Управление госдолгом рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.45 Кб (Скачать файл)
  1. Теоретические основы государственного долга РФ

 

    1. Сущность государственного долга

 

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг – это долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ. Он полностью и без условий  обеспечивается всем, находящимся в  Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну  и подлежит погашению в форме  основного долга и начисленных  на него процентов.

Государственный долг возникает  в такой момент развития государства, когда его расходы начинают превышать доходы, то есть бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Под которыми согласно пункту 1 статье 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

2)  государственные ценные  бумаги, выпускаемые от имени  РФ;

3) бюджетные кредиты, привлеченные  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

4)  государственные гарантии  РФ;

5) иные долговые обязательства,  ранее отнесенные в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг РФ.

По срокам долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

- краткосрочными (до одного года);

- среднесрочными (от одного года до пяти лет);

- долгосрочными (от пяти до тридцати лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые  определяются конкретными условиями  займа и не могут превышать  тридцать лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

В зависимости от рынка  заимствований и валюты возникающих  обязательств государственный долг делится на:

- внутренний;

- внешний.

Ниже рассмотрим подробнее каждый из них.

В зависимости от признака государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.

1) Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

2) Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

3) Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.      

Согласно существующим уровням  государственной власти различают  так же государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Муниципальный долг — это  совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без  условий обеспечиваемая всем муниципальным  имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства  муниципального образования в соответствии со ст. 100 Бюджетного кодекса РФ могут  существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным  образованием;

б) займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

в) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального образования  по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

г) долговых обязательств юридических  лиц, переоформленных в муниципальный  долг на основе правовых актов органов  местного самоуправления.

Долговые обязательства  муниципального образования погашаются в сроки, определенные условиями  заимствования, и не могут превышать 10 лет.

Среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Так как государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и многое другое. Возможности эффективного использования государственного долга во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Внешний государственный долг

 

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

В структуре внешнего долга  России, можно выделить следующие  основные элементы:

1. Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина, и другие советские долги. В дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

2. Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВВЗ и другие российские долги.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Все внешние государственные  заимствования можно представить  в следующей схеме:

 





 


 



 




 

 

 

 

Рисунок 1- . Структурная схема российского внешнего долга.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации  понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных  государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Внутренний государственный долг

 

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие  основные элементы:

1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

2) нерыночные долговые обязательства — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

- некоторые виды займов, размещенных среди населения;

- целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

- задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ, включая задолженность по процентам;

- задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг.

3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Статья 98.1 БК РФ, введенная  Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного  срока не предъявит к погашению  долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями  обязательства и нормативными правовыми  актами действия, то долговое обязательство  считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная  гарантия России, считается полностью  прекращенным и списывается с  государственного внутреннего долга  РФ по истечении срока данной гарантии.

Информация о работе Управление госдолгом рф