Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней, обстоятельной оценки современных теорий и концепций в национальной и зарубежной экономической науке, применения современных принципов, подходов и практического анализа раскрыть вопрос управления финансами в целом и в частности в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решены следующие задачи:
- исследовать сущность управления финансами;
- проанализировать процесс управления финансами;
- подвергнуть разбору органы управления финансами;
- проанализировать деятельность Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам РБ.

Содержание работы

Введение ...…………………………………………………………….………….4
1 Содержание и звенья управления финансами………………...............……...5
1.1 Общее понятие об управлении финансов.……..……....…………….....5
1.2 Процесс управления финансами……………….......…………………....7
1.2.1 Финансовое планирование и прогнозирования…………………..7
1.2.2 Оперативное управление…………………………………………..8
1.2.3 Финансовый контроль……………………………………………...8
2 Органы управления финансами……………………………………………...11
2.1 Органы общего управления финансами……………………………….11
2.2 Органы оперативного управления финансами………………………..12
2.3 Органы отраслевого управления финансами…………………….........12
3 Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по
налогам и сборам РБ………………………………………………………….....14
3.1 Место Министерства финансов республики Беларусь в
составе органов управления финансами………................................................14
3.2 Задачи и функции Министерства по налогам и сборам РБ…………..16
Заключение …………...........................................................................................17
Список использованных источников .................................................................19
Приложение А. Система управления государственными финансами
РФ……..………………………………………………………………………......21

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Объектом финансового  контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при  формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверки выступают такие показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки)

Важную роль в обеспечении  качества финансового контроля играет уровень организации учета в  стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.

 В зависимости от  субъектов, осуществляющих финансовый  контроль, различают:

  • общегосударственный контроль (органами государственной власти);
  • ведомственный контроль (контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций);
  • внутрихозяйственный контроль (экономическими и хозяйственными службами предприятий и организаций). Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
  • общественный контроль осуществляют непосредственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ним задач;
  • независимый контроль (аудиторскими фирмами и другими специальными службами).

По времени проведения финансовый контроль делится на предварительный и последующий.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на :

  • проверки, производимые по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основании отчетных, балансовых и расходных документов;
  • обследование, охватывающие отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. Могут проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.;
  • надзор, проводимый контролирующими органами за экономическими субъектами с лицензиями на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.;
  • экономический анализ, имеющий целью деятельное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов;
  • ревизии – наиболее распространенный вид финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизии по полноте охвата хозяйственной деятельности подразделяются на полные и частичные, тематические и комплексные ревизии.

 

 

2 Органы управления  финансами

 

2.1 Органы общего  управления финансами

 

 

Управление финансами осуществляют специальные органы. Чаще всего в  современной учебной литературе органы финансов подразделяются на три группы:

      1. органы общего управления;
      2. органы оперативного управления;
      3. органы отраслевого управления финансами.

К органам общего или  законодательного управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль над соблюдением финансового законодательства.

Президент РБ как глава  государства, исходя из положения Конституции  и законов РБ, обеспечивает в области  финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, на основе которых проводится финансовая политика.

Кроме того, Президент РБ:

  • после принятия Парламентом бюджета, утверждает его;
  • издает указы и распоряжения по вопросам формирования и использования бюджета, по финансированию государственных расходов и внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы;
  • осуществляет через комитет государственного контроля контроль над эффективностью использования государственной собственности.

Парламент Республики Беларусь (национальное собрание) устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет, финансовое законодательство.

Совет Министров Республики Беларусь выступает как единый центр  управления финансами. [14, с. 48]

 

 

2.2 Органы оперативного  управления финансами

 

 

Органами оперативного управления финансами в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых  на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта  при минимуме затрат.

Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю над финансовой деятельностью. [14, с. 48]

 

 

2.3 Органы отраслевого  управления финансами

 

 

К органам отраслевого  управления финансами относятся  финансовые управления, финансовые отделы министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Аппарат управления хозяйствующих  субъектов может быть представлен такими органами, как финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.

В их задачи входят:

  • планирование финансовых ресурсов;
  • распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам;
  • управление кассовой наличности;
  • планирование структуры капитала;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • решение вопросов дальнейшего развития предприятия.

Исходя из административно-территориального деления аппарат управления местными финансами (финансовые управления, отделы исполкомов, областей, регионов, городов) решает вопросы финансовой деятельности на соответствующей территории. Его задачами являются:

  • составление проектов бюджета данной территории и обеспечение его исполнения;
  • финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
  • организация финансовой деятельности;
  • анализ и прогнозирование развития экономики и финансов, административной единицы;
  • организация проведение финансового контроля;
  • организация учета и отчетности в области финансов, анализ состояния денежного обращения.

Важное место в системе  управления финансами занимает автоматизированная система управления финансами. Это  позволяет быстро и в полном объеме обрабатывать необходимую для управления информацию, своевременно вырабатывать научно-обоснованные управленческие решения в области финансовой деятельности. [13, с.52]

 

 

3 Министерство  финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам РБ их функции, задачи и права

 

3.1 Место Министерства  финансов Республики Беларусь  в составе органов управления  финансами

 

 

Основными задачами Министерства финансов Республики Беларусь являются:

  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода;
  • создание и развитие прогрессивных рыночных форм и структур;
  • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством и предприятиями, учреждениями и гражданами;
  • эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики;
  • контроль за соблюдение финансовой и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;
  • разработка методологии, отчетности и контроля над соблюдением ведомственного контроля над министерствами и другими центральными органами управления;
  • финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь;
  • регулирование внешней государственной задолженности;
  • контроль над соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

В соответствии с возложенными на него задачами министерство финансов выполняет следующие функции:

  • методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике;
  • изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства;
  • разработка предложение по совершенствованию финансового механизма и увеличение дохода бюджета;
  • определение порядков и сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджета для разработки проекта республиканского  бюджета и нормативных отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местных бюджетах;
  • составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь; осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
  • проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов;
  • анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования;
  • являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль над их работой.

Исходя из решений  новых задач, вытекающих из перестройки  системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь проводит периодическую реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе министерства имеются:

  • департамент государственных знаков;
  • главное управление бюджетной политикой;
  • главное управление налоговой политикой и доходов бюджета;
  • главное управление финансирования социальной сферы и науки;
  • главное управление финансов производственной сферой;
  • главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга;
  • главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;
  • главное управление финансирования государственных правоохранительных органов и обороны;
  • главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • главное направление страхового надзора;
  • главное государственное казначейство;
  • главное контрольно-ревизионное управление;
  • управление финансами агропромышленного комплекса;
  • управление аудита и др.

Каждое управление осуществляет свою деятельность в рамках своих  функциональных обязанностей. [14, с. 51]

 

 

3.2 Задачи и  функции Министерства по налогам  и сборов РБ

 

 

Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь заменило прежний государственный налоговый комитет, функционально вошло в структуру Совета Министров. Основными направлениями его деятельности являются:

  • контроль над соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве;
  • контроль над декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
  • подготовка налоговых соглашений с другими государствами;
  • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет и др. [14, c. 23]

Информация о работе Управление финансами