Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:
а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц;
б) бездефицитного государственного бюджета;
в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)

    В доходах от использования имущества, находящего  в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

    Особое место в системе отношения пользования в мировой практике  занимает концессия. Концессия – договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли , предприятий и  других хозяйственных объектов , принадлежащих государству или муниципалитетам. (5,стр.52)

    В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращение бюджетных средств в различных сегментах  финансового рынка:

- средства, полученные в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организация;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог или в доверительное управление;

- средства от возвратов государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

- плата за пользование  бюджетным средствами, предоставленными  другими бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям.

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающиеся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей.

    В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

    Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимается поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий  либо другой безвозмездной и безвозвратной передачи средств.

   Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах  на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджетов

   Расход бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством  РФ.

    В зависимости от экономического содержания расходы делятся на капитальные и текущие.

    Капитальные расходы  предназначены для инновационной и инвестиционной  деятельности, они включают:

- расходы на инвестиции  в действующие или вновь создаваемые  структуры в соответствии с  учрежденной инвестиционной программой ;

- средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов  на инвестиционные цели юридическим  лицам;

- расходы на проведение  капитального (восстановительного) ремонта и иных расходов связанные с расширенным воспроизводством.

- расходы, при осуществлении  которых  создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований.

- другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы  в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов  РФ.

 

    Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего фукнционирования органов государстходами венной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений  а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдеьным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и субвенций.

    Идеальное исполнение бюджета   предполагает полное покрытие расходов доходами. Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встечающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, т.е првышение расходов бюджета  над  его доходами.  Дефицит рассматривается как  временный, если имеются перспективы его преодоления и он н составляет более 3% ВВП Если бюджетный дефицит составляет до 10%  суммы доходов – это допстимый дефицит, но если он олее 20% - это критический дефицит.

    Бюджетный кодекс РФ регламентирет  условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышат суммарный  объем бюджетных инвестиций и расходов наобслуживание государственного долга РФ .

    Источники  финансирования  дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.  За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

    Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

    К первым относятся: а) кредиты, полученные Россией  от кредитных организаций в валюте РФ. б) государствееные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Ко вторым относятся: а) государстввенные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг  от имени РФ, б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

    Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть: а)  государстввенные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг  от имени субъекта РФ, б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной систм РФ, в) кредиты, полученные от кредитных организаций.

    Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние  источники в форме : а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или б) кредитов, поученных от кредитных организаций. 

  1. Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государсвенных займов.

    Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

       Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

    Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

    По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

    Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

    Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

    Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

    Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные займы.

    В зависимости от места размещения займов их подразделяют на:

• внутренние - которые размещаются на внутреннем финансовом рынке, предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами;

• внешние - которые поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

    Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

    Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.(1,стр.135)

    По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

    Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

    Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

    В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. (3, стр.89)

    В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

    По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном),

    По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента.     При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

   Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

   Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

    По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

    Первый - заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - заем погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

    В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

    Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

   Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена на схеме 16 на странице 129.

   Государственный кредит требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

   Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

• наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

• доверие кредиторов государству;

• заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

• возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

• доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

Информация о работе Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами