Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:38, контрольная работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать деятельность по доверительному управлению ценными бумагами в России, показать роль данной услуги для инвестора.
Основной задачей первой главы является рассмотрение основ деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, как одного из видов профессиональной деятельности. Здесь рассматривается становление института доверительного управления на законодательном уровне, раскрывается понятие портфеля ценных бумаг, его виды и типы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
После всех потрясений, пережитых российской экономикой и благодаря титаническим усилиям правительства по ее укреплению, построение цивилизованной рыночной экономики, для которой необходимым условием является мощный рынок ценных бумаг, и энергичная инвестиционная деятельность в условиях долговременной финансовой стабильности перестает быть чисто теоретическим вопросом, постепенно выходя из тени. Отечественным инвесторам потребуются экономические технологии, разработанные и испытанные в странах с длительной историей высокоразвитых рыночных отношений. И одной из таких технологий является портфельное инвестирование.
Портфельное инвестирование позволяет планировать, оценивать, контролировать конечные результаты всей инвестиционной деятельности в различных секторах фондового рынка.
Основная задача портфельного инвестирования - улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной бумаги, и возможны только при их комбинации.
Благоприятная экономическая ситуация и растущее число состоятельных граждан в стране способствуют увеличению спроса на такую услугу, как доверительное управление портфелем ценных бумаг. Поэтому тема данной работы особенно актуальна и в связи с тем значением, которое имеют для практики проблемы доверительного управления ценными бумагами в России на данном этапе.
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать деятельность по доверительному управлению ценными бумагами в России, показать роль данной услуги для инвестора.
Основной задачей первой
главы является рассмотрение основ
деятельности по доверительному управлению
ценными бумагами, как одного из
видов профессиональной деятельности.
Здесь рассматривается
Следующая глава имеет своей целью проанализировать и охарактеризовать деятельность по доверительному управлению портфелем ценных бумаг и средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги на фондовом рынке России. Также приводятся примеры деятельности конкретных управляющих компаний, формирование их доходов и расходов.
В третье главе курсовой работы рассмотрены основные направления совершенствования деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, к которым относится деятельность паевых инвестиционных фондов, общих фондов банковского управления, индивидуальное доверительное управление, внедрение международных стандартов GIPS в России.
В заключении сделаны выводы и подведен итог по всей курсовой работе.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили учебные пособия Гузиковой С.В. (Доверительное управление: гражданско-правовые отношения и их юридическое содержание. Актуальные проблемы гражданского права. - М., 2000), Касимова Ю.Ф. (Основы теории оптимального портфеля ценных бумаг. - М.: Филинъ, 2003). Также в работе использованы статьи периодических изданий ("Рынок ценных бумаг", "Юрист", "Российская газета") и нормативные акты (ГК РФ, Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг", Постановление ФКЦБ № 37 от 17.10.1997 г. "О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги").
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
1.1. Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
История формирования института доверительного управления в России начинается с развитием рыночной экономики. В 1990-х гг. стали предприниматься попытки введения в российскую правовую систему института доверительного управления имуществом. Причиной такого нововведения можно считать коренное реформирование экономики государства. Изменилось правовое регулирование на конституционном уровне. Ключевым моментом Конституции 1993 г. является свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ст.34 Конституции РФ). Государство отказалось от монополии во многих сферах экономики. Потребовались правовые инструменты, способные эффективно обслуживать товарную экономику государства (лизинг, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом) [17, С.28].
Анализ законодательства, относящегося к теме исследования, позволяет выделить три этапа развития доверительного управления в нашей стране:
1. От принятия 2 декабря 1990 г. Закона "О банках и банковской деятельности" вплоть до Указа Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" от 22 декабря 1993 г.
2. От названного Указа до принятия 21 октября 1994 г. первой части ГК РФ.
3. От принятия первой части ГК РФ и до введения с 1 марта 1996 г. в действие части второй ГК РФ [21, С.83].
Первый этап развития института доверительного управления имуществом связан с принятием 2 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности". В ст.5 данного Закона было указано, что банки вправе "привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции).
