Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:
а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц;
б) бездефицитного государственного бюджета;
в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)
  1. Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, сиситема государственных органов управения финансами.

    Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

   Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

    Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы.

    Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом. Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах:  а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

    Оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

    Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание.

    Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление). В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную палату РФ – орган  государственного финансового контроля, образуемым Федерльым Собранием  РФ и ему подотчетными. Основные  задачи: огранизация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федрального бюджета, бюджетов федеральны  внебюджетных фондов по объему  и целевому назначению; определения  эффективностии целесообразности  расходов государственных средстви  использования федеральной собственности; финансовая эспертиза проектов  федералных законов  нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти; регулярное  прдоставление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и реззултатов проводимых  контрольных операций.

2) Министерство финансов РФ и  его органы на местах- занимает  особое место среди этих органов  управления. Основными задачами  являются:  совершенствование бюджетной  системы РФ и развитие бюджетного  федерализма;  разработка и реализация  единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики РФ; обеспечение  устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидировано госбюджета РФ;  разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;  разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;  участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;  осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;  методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

3) Федеральное казначейство –  Функции: организация, осуществление  и контроль исполнения бюджета  РФ; управление доходами и расходами  бюджета на счетах Федерального  каначейства в банках, исходя  из принципа единства кассы; финансовое  испонение государственных внебюджетных  фондов; краткосрочное прогнозирование  бъемов государственных финансовых  ресурсов  и опреативное управление  ими; управление совместно с Банком  России государственным внутренним  и внешнми долгом  и его обслуживание; предоставление законодательным  и исполнительным органам отчетности  о финансовых операциях  праительства  РФ п бюджету

4) Министерство по налогам и  сборам РФ – осуществляет контроль  за правильным исчислением, понотой  и своевременностью взносов в  бюджет всех обязательных платежей.

5) Государственный таможенный комитет  РФ- несет ответственность за  поступлением таможенных пошлин .

6) Федеральную комиссию по ценным  бумагам;

7) Министерство государственного  имущества РФ;(2, стр 326) 
2. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источник его покрытия.

   Под доходами бюджета понимают денежные средства, поступающие  в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.(4, стр.269)

    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляются остатки  средств на конец предыдущего года .

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

   Следующий вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- налоги от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда , причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

- иные неналоговые доходы;

Информация о работе Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами