Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:18, реферат
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.
Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения.
Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.
1. Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений……………………………………….2
1.1. Типы финансовых отношений……………………………2
1.2. Субъекты правовых отношений………………………….4
1.3. Способы и элементы правового регулирования финансовых отношений………………………………………………………….7
2. Практические задания……………………………………… 12
Список авторов
В условиях перехода на рыночные отношения
государственный бюджет сохраняет свою
важную роль. Изменяются лишь методы его
воздействия на общественное производство
путем создания иного режима расходования
бюджетных средств. В современных условиях
развитие общественного производства
обеспечивается не методами бюджетного
финансирования и дотирования, а с помощью
экономических методов, использование
которых позволяет перейти к финансовому
регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление
инвестиционной политики, субсидирование предп
Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды - средства федерального правительства и субъектов РФ, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные
фонды отделены от бюджетов и имеют определенную
самостоятельность. Внебюджетны
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.
Согласованность и развитие элементов финансовой системы достигается посредством ее регулирования.
Под регулированием финансовой системы понимается использование методов воздействия на ее элементы в соответствии с целями и задачами развития общества. Регулирование включает государственное регулирование и саморегулирование.
Государственное регулирование финансовой системы - совокупность методов финансового воздействия государства на экономику, направленных на решение приоритетных задач. В качестве таких методов государство использует налоги, бюджетные расходы, способы начисления амортизации, формы государственного кредита и др.
В механизме государственного регулирования важны как доходы, так и расходы государства. Формирование доходов влияет на собственную финансовую базу предприятий. Структура распределения расходов изменяет объем финансовых ресурсов предприятий, регулирует отраслевые и территориальные пропорции.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Саморегулирование характеризуе
Саморегулирование обеспечивается рыночным механизмом. Через систему цен импульсы передаются от потребления к производству, задавая параметры распределения и перераспределения ВНП. Монополия и степень развитости рынка ограничивают свободу перемещения экономических ресурсов. Оптимум в этом случае труднодостижим.
Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.
1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:
Группы экономических норм Конституции |
Содержание экономических
основ (краткое изложение |
Для проверки преподавателем (графа студентом не заполняется) |
1. Экономические основы конституционного строя (гл. 1) |
единство экономического пространства |
|
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств |
||
поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности и многообразие и равная защита форм собственности |
||
2. Экономические права
и свободы человека и |
Каждый имеет право на свободное
использование своих |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
||
Право на образование, как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности |
||
3. Экономические основы федеративного устройства (включая разделение полномочий) (гл. 3) |
Суверенные права и осуществление юрисдикции в исключительной экономической зоне РФ |
|
Установление основ |
||
Осуществление денежной эмиссии только ЦБ РФ |
||
4. Полномочия Президента в сфере экономики (гл. 4) |
Представление Гос.Думе кандидатуры для назначенияна должность Председателя ЦБ РФ |
|
Постановка перед Гос.Думойц вопроса об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ |
||
Издание указов и распоряжений |
||
5. Полномочия Федерального Собрания в сфере экономики (гл. 5) |
Назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов |
|
Заключение законопроектов о введении, отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов , об изменении финн. обстоятельств гос-ва и пр. |
||
Рассмотрение о Совете Федерации законов о фед. бюджете; о фед. налогах и сборах; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия |
||
6. Полномочия Правительства в сфере экономики (гл. 6) |
Разработка и представление Гос. Думе фед.бюджета, обеспечение его исполнения и предоставление отчёта о его исполнении |
|
Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики |
||
Управление федеральной собственностью |
||
7. Экономические основы деятельности судов (гл. 7) |
Финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечивать полное и независимое правосудие |
|
Рассмотрение экономических споров и дел арбитражными судами |
||
Высший судебный орган по разрешению экономических споров – Высший Арбитражный суд РФ |
||
8. Экономические основы местного самоуправления (гл. 8) |
Самостоятельное упр-ние муниципальной собственностью |
|
Формирование, утверждение и исполнение мест. бюджета |
||
Установление местных налогов и сборов |
2. Найти в Бюджетном кодексе
