Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней, обстоятельной оценки современных теорий и концепций в национальной и зарубежной экономической науке, применения современных принципов, подходов и практического анализа раскрыть вопрос управления финансами в целом и в частности в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решены следующие задачи:
- исследовать сущность управления финансами;
- проанализировать процесс управления финансами;
- подвергнуть разбору органы управления финансами;
- проанализировать деятельность Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам РБ.

Содержание работы

Введение ...…………………………………………………………….………….4
1 Содержание и звенья управления финансами………………...............……...5
1.1 Общее понятие об управлении финансов.……..……....…………….....5
1.2 Процесс управления финансами……………….......…………………....7
1.2.1 Финансовое планирование и прогнозирования…………………..7
1.2.2 Оперативное управление…………………………………………..8
1.2.3 Финансовый контроль……………………………………………...8
2 Органы управления финансами……………………………………………...11
2.1 Органы общего управления финансами……………………………….11
2.2 Органы оперативного управления финансами………………………..12
2.3 Органы отраслевого управления финансами…………………….........12
3 Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по
налогам и сборам РБ………………………………………………………….....14
3.1 Место Министерства финансов республики Беларусь в
составе органов управления финансами………................................................14
3.2 Задачи и функции Министерства по налогам и сборам РБ…………..16
Заключение …………...........................................................................................17
Список использованных источников .................................................................19
Приложение А. Система управления государственными финансами
РФ……..………………………………………………………………………......21

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...…………………………………………………………….………….4

1 Содержание и звенья управления финансами………………...............……...5

     1.1 Общее понятие об управлении финансов.……..……....…………….....5

      1.2 Процесс управления финансами……………….......…………………....7

         1.2.1 Финансовое планирование и прогнозирования…………………..7

          1.2.2 Оперативное управление…………………………………………..8

           1.2.3 Финансовый контроль……………………………………………...8

2 Органы управления финансами……………………………………………...11 

      2.1 Органы общего управления финансами……………………………….11

      2.2 Органы оперативного управления финансами………………………..12

      2.3 Органы отраслевого управления финансами…………………….........12

3 Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по  

налогам и сборам РБ………………………………………………………….....14

      3.1 Место  Министерства финансов республики  Беларусь в

 составе органов  управления финансами………................................................14

      3.2 Задачи  и функции Министерства по  налогам и сборам РБ…………..16

Заключение …………...........................................................................................17

Список использованных источников .................................................................19

Приложение А. Система управления государственными финансами

РФ……..………………………………………………………………………......21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Безусловно, ни одно государство  не может существовать без финансовой системы, которая должна быть как  можно более эффективной. Ведь именно финансы, за счет централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, основывающихся на распределенной и перераспределенной части внутреннего валового продукта, обеспечивают расширение воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей. Для обеспеченья эффективности финансового системы, требуется комплекс мер и приемов, направленных на непрерывный анализ и контроль финансового механизма государства, отслеживание всех его изменений, и при необходимости своевременное и компетентное вмешательство в его функционирование. А также институты, которые приводили бы эти меры и приемы в жизнь. В совокупности все это составляет систему управления финансами.

Управленческая деятельность всегда имеет в себе ряд проблем и сложностей, тем больше их в такой важной сфере, как финансовая. Всестороннее изучение вопроса управления финансами поможет понять суть финансовой деятельности, финансового механизма, финансовой системы в целом  и в РБ в частности и лучше понимать все их тонкости.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней, обстоятельной оценки современных теорий и концепций в национальной и зарубежной экономической науке, применения современных принципов, подходов и  практического анализа раскрыть вопрос управления финансами в целом и в частности  в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью в работе последовательно  решены следующие задачи:

- исследовать сущность  управления финансами;

- проанализировать процесс управления финансами;

- подвергнуть разбору органы управления финансами;

- проанализировать деятельность Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам РБ.

Информационную базу исследования составили материалы  периодической печати, законодательные  и нормативные акты Республики Беларусь, а так же работы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу (М.К. Воробьев, Ван Хорн, Н.Е. Заяц, Г.Б. Поляк, В.П. Литовченко, П.И. Вихрин, М.В. Романовский, А.М. Ковалева, В.М. Ливенский и др.).

 

1 Содержание и звенья управления финансами

 

1.1 Общее понятие об управлении финансами

 

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. [4, с. 67]

Управление финансами - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйствующих субъектов для достижения и поддержания сбалансированности и устойчивости финансовой системы. Управление финансами включает управление бюджетами, внебюджетными фондами, государственным кредитом и другими звеньями финансовой системы.

Система управления финансами  осуществляется через проведение комплекса мероприятий, направленных на эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев.

Государственное управление финансами является одной из основных функций любого государства, ее реализация осуществляется через создание адекватного экономическим условиям финансового механизма. [21, с. 36]

По своему содержанию процесс управления финансами - это  создание, применение, проверка, соблюдение, изучение, анализ и совершенствование  форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов в объективные финансовые отношения.

Финансы могут выступать  как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы  являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. [14, с. 48]

В общем же, субъект  управления – совокупность государственных  органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей  деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект – виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и перераспределением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. финансовый механизм. [22, с. 447]

Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов финансовых отношений. Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, методов финансового планирования, финансового законодательства (в том числе системных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

Существует два типа финансового механизма директивный  и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство: налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  поведения в такой сфер финансов, где интересы государства прямо  не затрагиваются, например, при организации  внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. [21, с. 38]

Цель управления финансами  является финансовая устойчивость и  финансовая независимость, проявляющиеся  в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости Национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Конкретными методами и  формами управления финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование
  • финансовый контроль;
  • принятие финансового законодательства;
  • система методов мобилизации финансовых ресурсов. [20, с. 82]

Для примера система управления финансами РФ представлена в Приложении А.

 

 

1.2 Процесс управления финансами

 

1.2.1 Финансовое  планирование и прогнозирование

 

Процесс управления финансами  заключается в выполнении 3 основных функций:

  1. финансового прогнозирования и планирования;
  2. оперативного управления;
  3. финансового контроля. [21, с. 447]

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности. Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства,  и доходами, оставшимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной доходов до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объедены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, фонды и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Финансовое прогнозирование  – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики определенного периода развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

  • построение экономических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;
  • корреляционно-регрессионный анализ;
  • метод непосредственной экспертной оценки. [20, с. 83]

 

1.2.2 Оперативное управление

 

Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель – получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков и др. [13, с. 93]

 

1.2.3 Финансовый контроль

 

Финансовый контроль – контроль законодательных и  исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль над соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т.е. объект финансового контроля – денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функции финансов, он призван обеспечить интересы и права, как государства, так и всех других экономических субъектов.

Информация о работе Управление финансами