Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа
В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ).
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
1.4 Управление государственным долгом
Управление
государственным и
Управление
государственным долгом
– в формировании политики в отношении государственного долга;
– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением
государственным долгом в
Цели управления государственным и муниципальным долгом следующие:
1) Экономические - минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.
2) Политические – поддержание стабильности функционирования политической системы.
3) Социальные – своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
4) Обеспечение национальной безопасности – чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.
Цикл управления
государственным долгом
На первом
этапе закладываются пределы
объемов внутреннего и
На втором
этапе «формируется программа
эмиссии государственных и
На третьем
этапе проводится размещение
облигаций и регулирование
Четвертый
этап характерен для развития
Российской Федерации после
На пятом
этапе исполняются
С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
Рассмотрим основные методы управления внешним долгом. К таким методам относятся:
- консолидация – пересмотр
условий погашения
- реструктуризация –
основанное на соглашении
Другими словами,
Реструктуризация внешнего
долга может быть проведена с
частичным списанием суммы
- рефинансирование- погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга.
– конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
- секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
– аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Из всего многообразия
существующих методов управления государственным
долгом в Бюджетном кодексе Российской
Федерации получил определение
только метод реструктуризации. Статья
101 Бюджетного кодекса «Управление
государственным долгом»
Согласно данной статье управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.
Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.
2.1 Анализ внешнего государственного долга
В последние годы, благодаря
благоприятной конъюнктуре По абсолютным показателям внешний государственный долг РФ - один из самых низких в Европе. А по относительным показателям -один из самых низких в мире, составляя лишь 2,5% от объема ВВП. Но такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг РФ неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, он достиг 129 млрд. долл. США, что составляло 146,4 % от ВВП страны. После этого, начиная с 2000 года началось его быстрое снижение, благодаря грамотной политики правительства и росту цен на энергоносители. На 1 января 2012 года внешний государственный долг составил 35 млрд. 801,4 млн. дол. США, что на 10,4% меньше, чем на начало прошлого года.По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг составлял 39 млрд. 956,9 млн. долл. США. Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года представлено в таблице 1.
Таблица 1. Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года.
Но согласно федеральному
закону «О федеральном бюджете на
2012 год и на плановый период 2013 и
2014 годов» для борьбы с бюджетным
дефицитом правительство Однако зампредседателя Общественного совета при министерстве финансов Евсей Гурвич опасается за скорость роста внешнего долга. Особенно в том случае, если уровень дефицита бюджета станет хроническим. "Тогда и долговая проблема будет обостряться", - говорит Гурвич. А это, по его словам, ослабит макроэкономическую стабильность, начнут повышаться процентные ставки, увеличиваться расходы по обслуживанию долга, затормозится рост экономики. Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, по словам Гурвича, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке. Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года показана на рисунке 2. Рисунок 2. Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года На сегодняшний день внешней долг Российской Федерации складывается из: - задолженности Парижскому клубу; - задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб; - задолженности перед
странами СЭВ (Совет - задолженности международных финансовых организаций; - коммерческой задолженности СССР ; - рыночных займов (еврооблигаций); - предоставления гарантий
Российской Федерации в На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов. Структура внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 2 Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года
В данной таблице
отражены все задолженности По данным видно, что задолженность по внешним облигационным займам составляет больше половины долга, а именно 81,5%. Рассмотрим структуру внешнего долга РФ на 2013 год, представленную на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура внешнего долга Российской Федерации на 01.03.2013 года. В данной диаграмме прослеживается заметное снижение долга, выраженного в процентах. Особенно заметно снижение долга по еврооблигационным займам, в отличии от 2012 года, где они составляли 81,5%, здесь они равны 69%. Что положительно характеризует бюджетную политику нашего государства. Основная сумма внешнего долга органов государственного управления России образовалась в период руководства страной М. Горбачева и Б. Ельцина. Грубо говоря, наша страна во время их присутствия у власти ходила по миру с протянутой рукой. Подавали под проценты, но при этом еще и ставили определенные условия, которые играли против нас. Так, например, МВФ свои кредиты сопровождал такими условиями: раздробление естественных монополий, либерализация внешней торговли, либерализация экспорта нефти, снижение таможенных пошлин на импорт и многие другие. Уменьшение размеров по внешнему долгу началось с приходом к власти В.В. Путина. В основном это связано с ростом мировых цен на экспортируемое из России сырье и металлы. 2.2 Анализ внутреннего государственного долга Стремительное погашение внешнего государственного долга в последние годы, непосредственно связанно с нарастанием внутренней задолженности. Так как основным источником погашения внешних займов являются внутренние государственные заимствования. Внутренние займы менее
опасны для экономики страны,
чем внешние, так как утечки
товаров и услуг, за границу,
при погашении внутреннего Таким образом, объем внутреннего государственного долга за год вырос на 1,25 трлн. руб., или на 42,5%. Из общей суммы долг в государственных бумагах составлял 3,55 трлн руб. (рост за год на 44%), объем государственных гарантий составляет 0,64 трлн руб. (рост на 35%). Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года показано в таблице 3. Таблица 3. Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года
Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» внутренний долг будет продолжать расти и к концу 2014 года вырастит в 2,2 раз. К концу 2013года он должен составить 7,87 трлн. руб., в 2014 году 9,22 трлн. руб. что равно 14,5% от ВВП страны. Постоянно растущая внутренняя
задолженность оказывает Динамика роста внутреннего государственного долга с 2012 по 2014 года представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика роста внутреннего государственного долга с 2012 по 2014 года Современный внутренний долг Российской Федерации складывается из: - государственных - государственных - облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД); - облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД); - облигаций внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ); - предоставления гарантий Российской Федерации в валюте РФ. Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 4 Таблица 4. Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года
Схематично это будет выглядеть следующим образом:
Рисунок 5. Внутренний долг РФ на 1 января 2012 года в %. Если сравнивать представленную выше структуру внешнего долга на 1 января 2012 года со структурой на 1. 04.2013 года, изображенную на рисунке 6, то можно заметить, что объемы облигационных займов почти не изменились, в отличии от облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). На начало 2012 года их размер составлял 44%, а на начало 2013 года уже 55%,такой стабильный быстрый рост играет против финансовой системы Российской Федерации.
Рисунок 6. Государственный внутренний долг РФ на 01.04.2013года. Негативное влияние увеличения
государственных заимствований
на производственные инвестиции является
одной из наиболее важных общеэкономических
проблем, которые вызывают рост государственного
долга. Предприятия отраслей, определяющих
экономическое положение Долгосрочные последствия такой политики пока не вполне ясны, но внутренняя противоречивость сложившейся ситуации России с её ослабленной экономикой и спадом производства очевидна. Нужно найти тонкий компромисс между финансовыми интересами государства и потребностями производственного сектора экономики. 2.3 Влияние государственного долга на экономику страны Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Воздействие большого государственного
долга на состояние экономики
характеризуют следующие процентные выплаты по
государственному долгу требуют
соответствующих бюджетных повышаются налоговые ставки, для обслуживания государственного долга. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе; происходит рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту; возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков; погашение внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике; образуется неравенство
в доходах, так как самая большая
часть государственных Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции, золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания долга. На сегодняшней день общий долг России составляет 178,8 млрд. долларов США из них 16% - внешние займы, а 84% - внутренние. Такое преобладание внутреннего долга над внешним следствие обдуманной политики правительства. Так как внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается путем продажи товаров другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста и тем самым снижает уровень жизни. И пока внешний долг будет иметь место в России, наша экономика не сможет полноценно развиваться из за постоянных утечек средств за границу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||