постановления Правления Сбербанк РФ от 18.07.2000 г. № 2333, решения Наблюдательного Совета Сбербанк РФ от 25.07.2000 г. (протокол № 40), приказа Сбербанка России от 26.07.2000 г . № 275-О принято решение образовать укрупненный территориальный банк Сбербанка России Байкальский банк путем объединения Иркутского, Читинского, Бурятского банков Сбербанка. Всего из 76 образовано 17 территориальных банков. В результате реорганизации банковской системы Бурятский банк переименован в Бурятское ОСБ 8601 Байкальского банка Сбербанка России. Отделение имеет 14 филиалов, включая операционный отдел по адресу: г. Улан-Удэ ул. Терешкова,3 “б”.
Бурятское ОСБ действует на основании доверенности управляющего № 30-1/15 от 29.12.2000 г., Положения о Бурятском ОСБ № 416 от 25.12.2000 г., генеральной лицензии АК СБ РФ (Сбербанка России) №1481 от 26 сентября 1996 г., согласно которой Банку предоставлено право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
- Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.
- Размещение привлеченных во
вклады денежных средств физиче
- Открытие и ведение банковских
счетов физических и
- Осуществление расчетов по
поручению физических и
- Инкассация денежных средств,
векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое
- Купля-продажа иностранной
- Выдача банковских гарантий.
Помимо перечисленных операций Банк осуществляет следующие сделки: доверительно управляет денежными средствами по договору с физическими и юридическими лицами; осуществляет операции с драгоценными металлами.
Юридический адрес доп. офиса № 8601/0110 Бурятского ОСБ: 670036, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Шумяцкого, 2
Структура доп.офиса № 8601/0110 в г. Улан-Удэ представляет собой следующую схему:
- Заведующий доп.офисом - представляет интересы доп.офиса по вопросам деятельности в соответствии с выданными Президентом Банка доверенностями; обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на до.офис, развивает клиентскую базу доп.офиса.
- Заместитель заведующего- обеспечивает увеличение клиентской базы доп.офиса, экономический анализ деятельности доп.офиса, рост объема привлеченных средств, рост продаж банковских продуктов, разработка тарифной политики, управление размещением средств в Бурятском отделении Сбербанка. А также операции с векселями, проверки предприятий по соблюдению кассовой дисциплины, формирование отчетности по денежному обращению, разработка проектов бюджетов и смет доходов-расходов филиала. В период отсутствия Заведующего осуществляет руководство доп.офисом в рамках предоставленных ею полномочий на основании выданной Президентом Банка доверенности.
- Главный бухгалтер - занимается организацией бухгалтерского учета, организацией и контролем за работой: операционного отдела, отдела кассовых операций, открытие счетов юридических лиц, межфилиальные расчеты, расчет налогов на имущество, на рекламу, транспортный налог, осуществляет контроль финансовой и бухгалтерской отчетности филиала; разработка проектов бюджетов и смет доходов-расходов доп.офиса.
- Кредитный инспектор - организация кредитной работы, рассмотрение заявок на кредитование, анализ ФХД заемщиков, предоставление заключений по кредитным проектам на ФКК доп.офиса и в Бурятское отделение Сбербанка, ведение кредитных досье клиентов, текущий мониторинг финансового состояния заемщиков, формирование отчетности в ЦБ РФ и Центральный офис по кредитным операциям;
- Операционный отдел - обслуживание лиц в рублях и иностранной валюте; контроль за невыясненными суммами, отправка дебетовых платежей клиентов, переводы без открытия банковских счетов в рублях и валюте в пользу юридических и физических лиц-клиентов филиала и клиентов других банков, консультирование клиентов. Ведение картотеки №2, формирование и сшив документов дня в рублях, формирование оборотное - сальдовой ведомости и ведомости открытых и закрытых счетов, оформление счетов-фактур по услугам, облагаемым НДС;
- Отдел розничного бизнеса - разработка и внедрение комплексных проектов по развитию розничного бизнеса в филиале и увеличение клиентской базы, консультирование клиентов банка по предлагаемому спектру банковских продуктов и услуг для частных клиентов; ведение депозитных счетов физических лиц в рублях и валюте, обслуживание клиентов по системе WU в рублях и в валюте, отчеты для головного офиса по операциям физических лиц;
- Отдел продаж и кассовых операций - выполняет кассовые операции с юридическими и физическими лицами, в том числе валютно - обменные, формирование кассовых документов; функции отдела продаж будут описаны ниже.
- Отдел бухгалтерского учета и отчетности - проводит учет внутрихозяйственных операций доп.офиса, ЕСН; НДС; НДФЛ; открытие внутри банковских счетов; ведение книги продаж; регистрация полученных счетов - фактур. Ведение регистров по налогу на прибыль, осуществляет дополнительный контроль, контроль за своевременным проведением инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, формирование документов по внутрихозяйственным операциям филиала;
Организационная структура управления представлена в приложении 2.
2.2 Анализ активных и пассивных операций банка за период 2006-2008 гг
Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.
Общая оценка финансового состояния банка и его изменений за анализируемые периоды проводится на основе построения аналитического баланса-нетто коммерческого банка (приложение 1). Для оценки и анализа финансового состояния банка используются данные, полученные в течение трех периодов (лет).
Аналитический баланс-нетто банка отличается от отчетного баланса тем, что он не содержит ряд регулирующих статей, в связи с чем, последний называют балансом-брутто. Регулирующими называют те статьи, по которым суммы при определении фактической (остаточной) стоимости средств вычитаются из суммы другой статьи. Баланс-брутто не отражает реальной суммы финансовых ресурсов находящихся в распоряжении банка.
Анализ активов и пассивов.
В условиях рынка анализ активов банка является наиболее актуальным, так как на основе выводов этого анализа разрабатываются предложения по управлению кредитными ресурсами и осуществляются мероприятия по эффективному, рациональному и наименее рискованному размещению ресурсов. В таблице 2.1. и в таблице 2.2. представлены данные анализа активов Сбербанка.
Информация о работе Теоретические основы управления ликвидностью и платежеспособностью банка