Управление финансами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это дает основание утверждать, что необходимым условием решения задачи эффективности управления финансами в системе факторов стабилизации экономического развития системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансовыми отношениями процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

Управление финансами в Российской Федерации.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

-       общие и целевые субсидии;

-       доходы и расходы внебюджетных  фондов;

-       доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

Финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования. Прямое влияние  на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным  формам регулирования относится: косвенное  государственное налогообложение  и осуществление текущих государственных  расходов. Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения

финансовых  ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.  Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый  контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый  контроль включает:

-проверку соблюдения  экономических законов (оптимальности  распределения и перераспределения  национального дохода);

-составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

-эффективности  использования трудовых, материальных  и финансовых ресурсов предприятий  и организаций, бюджетных учреждений;

-налоговый контроль.

Финансовый  контроль преследует следующие задачи:

-содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

-обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств перед  государственным бюджетом;

-выявление внутрипроизводственных  резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового  контроля. Успешное и эффективное  проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

·  общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

·  ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;

·  общественный контроль осуществляют неправительственные организации.

Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач. Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам финансового  контроля относятся:

-Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

-Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.

-Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.

-Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.       Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые  и кредитные учреждения, страховые  организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

  2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с

согласия Госдумы  он назначает Председателя Правительства  РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

 

           2.2. Формирование Федерального бюджета на 2011-2013 гг.

Формирование федерального бюджета  на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства  Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ. Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Основные  параметры бюджетной системы  Российской Федерации на

2010-2013 годы 

 

2009 год

2010 год

2011 год (прогноз)

2012год (п

рогноз)

2013 год (прогноз)

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

Доходы бюджетной  системы

13286,8

34,0

14978,8

33,2

17 20,1

34,8

19025,0

34,0

20 38,7

33,2

в том числе:

                   

федерального бюджета

7 337,8

18,8

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10379,9

16,8

консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

4 437,5

11,3

4 808,5

10,6

5 238,3

10,3

5 804,8

10,4

6 374,3

11,2

государственных внебюджетных фондов

1 390,7

3,6

2 182,4

4,8

3 057,6

6,0

3 345,5

6,0

3 695,6

11,4

территориальных фондов обязательного медицинского страхования

120,8

0,3

127,0

0,3

379,6

0,7

371,2

0,7

88,9

0,1

Расходы бюджетной  системы

15 87,0

40,9

17 01,6

39,4

19 20,3

38,9

21033,0

37,6

22462,9

36,3

в том числе:

                   

федерального  бюджета

9 660,1

24,7

10 32,8

22,7

10658,6

21,2

11237,9

20,1

12175,6

19,7

консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

5 983,6

15,3

6 267,8

13,9

6 469,7

12,8

6 722,7

12,0

7 021,7

11,3

государственных внебюджетных фондов

3 446,4

8,8

4 705,7

10,4

5 394,4

10,7

5 904,9

10,5

6213,1

10,0

территориальных фондов обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

1,1

789,7

1,6

850,2

1,5

915,4

1,5

Дефицит (профицит) бюджетной системы

-2 00,2

-6,9

-2 22,8

-6,2

-2100,2

-4Д

-2 008,0

-3,6

-1924,2

-3,1

в том числе:

                   

федерального  бюджета

-2322,3

-6,0

-2371,9

-5,3

-1814,0

-3,6

-1 734,4

-3,1

-1795,7

-2,9

консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

-329,3

-0,8

-417,6

-0,9

-296,7

-0,6

-277,8

-0,5

-136

-0,2

государственных внебюджетных фондов

-48,6

-0,1

-33,3

0

10,5

0

4,2

0

7,5

0

территориальных фондов обязательного медицинского страхования

0,7

0,0

0

0

0

0

0

0

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Основные  показатели  федерального  бюджета  на 2010  год  и  проекта  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы

Основные показатели проекта федерального бюджета

2010 год

2011 год прогноз

2012 год прогноз

2013 год прогноз

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы, всего

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

Нефтегазовые  доходы

3 737,2

8,3

4 090,0

8,1

4 390,0

7,9

4 653,2

7,5

Доходы (без  учета нефтегазовых доходов)

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

Расходы, всего

10 232,8

22,7

10 658,6

21,2

11 237,9

20,1

12 175,6

19,7

Процентные  расходы

280,3

0,6

389,9

0,8

518,4

0,9

600,7

1,0

Непроцентные  расходы

9 952,5

22,1

10 268,7

20,4

10 719,5

19,2

11 574,9

18,7

Условно утвержденные расходы

       

419,3

3,7

798,3

6,6


 

Основные показатели проекта федерального бюджета

2010 год

2011 год прогноз

2012 год прогноз

2013 год прогноз

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Ненефтегазовый  дефицит

-6 109,1

-13,5

- 5 904,0

-11,7

- 6 124,4

-10,9

- 6 448,9

-10,4

Источники финансирования дефицита, в том числе:

2 371,9

5,3

1 814,0

3,6

1 734,4

3,1

1 795,7

2,9

Резервный фонд

1419,3

3,2

284,4

0,6

0

 

0

 

ФНБ

2,5

0,0

5,0

0,0

7,5

0,0

10,0

0,0

иные источники

950,1

2,1

1 524,6

3,0

1 726,9

3,1

1 785,7

2,9

Дефицит(профицит)

-2 371,9

-5,3

-1 814,0

-3,6

-1 734,4

-3,1

-1 795,7

-2,9

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации