Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:57, курсовая работа
Деятельность банков по привлечению ресурсов должна быть основана на тщательно продуманной стратегии управления активами и пассивами. Без этого политика привлечения приведет к потерям. Для обеспечения надежности своей работы банку необходимо создать систему управления рисками, способную выявлять риски, измерять их величину, обеспечивать их мониторинг, содержать необходимые инструменты и процедуры реагирования на возникающие угрозы. Такая система должна основываться на выработанной банком политике в отношении управления рисками.
Таким образом, изменение чистого процентного дохода банка зависит от изменения уровня процентных ставок и разрыва ГЭП между активами и пассивами, чувствительными к изменению уровня процентных ставок.
Чистый процентный доход (ЧПД)=Процентные доходы-Процентные расходы
На ЧПД в виде процентов влияют: изменения в уровне процентных ставок, норма дохода банка и величина процентного дохода банка. Плавающие процентные ставки могут увеличить, уменьшить или оставить без изменений доход банка в виде процентов. Указанное изменение зависит от: структуры кредитного портфеля банка, чувствительности активов и пассивов банка, величины ГЭП.(5)
Если за период рассмотрения
гэп процентные ставки
По мнению автора Т.Севрук, в зависимости от ситуации можно воздействовать на величину дохода, используя следующие принципы управления ГЭПом:
На различных этапах цикла предлагается
выполнять следующие действия(
Таблица1.2
Управление ГЭПом
ЭТАПЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ДЕЙСТВИЯ |
Первый этап |
Низкие процентные ставки, в ближайшем будущем ожидается их рост. |
Увеличить сроки заемных средств Сократить кредиты с фиксированной ставкой. Сократить сроки портфеля ценных бумаг. Продать ценные бумаги. Получить долгосрочные займы. Закрыть кредитные линии. |
Второй этап: |
Растущие процентные ставки, ожидается достижение максимума в ближайшем будущем. |
1.Начать сокращение сроков 2.Начать удлинять сроки инвестиций. 3.Подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой. 4.Подготовиться к увеличению инвестиций в ценные бумаги. 5.Рассмотреть возможность
досрочного погашения |
Третий этап |
Высокие процентные ставки, в ближайшем будущем ожидается снижение. |
1.Сократить срок заемных 2.Увеличить долю кредитов с фиксированной ставкой. 3.Увеличить сроки портфеля ценных бумаг. 4.Запланировать будущую продажу активов. 5.Сконцентрироваться на новых кредитных линиях для клиентов |
Четвертый этап |
Падающие процентные ставки, ожидается достижение минимума в ближайшем будущем |
1. Начать удлинять сроки заемных средств. 2. Начать сокращение сроков инвестиций. 3.Начать увеличение доли кредитов с переменной ставкой. 4.Начать сокращение инвестиций в ценные бумаги. 5.Выборочно продавать
активы с фиксированной 6.Начать планирование долгосрочной задолженности с фиксированной ставкой. |
Однако при использовании
Итак, гэп менеджмент является методикой оценивающей влияние процентной ставки на процентную прибыль банка и дающей схему управления активами и пассивами при известном движении процентной ставки.
В качестве показателей, характеризующих изменение всех процентных платежей банка, могут также использоваться процентная маржа и спрэд.[4]
Процентная маржа-это разность между процентами полученными и процентами уплаченными. Спрэд является понятием, близким по значению к понятию процентной маржи. Спрэд понимается как разница между средними процентными ставками по активам и по пассивам. Этот метод широко используется в зарубежной практике. Чистая процентная маржа рассчитывается по формуле:
Чистая процентная маржа=((Чистый процентный доход)/Активы) *100% = =((Процентные доходы-Процентные расходы)/Активы)*100%
Коэффициент ЧПМ (или спрэд-метод)
позволяет оценить
Кредитный риск - риск, связанный с неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков банка и базовым, инициирующим многие иные( ликвидности) риски. Этот вид риска проявляется в форме полного не возврата кредита, частичного не возврата (часто это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки погашения кредита.
Кредитный риск может быть определен как неуверенность кредитора в том , что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Кредитный риск может сформироваться при неуверенности или сложности, невозможности, неспособности заемщика создать какой-либо из денежных потоков, служащих источником погашения долга или при недостатках деловой репутации заемщика, а также криминальных настроениях его владельцев и управляющих.
К причинам, формирующим кредитный риск, можно отнести также давление на банк или заемщиков со стороны криминальных структур, а возможно и органов власти.
Могут быть и внутренние причины: низкая квалификация персонала, социальная напряженность в коллективе и, как следствие, некачественное выполнение сотрудниками своих обязательств, подкуп работников банка.
Применяя те или иные методы и инструменты, кредитный риск управляется на всех определяющих стадиях жизненного цикла кредитного продукта: разработка основных положений банковской политики, начальные стадии (знакомство) работы с потенциальным клиентом, координация целей банка и интересов клиента, оценка кредитоспособности заемщика, структурирование качественных характеристик кредита, кредитный мониторинг, работа с проблемными кредитами, применение санкций и т.д. Анализ рынка и стратегия проведения кредитных операций предполагают формулировку и реализацию целей, условий и принципов выдачи кредитов различным типам заемщиков, сферам предпринимательской деятельности. На этом же этапе определяются полномочия по выдаче ссуд, предельный размер кредита одному заемщику, требования к погашению и обеспечению соответствующего качества кредитного портфеля и т.д. Оценка кредитных рисков начинается уже на начальной стадии жизненного цикла кредитного продукта - знакомства с потенциальным заемщиком (оценка кредитного предложения), когда решаются исходные вопросы:
насколько хорошо известна или может быть определена моральная и этическая репутация заемщика, также как и его предпринимательская репутация, его возможности и способности в сферах производства, маркетинга и финансового управления;
насколько хорошо подготовлено и обосновано
кредитное предложение, насколько
оно реалистично с
насколько цель займа и его базовые характеристики приемлемы для банка с точки зрения диверсификации риска кредитного портфеля или, наоборот, его концентрации по заемщикам, отраслям, территориям, социальным слоям и т.д.
Положительная предварительная оценка открывает следующий, важнейший этап жизненного цикла кредитного продукта, который с позиций управления кредитным риском носит название кредитоспособности клиента, а также проекта кредита. Зарубежная, а теперь и отечественная экономическая наука располагает значительным числом разнообразных схем и сценариев оценки кредитоспособности, в большей или меньшей степени формализуемых, с большим или меньшим числом критериев оценки.
Например, американская система применяет правило пяти "Си", где кредитоспособность оценивается по критериям:
- характер, репутация;
- финансовые возможности;
- капитал, имущество, личное состояние;
- условия, состояния окружающей среды;
- обеспечение, возможность
Положительное заключение о кредитоспособности позволяет перейти к следующему этапу - структурированию ссуды, где среди прочих, определяется позиция банка по параметрам обеспечения суды, условия погашения и т.д.
Далее наступает очередь кредитного договора, где основные пункты защиты от кредитного риска документируются и приобретают правовую основу.
В ходе реализации кредитного
банковского продукта
Как правило главный принцип управления процентным риском заключается в том, чтобы стабилизировать, а затем систематически наращивать банковскую чистую процентную маржу.
Стратегия банка в области управления процентным риском выглядит как правило следующим образом:
Статический подход означает, что расчет разрыва ГЭП между активами и пассивами банка, чувствительными к изменению уровня процентных ставок, производится исходя из абсолютных значений данных показателей в балансовой оценке. При этом зарубежные специалисты обычно делают два допуска:
а)балансовые данные остаются неизменными в течении всего периода;
б)процентные ставки по активам и пассивам изменяются параллельно (в одном направлении).
Динамический подход предполагает, что используются скорректированные данные с учетом динамики изменений, тренда. С этой целью применяют фактические данные на определенную дату, корректируют с учетом отклонений и получают прогнозную величину, которую и заносят в баланс. Последний становится статическим.
Анализируя процентный риск банка, необходимо выделять базовый риск и риск временного разрыва.
Базовый риск связан с изменением в структуре процентных ставок, он возникает в тех случаях, когда базовые процентные ставки, по которым банк привлек средства в депозиты, отличаются от ставок размещения этих ресурсов. Базовый риск возникает вследствие неопределенности в отношении будущих относительных изменений различных процентных ставок. Базовый риск резко возрастает, если банк привлекает средства по фиксированным ставкам, а инвестирует их по плавающим. В настоящее время в нашей стране относительно редко применяются депозиты и ссуды с плавающими процентными ставками. Однако базовый риск существует в связи с изменениями обменных курсов валют (это разновидность валютных рисков).
Риск временного разрыва возникает в тех случаях, когда банк привлекает и размещает ресурсы по одной и той же базовой ставке, но с некоторым временным разрывом даты их пересмотра.
В любом случае первостепенное значение имеет структура активов и пассивов по способам формирования ставок и по времени привлечения. Данная особенность лежит в основе всех методов управления процентным риском.
Таким образом, управление процентным риском включает управление как активами, так и обязательствами банка. Особенность этого управления состоит в том, что оно имеет границы. Управление активами ограничено, во- первых , требованиями ликвидности и кредитным риском портфеля активов банка и, во- вторых, ценовой конкуренцией со стороны других банков, которая ограничивает свободу банка в выборе цены кредита. Управление обязательствами затруднено, во- первых, ограниченным выбором и размером долговых инструментов, которые банк может успешно разместить среди своих вкладчиков и других кредиторов в любой момент времени; во-вторых, ценовой конкуренцией со стороны других банков , а также небанковских учреждений за имеющиеся средства. Задача управления процентным риском включает минимизацию этого риска в пределах прибыльности банка и целей ликвидности [13].