Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – изучить социально-экономическую основу функционирования территориальных финансов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе. В связи с этим были поставлены следующие задачи: • рассмотреть сущность и состав территориальных финансов;
• рассмотреть местные бюджеты как центральное звено территориальных бюджетов
• изучить доходы и расходы местных бюджетов
• выявить проблемы формирования и развития территориальных финансов в финансовой системе РФ и разработать предложения по решению этих проблем.
Сейчас картина финансирования общегосударственных потребностей резко изменилась. За счет средств федерального бюджета финансируется лишь 27% государственных расходов на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, а за счет территориальных бюджетов - 73%, в том числе региональных - 47%, местных - 26%. Общегосударственные расходы на социально-культурные мероприятия финансируются следующим образом: за счет федерального бюджета - 18%. территориальных - 82%, в том числе региональных - 25%, местных - 57%.
Как видим, подавляющая часть расходов, связанных с жизнеобеспечением человека, финансируется за счет территориальных бюджетов. Следовательно, снижение доли территориальных бюджетов в консолидированном бюджете государства ведет к снижению возможностей для финансирования жизнеобеспечения населения.
Уже на этапе бюджетного планирования территориальные бюджеты недополучают около 25% минимально необходимых доходов, которые им следовало бы передать из федерального бюджета в виде трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов. В этих условиях говорить о финансировании не только капитальных вложений и ремонтных работ, но и о нормальном обеспечении текущих расходов социальных объектов не представляется возможным.
Во всех экономически развитых государствах существует финансовая помощь территориям со стороны государства. Здесь доля средств, получаемых в виде финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, в доходах местных бюджетов достигает 60%.
Проблемы территориальных бюджетов могут решаться следующими путями.
1. За счет существенного увеличения собственных доходов. То есть введения в налоговую систему страны весомых по величине, реальных и удобных по мобилизации территориальных налогов.
2. Путем распределения между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.
3. За счет ежегодного регулирования доходов и расходов каждого территориального бюджета. То есть на основе старой системы межбюджетных отношений. Но при условии жесткого общественного (со стороны представительных органов власти) контроля распределения и использования бюджетных средств, исходя из необходимости обеспечения истинных, а не ложных и амбициозных общегосударственных и территориальных приоритетов и интересов.
В настоящее время Правительство РФ предлагает использовать I вариант.
Этот вариант имеет две стороны. На одной стороне желания, на другой - последствия реализации этих желаний. Разделив полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти, предполагается получение под эти полномочия финансовых ресурсов. Дав каждому бюджету свой налог, сделать формирование этого бюджета независимым от вышестоящего органа власти. Эти желания понятны, оправданы.
Но с другой стороны, реализация этих мер будет иметь ряд отрицательных последствий.
1. Полномочия можно разделить. Де-факто они уже разделены. Почти все, что можно было передать в ведение территориальных органов власти, уже передано. Следовательно, экономическая, а тем более социальная нагрузка с федерального уровня снята. Кроме того, следует отметить, что разделение полномочий не решает проблемы. Практика показывает, что с передачей полномочий, как правило, не передаются в полном объеме доходы. Но при этом будет действовать принцип «твои полномочия - твои проблемы».
2. При резкой в настоящее время и в ближайшем будущем дифференциации уровней экономического и социального развития территорий формирование их бюджетов на основе формулы «один налог - один бюджет» будет иметь негативные последствия. На ряде территорий нет достаточной налогооблагаемой базы. При отсутствии механизма перераспределения средств между бюджетами, отсталые в экономическом и социальном плане территории будут обречены на деградацию. Поэтому все же целесообразно в ближайшие годы делить между органами власти не полномочия а деньги.
Какими видятся пути решения проблемы укрепления территориальных бюджетов? Главный путь - изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов консолидированного бюджета в пользу; жизнеобеспечения человека. Для практического решения этого вопроса необходим механизм объективного перераспределения средств между федеральным и территориальными бюджетами, т.е. государственное регулирование межбюджетных потоков и нормирование финансовых ресурсов.
В условиях огромного дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной сферы необходимо жесткое нормированное распределение имеющихся у государства средств, т.е. введение своеобразной лимитной системы на финансовые ресурсы. В XX веке этот метод применялся многими государствами в экстремальные периоды их истории (в военные и первые послевоенные годы, в годы экономических кризисов). Наша страна сейчас находится в экстремальной ситуации.
В основу нормированного распределения ресурсов должна быть заложена объективная система показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных социальных стандартов и социальных норм.
Размеры минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего государства. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.
