Управление банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

Деятельность банков по привлечению ресурсов должна быть основана на тщательно продуманной стратегии управления активами и пассивами. Без этого политика привлечения приведет к потерям. Для обеспечения надежности своей работы банку необходимо создать систему управления рисками, способную выявлять риски, измерять их величину, обеспечивать их мониторинг, содержать необходимые инструменты и процедуры реагирования на возникающие угрозы. Такая система должна основываться на выработанной банком политике в отношении управления рисками.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изменение чистого  процентного дохода банка зависит  от изменения уровня процентных ставок и разрыва ГЭП между активами и пассивами, чувствительными к изменению уровня процентных ставок.

Чистый процентный доход (ЧПД)=Процентные доходы-Процентные расходы

На ЧПД в виде процентов  влияют: изменения в уровне процентных ставок, норма дохода банка и величина процентного дохода банка. Плавающие процентные ставки могут увеличить, уменьшить или оставить без изменений доход банка в виде процентов. Указанное изменение зависит от: структуры кредитного портфеля банка, чувствительности активов и пассивов банка,  величины ГЭП.(5)

 Если за период рассмотрения  гэп процентные ставки возрастут,  то положительный гэп приведет  к ожидаемому увеличению чистого  дохода в виде процентов. Если  ставки понизятся, то отрицательный  гэп также приведет к увеличению ожидаемого чистого дохода в виде процентов. Действительное изменение чистого дохода в виде процентов будет соответствовать ожидаемому, если изменения процентных ставок пойдут в предполагаемом направлении и масштабе.

По мнению автора Т.Севрук, в зависимости от ситуации можно воздействовать на  величину дохода, используя следующие принципы управления ГЭПом:

  • Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, секторам хозяйства портфель активов. Кроме того, выбирать как можно больше кредитов и ценных бумаг, которые можно легко реализовать на рынке.
  • Разработать специальные планы операций для каждой категории активов и пассивов для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с разными активами и пассивами при данном уровне процентных ставок и изменении трендов движения ставок. Не стоит связывать каждое изменение направления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

На различных этапах цикла предлагается    выполнять следующие действия(см.табл1.2)(1).

 

Таблица1.2

Управление ГЭПом

ЭТАПЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕЙСТВИЯ

Первый этап

Низкие процентные ставки, в ближайшем  будущем ожидается их   рост.

Увеличить сроки заемных средств

Сократить кредиты  с фиксированной ставкой.

Сократить сроки портфеля ценных бумаг.

Продать ценные бумаги.

Получить долгосрочные займы.

Закрыть кредитные линии.

Второй  этап:

Растущие процентные ставки, ожидается  достижение максимума в ближайшем  будущем.

1.Начать сокращение сроков заемных  средств.

2.Начать удлинять сроки  инвестиций.

3.Подготовиться к началу  увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой.

4.Подготовиться к увеличению  инвестиций в ценные бумаги.

5.Рассмотреть возможность  досрочного погашения задолженности  с фиксированным процентом.

Третий этап

Высокие процентные ставки, в ближайшем будущем ожидается снижение.

1.Сократить срок заемных средств.

2.Увеличить долю кредитов  с фиксированной ставкой.

3.Увеличить сроки портфеля  ценных бумаг.

4.Запланировать будущую  продажу активов.

5.Сконцентрироваться  на новых кредитных линиях  для клиентов

Четвертый этап

Падающие процентные ставки, ожидается достижение минимума в ближайшем будущем

1. Начать удлинять сроки заемных  средств.

2. Начать сокращение  сроков инвестиций.

3.Начать увеличение  доли кредитов с переменной  ставкой.

4.Начать сокращение  инвестиций в ценные бумаги.

5.Выборочно продавать  активы с фиксированной ставкой.

6.Начать планирование  долгосрочной задолженности с  фиксированной ставкой.


Однако при использовании техники  анализа разрыва следует иметь  в виду, что практические варианты ее реализации не всегда в полной мере позволяют оценить процентный риск. Последнее связано с тем, что:

    1. даже за определённый промежуток, времени активы и пассивы переоцениваются с различными интервалами, вызывая движение денежных средств, которое может значительно отличаться от того, которое прогнозируется с помощью анализа разрыва;
    2. выбор горизонта планирования в значительной степени произволен, результатом чего является попадание отдельных статей баланса в промежутки между плановыми периодами, что приводит к существенным погрешностям в случае изменения ставок;
    3. прогнозирование процентных ставок часто бывает неверным, особенно в условиях нестабильного финансового рынка;
    4. при использовании техники анализа разрыва игнорируется стоимость денег с учетом доходов будущих периодов, так как при разделении на отдельные временные промежутки не делаются различия между движением денежных средств в начале и конце периода.

