Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 06:45, контрольная работа
В процессе своей повседневной хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные виды отношений с юридическими и физическими лицами. Оно заключает и осуществляет сделки, выполняет обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством. В результате такой деятельности появляются денежные обязательства, подлежащие исполнению (кредиторская задолженность). И наоборот, у других лиц возникают долги по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия……………………………………………………………5
2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности…………..13
3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетовой карточки. В соответствии с постановлением Правительства РФ в настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами только в том случае, если сумма по одному платежу не превышает 10 тыс. руб. (деноминированных).
Правила проведения и формы безналичных расчетов в общем регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения - Центральным банком России. Законодательством определен общий срок безналичных расчетов: он не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ.
Управление кредиторской задолженностью подразумевает следующие мероприятия (после анализа состояния кредиторской задолженности):
- следить за соотношением
кредиторской и дебиторской
- контролировать состояние
расчетов по просроченным
- поскольку в условиях
инфляции всякая отсрочка
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство «Дан энд Брэдстрит» (Dun & Bradstreet) имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная) и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Термин «продажа в кредит» в данном случае является неким условным термином, означающим, что оплата товара, работ, услуг осуществляется не за наличный расчет. По отношению к промышленному предприятию правильнее было бы говорить о «продаже с отсрочкой платежа», если договором или системой расчетов предусматривается единовременное поступление денег по истечении некоторого периода с момента поставки продукции. В торговле под продажей в кредит обычно подразумевают продажу товаров населению, когда стоимость покупки погашается частями в течение определенного времени [30, с. 186-188].
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.
1. Срок предоставления кредита.
Чаще всего применяются
стандартизованные по условиям оплаты,
в том числе и
2. Стандарты кредитоспособности.
Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.
3. Система создания резервов по сомнительным долгам.
При заключении договоров предприятие рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам.
Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
В нашей стране опыт в исчислении резерва по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.
Так, американская компания «US Street» начисляет резерв в размере 0,78%, корпорации «Eastmen Kodak», «General Electric» - 3-6%. Проведенное Министерством торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность.
При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадежной; 31-60 дней - 10%; 61-90 дней -17%; 91-120 дней - 26%; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4% [15, с. 526-527].
4. Система сбора платежей.
Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты,
б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений,
в) системы наказания
5. Система предоставляемых скидок.
В предыдущем пункте делался
акцент на репрессивные методы работы
с недобросовестными
а) покупатель получает скидку в размере (1% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);
в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
Предоставление скидки выгодно
как покупателю, так и продавцу.
Первый имеет прямую выгоду от снижения
затрат на покупку товаров, второй получает
косвенную выгоду в связи с
ускорением оборачиваемости средств,
вложенных в дебиторскую
Финансовый менеджер может
варьировать любым параметром в
схеме, однако наиболее существенным является
величина скидки, которая устанавливается
разными способами с
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств,
вложенных в дебиторскую
- структура дебиторов
по различным признакам,
- схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств,
- схема контроля и принципы
резервирования сомнительных
- система принятия мер к недобросовестным/ неисполнительным покупателям.
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления предприятия. Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0 - 30; 31 - 60; 61 - 90; 90 - 120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Можно выделить три самостоятельных объекта учета, наиболее существенных с позиции их влияния на текущее финансовое состояние предприятия: основные средства, производственные запасы, дебиторская задолженность. Охарактеризуем некоторые общие подходы к управлению дебиторской задолженностью в условиях инфляции.
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.
Во-первых, чем длительнее
период погашения дебиторской
Во-вторых, в условиях инфляции
возвращаемые должниками денежные средства
в известной степени
В-третьих, дебиторская задолженность
представляет собой один из видов
активов предприятия, для финансирования
которого нужен соответствующий
источник; поскольку все источники
средств имеют собственную
Именно этими обстоятельствами
обусловлено широкое
Заключение
Финансовое состояние
предприятия (ФСП) - это сложная экономическая
категория, отражающая на определенный
момент состояние капитала в процессе
его кругооборота и способность
субъекта хозяйствования к саморазвитию.
В процессе операционной, инвестиционной
и финансовой деятельности происходит
непрерывный процесс