Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:59, контрольная работа
Управление финансовой системой РФ — это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти и реализации Конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных специальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.
2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику. "Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (сро уплаты, способ платежа, сумма платежей)".
3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. "Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его".
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. "Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства".
В налоговой системе
должна быть определена ответственность
за уклонение от уплаты налогов.
И наконец, налоги должны
быть разделены по уровням изъятия: федеральный,
муниципальный (местный) и т.п.
3. РФ по своей форме государственного устройства
является федеративным государством.
Существует три уровня органов государственного
и местного управления. Поэтому для такого
государственного устройства характерна
особая система финансовых взаимоотношений
этих органов.
Бюджетный
федерализм это система налогово-бюджетных отношений
органов власти различных уровней в процессе
формирования доходов бюджетов и финансирования
расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет
собой особые межбюджетные отношения,
которые возникают на основе движения
бюджетных ресурсов
Бюджетный федерализм отражает характер распределения и перераспределения налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов Российской Федерации, и входящих в них муниципальных образований.
Проблема федерализма – это проблема сочетания, гармонизации общефедеральных (общенациональных) интересов с интересами региональными (субъектов РФ). Ядром проблемы федерализма в любом государстве является проблема бюджетного федерализма. Это объясняется тем, что в федеративных государствах региональные интересы могут быть осознаны, воплощены в программы и бесконфликтно в политическом отношении реализованы, в частности, только при наличии финансово-независимых и самодостаточных составных частей этого федеративного государства. В противном случае будет наблюдаться стремление регионов к государственной самостоятельности, нагнетаемое национальными, религиозными, а затем и интересами иного порядка.
Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ
В соответствии с “Программой развития бюджетного федерализма совершенствование межбюджетных отношений в РФ будет проводиться по следующим направлениям:
Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения, неупорядоченностью территориального организации муниципальных образований.
В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.
В области разграничения налоговых полномочий планируется существенно повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма.
Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Кроме того, в результате реализации “Программы” финансовая помощь должна выделяться в соответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) и прозрачности методик расчета.
4. Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Долговые обязательства РФ могу
кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени РФ как заемщика, с кредитными
организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
договоров и соглашений о получении РФ
бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от
бюджетов других уровней бюджетной системы
РФ; договоров о предоставлении РФ государственных
гарантий; соглашений и договоров, в том
числе международных, заключенных от имени
РФ, о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года),среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет
В объем государственного внутрен
основная номинальная
сумма долга по государственным ценным
бумагам РФ;
объем основного долга
по кредитам, полученным РФ;
объем основного долга
по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам,
полученным РФ от бюджетов других уровней;
объем обязательств
по государственным гарантиям, предоставленным
РФ.
В объем государственного
внешнего долга РФ включаются:
объем обязательств
по государственным гарантиям, предоставленным
РФ;
объем основного долга
по полученным РФ кредитам правительств
иностранных государств, кредитных организаций,
фирм и международных финансовых организаций.
5. Список документов, представляемых вместе с проектом бюджета исполнительной властью на рассмотрение в орган законодательной власти, в той или иной степени одинаков для всех, хотя и в этой области РФ и муниципальные образования обладают значительной самостоятельностью. Как правило, обязательно вместе с проектом бюджета в орган законодательной (представительной) власти вносятся такие документы как:
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
Перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
6. Поскольку банковская система находится в постоянном движении, она неизбежно развивается. Это развитие происходит как в историческом аспекте, так и с позиции ее современного положения. В историческом плане банковская система развивается под влиянием следующих факторов:
1) степень зрелости товарно-материальных отношений;
2) целевое назначение и социальная направленность общественного и экономического порядка;
3) законодательная база;
4) изменение сущности и роли банка в экономике.
Заметным фактором в развитии банковской системы является межбанковская конкуренция. Вступая в борьбу за клиента, банки вынуждены улучшать качество обслуживания, расширять сферу предоставления банковских услуг и предлагать рынку новые банковские продукты. В условиях рыночной экономики такая конкуренция способствует развитию банковской системы. В законодательстве данных стран содержатся специальные положения, сдерживающие образование монополизма в банковской сфере, поскольку считается, что монополизм как антипод конкуренции не содействует развитию банковского рынка.
Система страхования вкладов (ССВ) — механизм защиты вкладов физических лиц в банках путём их страхования (гарантирования). Наличие ССВ повышает доверие населения к банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.
С момента начала работы ССВ максимальный размер страхового возмещения в России вырос в 7 раз. Вначале он составлял 100 000 руб., с 9 августа 2006 года был увеличен до 190 000 руб., с 26 марта 2007 года — до 400 000 руб., а с 1 октября 2008 года — до 700 000 руб.
7. Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений. Кредит как экономическая категория имеет несколько форм. Внутри каждой из форм выделяются виды кредита, которые формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления кредита, его срока, обеспеченности возврата и др.
Кроме сущностных характеристик, кредитный механизм включает в себя более конкретные формы. В зависимости от выбранного критерия классификации можно выделить следующие наиболее важные формы кредита:
организациями и банками (банковский кредит), между государством и населением (государственный кредит), между предприятиями (коммерческий кредит), между банками и населением (потребительский кредит), между государствами и финансово-кредитными организациями (международный кредит) и т.д.