Итак, гэп менеджмент является методикой оценивающей  влияние процентной ставки на процентную прибыль банка и дающей схему  управления активами и пассивами при известном движении процентной ставки.

В качестве показателей, характеризующих  изменение всех процентных платежей банка, могут  также использоваться процентная маржа и спрэд.[4]

Процентная маржа-это  разность между процентами полученными и процентами уплаченными. Спрэд является понятием, близким по значению к понятию процентной маржи. Спрэд понимается как разница между средними процентными ставками по активам и по пассивам. Этот метод широко используется в зарубежной практике. Чистая процентная маржа рассчитывается по формуле:

Чистая процентная маржа=((Чистый процентный доход)/Активы) *100% = =((Процентные доходы-Процентные расходы)/Активы)*100%

Коэффициент ЧПМ (или спрэд-метод) позволяет оценить эффективность  политики банка в области управления процентным риском. А данная политика должна заключаться в том, чтобы стабилизировать, а затем систематически наращивать банковскую процентную маржу.

1.5 Сущность кредитного риска

Кредитный риск - риск, связанный с  неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков банка и базовым, инициирующим многие иные( ликвидности) риски. Этот вид риска проявляется в форме полного не возврата кредита, частичного не возврата (часто это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки погашения кредита.

Кредитный риск может быть определен  как неуверенность кредитора  в том , что заемщик будет в  состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств  в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Кредитный риск может сформироваться при неуверенности или сложности, невозможности, неспособности заемщика создать какой-либо из денежных потоков, служащих источником погашения долга или при недостатках деловой репутации заемщика, а также криминальных настроениях его владельцев и управляющих.

К причинам, формирующим кредитный  риск, можно отнести также давление на банк или заемщиков со стороны  криминальных структур, а возможно и органов власти.

Могут быть и внутренние причины: низкая квалификация персонала, социальная напряженность  в коллективе и, как следствие, некачественное выполнение сотрудниками своих обязательств, подкуп работников банка.

Применяя те или иные методы и  инструменты, кредитный риск управляется  на всех определяющих стадиях жизненного цикла кредитного продукта: разработка основных положений банковской политики, начальные стадии (знакомство) работы с потенциальным клиентом, координация целей банка и интересов клиента, оценка кредитоспособности заемщика, структурирование качественных характеристик кредита, кредитный мониторинг, работа с проблемными кредитами, применение санкций и т.д. Анализ рынка и стратегия проведения кредитных операций предполагают формулировку и реализацию целей, условий и принципов выдачи кредитов различным типам заемщиков, сферам предпринимательской деятельности. На этом же этапе определяются полномочия по выдаче ссуд, предельный размер кредита одному заемщику, требования к погашению и обеспечению соответствующего качества кредитного портфеля и т.д. Оценка кредитных рисков начинается уже на начальной стадии жизненного цикла кредитного продукта - знакомства с потенциальным заемщиком (оценка кредитного предложения), когда решаются исходные вопросы:

насколько хорошо известна или может  быть определена моральная и этическая  репутация заемщика, также как  и его предпринимательская репутация, его возможности и способности в сферах производства, маркетинга и финансового управления;

насколько хорошо подготовлено и обосновано кредитное предложение, насколько  оно реалистично с экономической, деловой, социальной, экологической точки зрения;

насколько цель займа и его базовые  характеристики приемлемы для банка  с точки зрения диверсификации риска  кредитного портфеля или, наоборот, его  концентрации по заемщикам, отраслям, территориям, социальным слоям и  т.д.

 Положительная предварительная оценка открывает следующий, важнейший этап жизненного цикла кредитного продукта, который с позиций управления кредитным риском носит название кредитоспособности клиента, а также проекта кредита. Зарубежная, а теперь и отечественная экономическая наука располагает значительным числом разнообразных схем и сценариев оценки кредитоспособности, в большей или меньшей степени формализуемых, с большим или меньшим числом критериев оценки.

