Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 06:45, контрольная работа

Описание работы

В процессе своей повседневной хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные виды отношений с юридическими и физическими лицами. Оно заключает и осуществляет сделки, выполняет обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством. В результате такой деятельности появляются денежные обязательства, подлежащие исполнению (кредиторская задолженность). И наоборот, у других лиц возникают долги по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия……………………………………………………………5
2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности…………..13
3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Управление фин-ми 1.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с  помощью кредитной карточки либо дебетовой карточки. В соответствии с постановлением Правительства  РФ в настоящее время юридические  лица вправе рассчитываться между собой  наличными деньгами только в том  случае, если сумма по одному платежу  не превышает 10 тыс. руб. (деноминированных).

Правила проведения и формы  безналичных расчетов в общем регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения - Центральным банком России. Законодательством определен общий срок безналичных расчетов: он не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ.

Управление кредиторской задолженностью подразумевает следующие  мероприятия (после анализа состояния  кредиторской задолженности):

- следить за соотношением  кредиторской и дебиторской задолженности.  Значительное повышение последней  создает угрозу финансовой устойчивости  организации, делает необходимым  для погашения возникающей кредиторской  задолженности привлечение дополнительных  источников финансирования;

- контролировать состояние  расчетов по просроченным задолженностям;

- поскольку в условиях  инфляции всякая отсрочка платежа  приводит к тому, что предприятие  реально получает лишь часть  стоимости выполненных работ,  необходимо расширить систему  авансовых платежей. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «Прочие дебиторы» [18, с. 295].

Управление дебиторской  задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Необходимая для анализа  информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство «Дан энд Брэдстрит» (Dun & Bradstreet) имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная) и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Термин «продажа в кредит» в данном случае является неким условным термином, означающим, что оплата товара, работ, услуг осуществляется не за наличный расчет. По отношению к промышленному предприятию правильнее было бы говорить о «продаже с отсрочкой платежа», если договором или системой расчетов предусматривается единовременное поступление денег по истечении некоторого периода с момента поставки продукции. В торговле под продажей в кредит обычно подразумевают продажу товаров населению, когда стоимость покупки погашается частями в течение определенного времени [30, с. 186-188].

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие  должно определиться по следующим ключевым вопросам.

1. Срок предоставления  кредита.

Чаще всего применяются  стандартизованные по условиям оплаты, в том числе и продолжительности  кредитования, договоры, тем не менее возможны и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

2. Стандарты кредитоспособности.

Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.

3. Система создания резервов  по сомнительным долгам.

При заключении договоров  предприятие рассчитывает на своевременное  поступление платежей. Однако не исключены  варианты появления просроченной дебиторской  задолженности и полной неспособности  покупателя рассчитаться по своим обязательствам.

Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать  источники для покрытия убытков  и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового  состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных  с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному  анализу.

В нашей стране опыт в  исчислении резерва по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют  резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

Так, американская компания «US Street» начисляет резерв в размере 0,78%, корпорации «Eastmen Kodak», «General Electric» - 3-6%. Проведенное Министерством торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность.

При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской  задолженности со сроком погашения  до 30 дней около 4% относится к разряду  безнадежной; 31-60 дней - 10%; 61-90 дней -17%; 91-120 дней - 26%; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4% [15, с. 526-527].

4. Система сбора платежей.

Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:

а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий  оплаты,

б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений,

в) системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых  скидок.

В предыдущем пункте делался  акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют  методы поощрения, к которым в  данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение  скидки с отпускной цены. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k чисто n» (d/k net n), означающая:

а) покупатель получает скидку в размере (1% в случае оплаты полученного  товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

в) в случае неуплаты в  течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Предоставление скидки выгодно  как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с  ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию  денежных средств.

Финансовый менеджер может  варьировать любым параметром в  схеме, однако наиболее существенным является величина скидки, которая устанавливается  разными способами с использованием некоторых формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и  сокращение расходов на поддержание  источников финансирования дебиторской  задолженности.

Система управления дебиторской  задолженностью требует постоянного  контроля по ряду параметров. К ним  относятся:

время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность,

- структура дебиторов  по различным признакам, применяемые  схемы расчетов с покупателями  и возможность их унификации,

- схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств,

- схема контроля и принципы  резервирования сомнительных долгов,

- система принятия мер  к недобросовестным/ неисполнительным  покупателям.

Процедуры принятия решений  в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный  характер и нарабатываются по мере становления предприятия. Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0 - 30; 31 - 60; 61 - 90; 90 - 120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

Можно выделить три самостоятельных  объекта учета, наиболее существенных с позиции их влияния на текущее  финансовое состояние предприятия: основные средства, производственные запасы, дебиторская задолженность. Охарактеризуем некоторые общие  подходы к управлению дебиторской  задолженностью в условиях инфляции.

Дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.

Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как  и в любой другой актив). Это  следствие основного принципа деятельности предприятия: деньги, вложенные в  активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем  выше, чем выше оборачиваемость.

Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются, «облегчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким  уровнем инфляции.

В-третьих, дебиторская задолженность  представляет собой один из видов  активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий  источник; поскольку все источники  средств имеют собственную стоимость, поддержание ее определенного уровня сопряжено с соответствующими затратами [30, с. 186-188].

Именно этими обстоятельствами обусловлено широкое распространение  на Западе упомянутой выше системы  скидок при продаже продукции. Отметим, что в расчетах может использоваться либо темп инфляции, либо индекс цен на продукцию данного предприятия. Подобные расчеты должны носить систематический и периодичный характер. В заключение отметим, что все вышеизложенное еще раз подтверждает насколько важным для финансового менеджера является понимание методов оценки и учета отдельных активов, применяемых в системе бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовое состояние  предприятия (ФСП) - это сложная экономическая  категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность  субъекта хозяйствования к саморазвитию. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств  и источников их формирования, наличие  и потребность в финансовых ресурсах и как следствие - финансовое состояние  предприятия, внешним проявлением  которого выступает платежеспособность. Устойчивое финансовое состояние достигается  при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточно уровне рентабельности с  учетом операционного и финансового  риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких  возможностях привлечения заемных  средств. На устойчивость предприятия  оказывают влияние различные  факторы: положение предприятия  на товарном рынке; производство и выпуск дешевой, качественной и пользующейся спросом на рынке продукции; его  потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних  кредиторов и инвесторов; наличие  неплатежеспособных дебиторов; эффективность  хозяйственных и финансовых операций и т. п.

Информация о работе Управление финансами