Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:18, реферат
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.
Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения.
Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.
1. Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений……………………………………….2
1.1. Типы финансовых отношений……………………………2
1.2. Субъекты правовых отношений………………………….4
1.3. Способы и элементы правового регулирования финансовых отношений………………………………………………………….7
2. Практические задания……………………………………… 12
Список авторов
Содержание
Финансовые
отношения - отношения двух его
противоположных сторон.
Тип финансового отношения есть
вся совокупность условий, на которых
стоимость передается от одного участника
рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений
разделяются в зависимости от способа
их образования и национальной принадлежности
финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются
на процессах формирования и использования
первичных и вторичных доходов участников
рынка. Первичные доходы образуются в
результате отношений распределения.
Вторичные доходы образуются в результате
отношений перераспределения.
Финансовые отношения разделяются
по способу образования (возникновения)
финансовых доходов (расходов) на отношения
распределения и отношения перераспределения.
Отношения распределения есть
отношения, связанные с образованием первичных
доходов из выручки от реализации. Эти
отношения, с одной стороны, представляют
собой разделение валового дохода участника
рынка на затраты и его собственный (производственный)
чистый доход. С другой стороны - разделение
затрат на валовые и чистые доходы других
участников рынка.
Перераспределительные отношения связаны
с дальнейшим движением (передачей) чистых
доходов между участниками рынка. Передача
чистого дохода может происходить с его
последующим возвратом или без такового,
т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода
может происходить за плату или бесплатно.
Сочетание указанных способов передачи
чистого дохода имеет четыре варианта:
передача с возвратом за плату и бесплатно,
передача без возврата за плату и бесплатно.
Деление финансовых отношений
в зависимости от национальной принадлежности
чистого дохода есть их деление на национальные
и международные финансы.
Логически отношения перераспределения
следуют за отношениями распределения.
Однако на практике обе группы отношений
часто имеют место одновременно, поскольку
в процесс перераспределения вовлекаются
не только доходы от реализации, но и внереализационные
доходы. В результате возникает замкнутая
цепочка распределительно-
Основные группы распределительных
отношений. Распределительные отношения
состоят из двух групп.
Во-первых, это разделение валового
дохода участника рынка на затраты и его
собственный, или производственный, чистый
доход, который включает прибыль и амортизационные
отчисления.
Во-вторых, это деление затрат
на валовые и чистые доходы других участников
рынка, к которым относятся заработная
плата, рентные платежи и косвенные налоги
государству.
С формальной точки зрения отношения
распределения выручки от реализации
достаточно просты, так как сводятся лишь
к трем группам отношений и связанных
с ними пропорций:
• между коммерческой организацией
и ее работниками, или пропорции между
прибылью и оплатой труда наемных работников;
• между коммерческой организацией
и собственниками земли и природных ресурсов,
или пропорции между прибылью и платежами
этим собственникам (рентными платежами);
• между коммерческой организацией
и государством по уплате налогов, включаемых
в валовой доход (косвенных налогов), или
пропорции между валовым доходом и размеров
входящих в него косвенных налогов.
Однако указанные группы пропорций
совсем не равнозначны. Первая пропорция
имеет ярко выраженный социальный характер
и проявляется в возможном противостоянии
интересов коммерческой организации и
интересов ее работников. Борьба за повышение
заработной платы является изначальным
сопутствующим явлением в развитии рыночной
экономики.
Вторая пропорция имеет отношение
к характеру собственности на землю и
природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами
есть собственность коммерческой организации,
то рентные платежи остаются в ее собственности,
что выражается в увеличении размеров
прибыли над ее среднеотраслевыми показателями.
В этом случае природа выступает как бесплатный
источник дополнительной прибыли.
Обе указанные пропорции тесно
связаны с отношением между прибылью и
амортизационными отчислениями. Увеличение
амортизационных отчислений есть фактор
уменьшения размеров прибыли, и наоборот.
Для самой коммерческой организации эта
пропорция совершенно безразлична, так
как обе указанные части стоимости есть
ее полная собственность.
Третья пропорция показывает,
какую долю валового дохода забирает государство
вне какой-либо связи с выплатой чистого
дохода работникам и собственникам земли.
Косвенные налоги увеличивают цену реализации
товаров и услуг, т. е. удорожают их для
конечных потребителей
.
б. 1.2. субъекты правовых отношений
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.
Чаще всего таких сторон две: продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель при производстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так, каждый гражданин по поводу своих конституционных прав находится в правоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством: все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации.
Многочисленные и
Так, граждане являются субъектами многих правоотношений: имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовноправовых и др. Государство вступает в международно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие правоотношения.
Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:
- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
- дееспособность - способность приобретать и реализовывать права и обязанности своими действиями;
- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Важным свойством
Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникает активное избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет - обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет - всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемом прав в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряд должностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чего лишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевными заболеваниями, в установленном законом порядке ограничиваются в правах и дееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своей собственностью и т.п.). В определенной степени правосубъектность зависит и от других обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливает то обстоятельство, что при равном общем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.
Правосубъектность государственно-
Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальный субъектов, осуществляющих производственную, коммерческую и иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.
Различается три вида правосубъектности: общая (способность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще);
отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права).
Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями практически всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или необратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная болезнь) обстоятельствами.
Отраслевой и специальной
Следует иметь в виду, что право-
и дееспособность разделяются только
в гражданском праве. Гражданская
правоспособность возникает с момента
рождения (например, право иметь собственность),
а дееспособность появляется позднее
- ограниченная с 14 и полная с 18 лет. В других
же отраслях права право- и дееспособность
неразрывны и образуют единую праводееспособность: ес
И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Субъекты правоотношений
Рис. 4. Правосубъектность
Правосубъектность (правоспособность,
дееспособность, деликтоспособность) индивидуал
- возраст;
- гражданство;
- состояние душевного здоровья;
- пол;
- другие обстоятельства.
Правосубъектность коллективных субъектов зависит от установленного законом (другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий.
в. 1.3.способы и элементы правового регулирования финансовых отношений
Финансовая система - это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных государствах бюджетн
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:
Два первых уровня бюджетной системы федеративного государства относятся к государственным финансам. Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов.
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
Рисунок 2.1 - Финансовая система
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, с другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с долговыми ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет являетс
Государственный бюджет являетс