Например, американская система применяет  правило пяти "Си", где кредитоспособность оценивается по критериям:

- характер, репутация;

- финансовые возможности;

- капитал, имущество, личное  состояние;

- условия, состояния окружающей  среды;

- обеспечение, возможность создания  и качество альтернативных денежных  потоков.

Положительное заключение о кредитоспособности позволяет перейти к следующему этапу - структурированию ссуды, где среди прочих, определяется позиция банка по параметрам обеспечения суды, условия погашения и т.д.

  Далее наступает очередь  кредитного договора, где основные пункты защиты от кредитного риска документируются и приобретают правовую основу.

 В ходе реализации кредитного  банковского продукта осуществляется  архивный и оперативный кредитный  мониторинг - контроль за выполнением,  соблюдением условий договора. Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку документов (кредитное досье ), содержащих в том числе и материалы о динамике кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно более раннее, и идентификация проблемных кредитов.  

ГЛАВА 2

2.1 Управление процентным риском

Как правило главный принцип  управления процентным риском заключается  в том, чтобы стабилизировать, а  затем систематически наращивать банковскую чистую процентную маржу.

Стратегия банка  в области управления процентным риском выглядит как правило следующим  образом:

  • Определяется период- 1 квартал, 1 год и т.д.;
  • Проводится работа по определению оптимального соотношения между активами и пассивами( по суммам, по срокам, порядку погашения и цене);
  • Выбирается статический или динамический подход при управлении процентным риском, либо банк предполагает комбинировать оба подхода.

Статический подход означает, что  расчет разрыва ГЭП между активами и пассивами банка, чувствительными к изменению уровня процентных ставок, производится исходя из абсолютных значений данных показателей в балансовой оценке. При этом зарубежные специалисты обычно делают два допуска:

а)балансовые данные остаются неизменными в течении всего периода;

б)процентные ставки по активам и  пассивам изменяются параллельно (в  одном направлении).

Динамический подход предполагает, что используются скорректированные  данные с учетом динамики изменений, тренда. С этой целью применяют фактические данные на определенную дату, корректируют с учетом отклонений и получают прогнозную величину, которую и заносят в баланс. Последний становится статическим.

  • Систематически проводится оценка позиции ГЭП для принятия необходимых оперативных решений.
  • Учитываются все возможные денежные потоки( известные и прогнозируемые и неизвестные, т.е. потоки, которые мы можем спрогнозировать, имея информацию определенного вида или не имея информации, но предполагая возможные изменения)
  • Проводится хеджирование процентного риска[5].

Анализируя  процентный риск банка, необходимо выделять базовый риск и риск временного разрыва.

Базовый риск связан с изменением в структуре процентных ставок, он возникает в тех случаях, когда  базовые процентные ставки, по которым банк привлек средства в депозиты, отличаются от ставок размещения этих ресурсов. Базовый риск возникает вследствие неопределенности в отношении будущих относительных изменений различных процентных ставок. Базовый риск резко возрастает, если банк привлекает средства по фиксированным ставкам, а инвестирует их по плавающим. В настоящее время в нашей стране относительно редко применяются депозиты и ссуды с плавающими процентными ставками. Однако базовый риск существует в связи с изменениями обменных курсов валют (это разновидность валютных рисков).

Риск временного разрыва возникает  в тех случаях, когда банк привлекает и размещает ресурсы по одной  и той же базовой ставке, но с  некоторым временным разрывом даты их пересмотра.

В любом случае первостепенное значение имеет структура активов и пассивов по способам формирования ставок и по времени привлечения. Данная особенность лежит в основе всех методов управления процентным риском.

Таким образом, управление процентным риском включает управление как активами, так и обязательствами банка. Особенность этого управления состоит в том, что оно имеет границы. Управление активами ограничено, во- первых , требованиями ликвидности и кредитным риском портфеля активов банка и, во- вторых, ценовой конкуренцией со стороны других банков, которая ограничивает свободу банка в выборе цены кредита. Управление обязательствами затруднено, во- первых, ограниченным выбором и размером долговых инструментов, которые банк может успешно разместить среди своих вкладчиков и других кредиторов в любой момент времени; во-вторых, ценовой конкуренцией  со стороны других банков , а также небанковских учреждений за имеющиеся средства. Задача управления процентным риском включает  минимизацию этого риска в пределах прибыльности банка  и целей ликвидности [13].

Информация о работе Управление банковскими рисками