Управление денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного
регулирования………………………………………………......……...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……………….............4
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики ………...12
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)………………………………………………………....................19
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики………………………………………………………………...22
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………………...22
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……...25
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР……27
Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе……………………………………………………………………...34
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ………………………34
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………..……....54

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Банк России независим в пределах выполнения своих пол-номочий, поэтому  федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятель-ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность  в порядке, установлен-ном федеральными законами.

Он имеет право обращаться в  суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со-ответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -- юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и ино-странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществ-лять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительст-вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, госу-дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан-ковские операции с юридическими лицами, не имеющими ли-цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут  выступать:

-- золото и другие драгоценные  металлы в различной форме;

-- иностранная валюта;

-- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;

-- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных  ценных бумаг, пригодных для обеспечения  кредитов ЦБ РФ, определяются Советом  директоров Банка России.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных  средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

* защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино-странным валютам;

* развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации; 

* обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования  системы расчетов. Получение прибыли  не является целью деятельности  Банка России.

В соответствии с целями, поставленными  перед Центральным банком РФ, можно  выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;

* активное участие в разработке  денежно-кредитной и фи-нансово-бюджетной  политики Правительства РФ;

* всемерное сдерживание инфляционных  процессов в стране;

* сокращение бюджетного дефицита;

* поддержание стабильного денежного  обращения;

* обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

* обеспечение государственного  фонда валютных резервов;

* расширение кредитования коммерческих  банков, в основ-ном за счет  ресурсов эмиссионного фонда;

* расширение возможностей неэмиссионного  кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

* максимальное использование методов  денежно-кредит-ного управления  банковской системой.

Исходя из поставленных целей, Банк России выполняет сле-дующие функции:

* во взаимодействии с Правительством РФ разраба-тывает и проводит единую государственную кредитную политику, направ-ленную на защиту и обеспече-ние устойчивости рубля;

* монопольно осуществ-ляет эмиссию  наличных денег и организует  их обращение;

* является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

* устанавливает правила осуществления  расчетов в Россий-ской Федерации;

* устанавливает правила проведения  банковских операций, бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы;

* осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций;  выдает и отзывает лицензии  кредитных организа-ций и организаций,  занимающихся их аудитом;

* осуществляет надзор за деятельностью  кредитных органи-заций;

* регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными органи-зациями в соответствии с федеральными законами;

* осуществляет самостоятельно  или по поручению Прави-тельства  РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных  задач Банка России;

* осуществляет валютное регулирование,  включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

* определяет порядок расчетов  с иностранными государст-вами;

* организует и осуществляет  валютный контроль как непо-средственно,  так и через уполномоченные  банки;

* участвует в разработке прогноза  платежного баланса Рос-сийской Федерации и организует составление платежного ба-ланса России, и т.д.

Для реализации своих функций Банк России участвует в раз-работке  экономической политики Правительства  РФ. Председа-тель Банка России или  по его поручению один из его заместите-лей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финан-сов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседани-ях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное зна-чение, координируют свою политику, проводят регулярные кон-сультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования денежно-кредитной  системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Председателем Национального банковского  совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.

Заседания Национального банковского  совета не реже чем один раз в  три месяца.

Национальный банковский совет  выполняет следующие функции:

-- рассматривает концепцию совершенствования  банковской системы Российской  Федерации;

-- рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валют-ного регулирования и валютного контроля, дает по ним заклю-чения и анализирует итоги их выполнения;

-- осуществляет экспертизу проектов  законодательных и иных нормативных  актов в области банковского дела;

-- рассматривает наиболее важные  вопросы регулирования деятельности  кредитных организаций;

-- участвует в разработке основных  принципов организации системы  расчетов в Российской Федерации.

Банк России выполняет функцию  «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо-дательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключа-ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива-ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис-ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:

* регламентация обязательных экономических  нормативов для кредитных организаций;  определение лимитов открытой  ва-лютной позиции, порядка формирования  резервов для покрытия рисков;

* открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, при-нятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

* кредитование кредитных организаций;

* управление ликвидностью банковской  системы путем по-купки и продажи  банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской лик-видности -- операции типа репо.

В целях воздействия на ликвидность  банковской системы ЦБ РФ рефинансирует  банки путем представления им краткосроч-ных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:

* регистрация эмиссий ценных  бумаг кредитных организа-ций;

* установление правил проведения  отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета,  составления бухгалтер-ской и  статистической отчетности кредитных организаций;

* регистрация и лицензирование  деятельности кредитных организаций  (осуществляет контроль за законностью  и целесо-образностью создания  банков и небанковских кредитных  орга-низаций, подобный контроль  осуществляется в процессе рас-смотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

* надзор за соблюдением банковского  законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций  Банк России ус-танавливает правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и предоставления бухгалтер-ской и статистической отчетности. В целях обеспечения устой-чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди-нирующие и контрольные функции за деятельностью  кредитных организаций. На местах эти  полномочия осуществляются через главные  территориальные управления Банка  России, являющие-ся его филиалами.

Банк России в соответствии с  законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого  функционирования кредитных органи-заций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не-предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо-вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциа-циями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рас-сматривает предложения по вопросам регулирования банков-ской деятельности.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов го-сударственной власти, органов местного самоуправления, их уч-реждений и организаций, государственных внебюджетных фон-дов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка Рос-сии, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федераль-ными законами.

Банк России также вправе обслуживать  клиентов, не являю-щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России не имеет права:

* осуществлять банковские операции  с юридическими ли-цами, не имеющими  лицензии на проведение банковских  опе-раций, и физическими лицами, за исключением случаев, преду-смотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном бан-ке Российской Федерации (Банке России)»;

* приобретать доли (акции) кредитных  и иных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 7 и  8 указанного Федерального закона;

Информация о работе Управление денежно-кредитной политики