Второе направление укрепления территориальных бюджетов - закрепление в законодательном порядке за этими бюджетами большей, чем сейчас, доли основных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). Это повысило бы размер их собственных доходов территориальных бюджетов, заинтересованность всех уровней власти в общих налогах, укрепило бы единство бюджетной системы.
Третье направление развития территориальных финансов - привлечение внебюджетных источников в муниципальные внебюджетные фонды. Во всех странах есть спонсоры, долевое участие предпринимателей в финансировании общегородских объектов и мероприятий. Территориальные внебюджетные фонды должны быть сохранены, но необходимо усиление контроля представительных органов власти за их использованием.
Четвертое направление - усиление контроля за приоритетным, целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований.
Пятое направление - расширение коммерческих принципов в использовании экономического потенциала территорий муниципальных образований, предусматривающих эффективное использование земли, создание муниципальных коммерческих структур, конкурсность при предоставлении муниципального заказа и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. Основной составной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты. В современных условиях территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Список используемой литературы
Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 ФЗ (ред.30.03.2012)// Информационно-правовой портал КОНСУЛЬТАНТ: режим доступа www.consultant.ru
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ(ред.03.12.2011) )// Информационно-правовой портал КОНСУЛЬТАНТ: режим доступа www.consultant.ru
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г.N 1550-1
Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»от 15 апреля 1993 N 4807-1
Закон РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.)N 2000-1
Закон РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» (от 15 июня 1992г.)
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995. г.N 154-ФЗ
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г.N 126-ФЗ
Федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 116 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011)
Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец./Под. ред. Л. А. Дробозиной.-М.- ЮНИТИ,2000. - 527 с.
Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец./Под. ред. Г.Б. Поляка - 3-е изд. перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-704 с.(Серия «Золотой фонд российских учебников»)
Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец./Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики финансов; Под. ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б. М. Сабанти. - М. :Перспектива, Юрайт, 2001-519 с.
Финансы: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. и направлениям/ Под. ред. А.М. Ковалевой. - 3-е изд.; перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика,2000- 384с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/Под. ред. Н.Ф.Самсонова.- М.:ИНФРА-М,2001-447 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учеб. для вузов по эконом. спец./Колпакова Галина Михайловна.- М.: Финансы и статистика, 2002-367 с.
Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец. / Вахрин Павел Иванович, Нелитой Анатолий Семенович.- 3- е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2003, 530 с.
Финансы: Учеб. пособие для вузов( с применением структурно-логических схем)/ Шуляк Павел Николаевич, Белотепова Нина Петровна.-3-е изд. исправ. и доп. -М.: Дашков и К,2002,455 с.
Финансы: Учеб. пособие для вузов/ под ред. А.Г.Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика,2004-501 с
Финансы: Бачаров Владимир Владимирович.-2-е изд..-СПб: Питер,2008.-190 с.
Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2006, 479 с.
Система муниципального управления: Уч./ под ред. В.Б. Зотова - Спб: Питер, 2005, 493с.
Бюджетная система РФ: Учеб./под ред. проф. М.В.Романовского - М.: Юрайт -М, 2000, 615 с.
Бутов В.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. Пособие. - М.: Ростов-на-Дону, 2000. - 448 с.
Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие - М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.
Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 390 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.consultant.ru/
http://www.pravo.gov.ru/
1 Поляк Г.Б.Территориальные финансы : учеб. пособие. - М. .:Вузовский учебник,2006 г.
2 Поляк Г.Б.Территориальные финансы : учеб. пособие. - М. .:Вузовский учебник,2006 г.
3 Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник,2006.
4Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец./Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики финансов; Под. ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б. М. Сабанти. - М. :Перспектива, Юрайт, 2001
5 Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»от 15 апреля 1993 N 4807-1
6 Финансы: Учеб. для вузов по эконом. спец./Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики финансов; Под. ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б. М. Сабанти. - М. :Перспектива, Юрайт, 2001
7 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995. г.N 154-ФЗ
8 Налоговый кодекс часть 1 (ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) ( Статья 15. Местные налоги//Информационно-правовой портал КОНСУЛЬТАНТ: режим доступа: www.consultant.ru
9 Бюджетный кодекс(ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ)(Статья 9.Бюджетные полномочия муниципальных образований)// Информационно-правовой портал КОНСУЛЬТАНТ:www.consultant.ru
10 Поляк Г.Б.Территориальные финансы:Учеб.пособие. М.: Вузовский учебник,2006
11 Поляк Г.Б.Территориальные финансы:Учеб.пособие. М.: Вузовский учебник,2006
12 Поляк Г.Б.Территориальные финансы:Учеб.пособие. М.: Вузовский учебник,2006
13 Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие - М.: ГУ ВШЭ, 2004
14 Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие - М.: ГУ ВШЭ, 2004