и Конституции и выписать в
виде следующей таблицы
Виды норм |
Бюджетный кодекс |
Конституция | ||||
1-й пример |
2-й пример |
пример | ||||
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
краткое содержание нормы |
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
краткое содержание нормы |
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
краткое содержание нормы | |
I. Типичные |
||||||
а) управомочивающие |
Ст.166 П.4 |
Министр финансов РФ имеет
право запретить получателю средств
фед. бюджета осуществление |
Ст.156 П.3 |
Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных органицациях |
Ст.20 П.1 |
Право на жизнь |
б) обязывающие |
Ст.87 П.1 |
Органы гос. власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств |
Ст.93.2 П.3 |
Заёмщики, обязаны предоставлять инф-цию и док-ты уполномоченным органам |
Ст.43 П.4 |
Основное общее образование обязательно |
в) запрещающие |
Ст.161 П.4 |
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты и займы |
Ст.81 П.2 |
В расходной части бюджетов запрещается создание резервных фондов и законодат. органов и депутатов законодательных органов |
Ст.37 П.2 |
Принудительный труд запрещён |
II. Нетипичные |
||||||
а) дефинитивные |
Ст.6 |
Доходы бюджета – ден. средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками фин-ния дефицита бюджета |
Ст.6 |
Бюджетные обязательства – расходные обяз-ва, подлежащие исполнению в соответствующем фин. году |
Ст.2 |
Человек, его права и свободы являются высшее ценностью |
б) коллизионные |
Ст.125 П.3 |
В случае не утверждения Гос. Думой очередной программы предоставления гос. фин-х и гос. эксп-ных кредитов, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финн. Год и план. период |
Ст.4 П.2 |
Международные договоры РФ
применяются к бюджетным |
Ст.76 П.6 |
В случае противоречия между ФЗ и нормативным актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъеута РФ |
в) оперативные |
Ст.115 П.6 |
Вступление в силу гос. или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события, которое может произойти в будущем |
Ст. 242 П.3 |
Бюдж. Ассигнования, лимиты бюдж. Обязательств и предельные объёмы финансирования текущего фин.года прекращают своё действие 31 декабря |
Раздел 2 Часть 1 |
Прекращается действие Конституции РФ – России , принятой 12.04.1978 года |
г) обеспечительные |
Ст.81 П.4 |
Ср-ва резервных фондов исполнительных органов гос. власти направляются на обеспечение непредвиденных раходов |
Ст.71.1 |
Соц. Обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативно обязательств |
Ст.40 П.3 |
Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату |
III. По методу регулирования |
||||||
а) императивные |
Ст.156 П.3 |
Субъекты РФ, вправе открывать счета в кредитных организациях |
Ст.93.2 П.2 |
Заёмщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты |
Ст.50 П.1 |
Никто не может быть повторно осуждён за одно и тоже |
б) диспозитивные |
Ст.162 |
Получатель бюдж. Средств ведёт бюджетный учёт либо передаёт это полномочие иному гос. учреждению(централизованной бухгалтерии) |
Ст.93.2 П.2 |
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами о бюджете и возвратности |
Ст.59 П.3 |
Право на замену военной службы альтернативой |
IV. По предмету регулирования |
||||||
а) материальные |
Ст.78 П.1 |
Субсидии юр. Лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе |
Ст.289 |
Нецелевое использование бюджетных средств влечёт наложение штрафов |
Ст.57 |
Каждый обязан платить налоги |
б) процессуальные |
Ст.153 |
Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, контролируют их исполнение |
Ст.157 П.1 |
Исполнительные органы обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на утверждение, разрабатывают и утверждают методики распределения и пр. |
Ст.22 П.2 |
Арест, заключение и содержание под стражей допускаются только по решению суда |
3. В Бюджетном кодексе, Кодексе
об административных
№ статьи, пункт статьи Бюджетного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса |
Содержание правонарушения |
Субъект правонарушения |
Субъективная сторона правонарушения |
Объект правонарушения |
Объективная сторона правонарушения |
Ст.289 БК РФ Ст.285.1 УК РФ Ст.15.14 ч.1 КоАП РФ |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
Должностное лицо |
Цели, не соответствующие условиям получения |
Бюджетные средства |
Расходование бюджетных средств |
Ст.285.2 УК РФ Ст.15.14 ч1. КоАП РФ |
Нецелевое расходование средств гос. внебюджетных фондов |
Должностное лицо |
Цели, не соответствующие условиям, определённым законодательством |
Средства гос. внебюджетных фондов |
Расходование средств |
Ст.297 БК РФ |
Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов |
Руководители гос. органов, органов местного самоуправления |
Ненадлежащее исполнение бюджетного процесса |
Бюджетные средства |
Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов |
Ст. 176 ч.2 УК РФ |
Незаконное получение гос. целевого кредита ,и его использование не по назначению |
Должностное лицо, юридическое лицо |
Крупный ущерб гражданам, организациям, организациям или государству |
Гос. целевой кредит |
Получение и использование го. Целевого кредита |
Ст. 199.1 УК РФ |
Неисполнение обязанностей налогового агента |
Должностное лицо, юридическое лицо |
Личный интерес |
Налоги, сборы |
Неисполнение обязанностей агента |
Список авторов