Затем в 1992 г. в различных нормативно-правовых актах появились предложения и рекомендации различным ведомствам передавать акции, находящиеся в государственной собственности, в "доверительное управление (траст)" или просто в "траст" [2, С.36]. Качественный скачок произошел в 1993 г., когда был принят Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О доверительной собственности (трасте)", который по замыслу законодателя должен был заполнить вакуум в этой области.
Второй этап становления института доверительного управления начался с того, что во исполнение п.22 Указа "О доверительной собственности (трасте)" Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом был утвержден Типовой договор об утверждении траста (доверительной собственности) на пакет акций, находящихся в государственной собственности, положения которого сразу были восприняты на практике. Так, Государственный комитет по управлению имуществом РФ передал обществу "Роснефтегазстрой" пакет акций, находящихся в федеральной собственности.
Принятие первой части Гражданского кодекса РФ значительным образом изменило отношение к применению доверительной собственности в российских условиях. В п.4 ст. 209 ГК РФ было указано на возможность передачи имущества в доверительное управление, учреждение которого не влечет для собственника утраты права собственности. С этого момента в нормативных актах и литературе больше не встречается термин "доверительная собственность" [17, С.32].
Завершающим этапом становления института доверительного управления было введение с 1 марта 1996 г. в действие части второй ГК РФ. В гл.53 ГК РФ институт доверительного управления был детально урегулирован.
В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Согласно статье 1013 ГК РФ объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
25 апреля 1996 г. вступил в силу Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ. Статья 5 данного нормативного акта впервые на уровне федерального закона вводит понятие - "деятельность по управлению ценными бумагами".
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг" под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени, за вознаграждение, в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Как следует из указанного перечня, в добавление к основному объекту - ценным бумагам, прибавляются дополнительные - денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе управления ценными бумагами. Введение в институт доверительного управления ценными бумагами в качестве дополнительных объектов договора доверительного управления денежных средств, как средств инвестирования в ценные бумаги, было обусловлено желанием законодателя придать наибольшую эффективность и развитие такому виду деятельности как доверительное управление ценными бумагами.
Также, в соответствии с пунктом 2.1 Положения "О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги", утвержденного постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N 37, под объектами доверительного управления ценными бумагами понимаются следующие ценные бумаги:
Согласно пункту 2.4 Положения "О доверительном управлении ценными бумагами" не являются объектами доверительного управления, осуществляемого в соответствии с требованиями указанного Положения, следующие виды ценных бумаг: переводные и простые векселя; чеки; депозитные (сберегательные) сертификаты банков и иных кредитных организаций, а также сберегательные книжки на предъявителя; складские свидетельства любых видов (типов), а также иные товарораспорядительные ценные бумаги.
Объектами доверительного управления, осуществляемого в соответствии с требованиями Положения "О доверительном управлении ценными бумагами", могут являться ценные бумаги иностранных эмитентов, ввезенные на территорию Российской Федерации в целях предложения их на внутреннем российском рынке.
Также следует отметить, что нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время в Российской Федерации доверительное управление ценными бумагами содержат в себе целый ряд противоречий и пробелов, которые в свою очередь создают не мало проблем, как в теоретическом аспекте, так и при практическом применении этих норм. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять специальный закон, посредством которого постараться решить существующие на сегодняшний день правовые коллизии, а также пробелы законодательства, не позволяющие эффективно осуществлять доверительное управление ценными бумагами в Российской Федерации.
1.2. Понятие портфеля ценных бумаг, их виды и типы, характеристика видов и инвестиционных качеств ценных бумаг для формирования портфеля
Как правило, портфель ценных бумаг представляет собой определенный набор из корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска, а также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, то есть с минимальным риском потерь по основной сумме и текущим поступлениям.
Например, до недавнего времени банки исходя из зарубежного опыта, формируя инвестиционный портфель, набирали его в следующем соотношении: в общей сумме ценных бумаг около 70 процентов - государственные ценные бумаги, около 25 процентов - муниципальные ценные бумаги и около 5 процентов - прочие бумаги. Таким образом, запас ликвидных активов составляет примерно 1/3 портфеля, а инвестиции с целью получения прибыли - 2/3 [15, С.56].
Основным преимуществом
портфельного инвестирования является
возможность выбора портфеля для
решения специфических