Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:12, реферат
Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это дает основание утверждать, что необходимым условием решения задачи эффективности управления финансами в системе факторов стабилизации экономического развития системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансовыми отношениями процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств.
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
-
доходы и расходы
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным
формам регулирования относится: косвенное
государственное
Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает:
-проверку соблюдения
экономических законов (
-составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
-эффективности
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов
-налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
-содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
-обеспечение
своевременности и полноты
-выявление
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
· общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
· ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
· общественный контроль осуществляют неправительственные организации.
Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач. Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
-Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
-Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
-Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
-Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с
согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
2.2. Формирование Федерального бюджета на 2011-2013 гг.
Формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ. Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации на
2010-2013 годы
2009 год |
2010 год |
2011 год (прогноз) |
2012год (п |
рогноз) |
2013 год (прогноз) | |||||
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % | |
Доходы бюджетной системы |
13286,8 |
34,0 |
14978,8 |
33,2 |
17 20,1 |
34,8 |
19025,0 |
34,0 |
20 38,7 |
33,2 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
7 337,8 |
18,8 |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10379,9 |
16,8 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
4 437,5 |
11,3 |
4 808,5 |
10,6 |
5 238,3 |
10,3 |
5 804,8 |
10,4 |
6 374,3 |
11,2 |
государственных внебюджетных фондов |
1 390,7 |
3,6 |
2 182,4 |
4,8 |
3 057,6 |
6,0 |
3 345,5 |
6,0 |
3 695,6 |
11,4 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
120,8 |
0,3 |
127,0 |
0,3 |
379,6 |
0,7 |
371,2 |
0,7 |
88,9 |
0,1 |
Расходы бюджетной системы |
15 87,0 |
40,9 |
17 01,6 |
39,4 |
19 20,3 |
38,9 |
21033,0 |
37,6 |
22462,9 |
36,3 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
9 660,1 |
24,7 |
10 32,8 |
22,7 |
10658,6 |
21,2 |
11237,9 |
20,1 |
12175,6 |
19,7 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
5 983,6 |
15,3 |
6 267,8 |
13,9 |
6 469,7 |
12,8 |
6 722,7 |
12,0 |
7 021,7 |
11,3 |
государственных внебюджетных фондов |
3 446,4 |
8,8 |
4 705,7 |
10,4 |
5 394,4 |
10,7 |
5 904,9 |
10,5 |
6213,1 |
10,0 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
479,1 |
1Д |
502,8 |
1,1 |
789,7 |
1,6 |
850,2 |
1,5 |
915,4 |
1,5 |
Дефицит (профицит) бюджетной системы |
-2 00,2 |
-6,9 |
-2 22,8 |
-6,2 |
-2100,2 |
-4Д |
-2 008,0 |
-3,6 |
-1924,2 |
-3,1 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
-2322,3 |
-6,0 |
-2371,9 |
-5,3 |
-1814,0 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1795,7 |
-2,9 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
-329,3 |
-0,8 |
-417,6 |
-0,9 |
-296,7 |
-0,6 |
-277,8 |
-0,5 |
-136 |
-0,2 |
государственных внебюджетных фондов |
-48,6 |
-0,1 |
-33,3 |
0 |
10,5 |
0 |
4,2 |
0 |
7,5 |
0 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
0,7 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2
Основные показатели федерального бюджета на 2010 год и проекта федерального бюджета на 2011 - 2013 годы
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2010 год |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Доходы, всего |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10 379,9 |
16,8 |
Нефтегазовые доходы |
3 737,2 |
8,3 |
4 090,0 |
8,1 |
4 390,0 |
7,9 |
4 653,2 |
7,5 |
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
4 123,7 |
9,1 |
4 754,6 |
9,5 |
5 113,5 |
9,1 |
5 726,7 |
9,3 |
Расходы, всего |
10 232,8 |
22,7 |
10 658,6 |
21,2 |
11 237,9 |
20,1 |
12 175,6 |
19,7 |
Процентные расходы |
280,3 |
0,6 |
389,9 |
0,8 |
518,4 |
0,9 |
600,7 |
1,0 |
Непроцентные расходы |
9 952,5 |
22,1 |
10 268,7 |
20,4 |
10 719,5 |
19,2 |
11 574,9 |
18,7 |
Условно утвержденные расходы |
419,3 |
3,7 |
798,3 |
6,6 |
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2010 год |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Ненефтегазовый дефицит |
-6 109,1 |
-13,5 |
- 5 904,0 |
-11,7 |
- 6 124,4 |
-10,9 |
- 6 448,9 |
-10,4 |
Источники финансирования дефицита, в том числе: |
2 371,9 |
5,3 |
1 814,0 |
3,6 |
1 734,4 |
3,1 |
1 795,7 |
2,9 |
Резервный фонд |
1419,3 |
3,2 |
284,4 |
0,6 |
0 |
0 |
||
ФНБ |
2,5 |
0,0 |
5,0 |
0,0 |
7,5 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
иные источники |
950,1 |
2,1 |
1 524,6 |
3,0 |
1 726,9 |
3,1 |
1 785,7 |
2,9 |
Дефицит(профицит) |
-2 371,9 |
-5,3 |
-1 814,0 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1 795,7 |
-2,9 |
Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации