Управление госдолгом рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.45 Кб (Скачать файл)

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определен  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Долговые обязательства  России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  РФ (в Кодексе указанные книги  обозначены единым понятием – Государственная  долговая книга РФ).

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Управление государственным долгом

 

     Управление  государственным и муниципальным  долгом представляет собой совокупность  мероприятий государства и органов  самоуправления по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению условий и выпуску  новых государственных и муниципальных  ценных бумаг.

     Управление  государственным долгом заключается:

– в формировании политики в отношении государственного долга;

– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

     Под управлением  государственным долгом в узком  смысле понимается совокупность  мероприятий, связанных с выпуском  и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию  государственного долга, а также  регулированию рынка государственных  ценных бумаг.

Цели управления государственным  и муниципальным долгом следующие:

1) Экономические - минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

2) Политические – поддержание стабильности функционирования политической системы.

3) Социальные – своевременное  финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

4) Обеспечение национальной безопасности – чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

     Цикл управления  государственным долгом состоит  из пяти этапов, в каждом из  которых выполняются определенные  задачи.

     На первом  этапе закладываются пределы  объемов внутреннего и внешнего  долгов, заимствований, пределы предоставления  гарантий.

     На втором  этапе «формируется программа  эмиссии государственных и муниципальных  ценных бумаг и определяются  конкретные параметры предстоящих  заимствований  по срокам обращения,  уровню вероятной доходности, порядку  выплаты доходов, ограничениям  на владельцев, порядок размещения  и другие условия, делающие  каждое заимствование привлекательным  для инвесторов – резидентов  и нерезидентов. От качества выполнения  работ на этом этапе зависит,  в частности, наличие или отсутствие  в перспективе пиков платежей  по долгам, а также своевременное  поступление ресурсов для погашения  ранее произведенных заимствований  в порядке их рефинансирования.

     На третьем  этапе проводится размещение  облигаций и регулирование котировок  по государственным и муниципальным  долговым обязательствам на вторичном  долговом рынке. Воздействие на  котировки по государственным  и муниципальным облигациям позволяет  регулировать бюджетную эффективность  проводимых заимствований и размер  текущего (внутреннего и внешнего) долга.

      Четвертый  этап характерен для развития  Российской Федерации после распада  СССР и связан с проведением  мероприятий, необходимость которых  определяется наличием проблемных  долгов  или кризисных долговых  ситуаций.

      На пятом  этапе исполняются первоначальные  или скорректированные графики  платежей  по обслуживанию и  погашению государственных и  муниципальных внутренних и внешних  долгов.

 С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

Рассмотрим основные методы управления внешним долгом. К таким методам относятся:

- консолидация – пересмотр  условий погашения задолженности,  который может быть реализован  либо путем изменения условий  погашения действующих долговых  обязательств (реструктуризация), либо  путем рефинансирования существующей  задолженности;

- реструктуризация –  основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих  государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых  обязательств иными долговыми  обязательствами, предусматривающими  другие условия обслуживания  и погашения обязательств.

 Другими словами, реструктуризация  – это составление нового, более  выгодного для должника графика  выплаты долга, чем это предусмотрено  первоначальным соглашением. При  этом обычно предоставляется  льготный период, когда уплачиваются  только проценты, а также увеличивается  срок выплаты основного долга.  Происходит перенос на более  поздние сроки платежей по  краткосрочным долгам.

Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с  частичным списанием суммы основного  долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или  частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения  долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

- рефинансирование- погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве  нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга.

– конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

- секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;

– аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным  долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение  только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление  государственным долгом» посвящена  только организационному аспекту управления государственным долгом.

Согласно данной статье управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Эффективное применение методов  управления госдолгом приведет к  снижению выплачиваемых процентов  по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.

Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ государственного долга на примере РФ

 

2.1 Анализ внешнего  государственного долга

 

В последние годы, благодаря  благоприятной конъюнктуре мировых  сырьевых рынков, а также грамотной  политике правительства в монетарной и фискальной сферах, долговое бремя  Российской Федерации значительно  сократилось. Если раньше долговые выплаты  связывали всю экономику страны и являлись для неё непосильным  грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство  может себе позволить производить  досрочные выплаты по долгам и  расходы на другие секторы экономики.

По абсолютным показателям  внешний государственный долг РФ - один из самых низких в Европе. А  по относительным показателям -один из самых низких в мире, составляя  лишь 2,5% от объема ВВП. Но такое благоприятное  положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний  долг РФ неуклонно возрастал и  достиг своего максимума сразу после  кризиса 1998 года, он достиг 129 млрд. долл. США, что составляло 146,4 % от ВВП страны. После этого, начиная с 2000 года началось его быстрое снижение, благодаря  грамотной политики правительства  и росту цен на энергоносители.

На 1 января 2012 года внешний  государственный долг составил 35 млрд. 801,4 млн. дол. США, что на 10,4% меньше, чем  на начало прошлого года.По состоянию  на 1 января 2011 года внешний государственный  долг составлял 39 млрд. 956,9 млн. долл. США.

Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года представлено в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года.

Дата

Сумма, млрд долл. США

01.01.2000

158,7

01.01.2001

143,7

01.01.2002

133,5

01.01.2003

125,7

01.01.2004

121,7

01.01.2005

114,1

01.01.2006

76,5

01.01.2007

52,0

01.01.2008

44,9

01.01.2009

40,6

01.01.2010

37,7

01.01.2011

39,9

01.01.2012

35,8


Но согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» для борьбы с бюджетным  дефицитом правительство ежегодно будет увеличивать объём государственного долга. Так до конца 2012 года планируется  набрать внешних займов на 7 млрд. долл. США, в 2013 году они увеличится до 8,3 млрд. долл. США, а 2014 году возрастет  до 14,1 млрд. долларов США. По словам правительства, рост внешнего долга будет в пределах «опасной зоны», долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная  политика разумной, что в конечном счете создаст условия для  роста в частном секторе, обеспечит  инвестиционную привлекательность  национальной экономики, сохранит важнейшие  конкурентные преимущества страны.

Однако зампредседателя  Общественного совета при министерстве финансов Евсей Гурвич опасается  за скорость роста внешнего долга. Особенно в том случае, если уровень дефицита бюджета станет хроническим. "Тогда  и долговая проблема будет обостряться", - говорит Гурвич. А это, по его  словам, ослабит макроэкономическую стабильность, начнут повышаться процентные ставки, увеличиваться расходы по обслуживанию долга, затормозится рост экономики.

Основные государственные  расходы бюджета, ради которых требуются  займы, связаны, по словам Гурвича, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика роста  внешнего долга с 2012 по 2014 года

На сегодняшний день внешней  долг Российской Федерации складывается из:

- задолженности Парижскому  клубу;

- задолженности перед  странами, не вошедшими в Парижский  клуб;

- задолженности перед  странами СЭВ (Совет экономической  взаимопомощи);

- задолженности международных  финансовых организаций;

- коммерческой задолженности  СССР ;

- рыночных займов (еврооблигаций);

- предоставления гарантий  Российской Федерации в иностранной  валюте.

На мировом рынке также  обращается часть внутреннего долга  России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

Структура внешнего долга  по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 2

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2012 года

Категория долга

млн. долларов США

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией )

35801,4

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

549

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1447,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1000,6

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

55,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2531,5

Задолженность по внешним  облигационным займам

29183,4

Задолженность по ОВГВЗ

24,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1008,9


 В данной таблице  отражены все задолженности Российской  Федерации, которые в совокупности  составляют один внешний долг  страны.

По данным видно, что задолженность  по внешним облигационным займам составляет больше половины долга, а  именно 81,5%.

Рассмотрим структуру внешнего долга РФ на 2013 год, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура внешнего долга Российской Федерации на 01.03.2013 года.

В данной диаграмме прослеживается заметное снижение  долга, выраженного в процентах. Особенно заметно снижение долга по еврооблигационным займам, в отличии от 2012 года, где они составляли 81,5%, здесь они равны 69%. Что положительно характеризует бюджетную политику нашего государства.

Основная сумма внешнего долга органов государственного управления России образовалась в период руководства страной М. Горбачева  и Б. Ельцина. Грубо говоря, наша страна во время их присутствия у власти ходила по миру с протянутой рукой. Подавали под проценты, но при этом еще и ставили определенные условия, которые играли против нас.

Так, например, МВФ свои кредиты  сопровождал такими условиями: раздробление естественных монополий, либерализация  внешней торговли, либерализация  экспорта нефти, снижение таможенных пошлин на импорт и многие другие.

Уменьшение размеров по внешнему долгу началось с приходом к власти В.В. Путина. В основном это связано  с ростом мировых цен на экспортируемое из России сырье и металлы.

2.2 Анализ внутреннего  государственного долга

Стремительное погашение  внешнего государственного долга в  последние годы, непосредственно  связанно с нарастанием внутренней задолженности. Так как основным источником погашения внешних займов являются внутренние государственные  заимствования.

 Внутренние займы менее  опасны для экономики страны, чем внешние, так как утечки  товаров и услуг, за границу,  при погашении внутреннего долга  не происходит. Поэтому на сегодняшний  день основную часть государственного  долга Российской Федерации составляют  именно внутренние займы - 84% от  общей суммы долга. Так на 1 января 2012 года внутренний государственный  долг составил 4,19 трлн. руб. что  составляет 8 % от ВВП страны. На 1января 2011 года этот показатель был  равен 2,94 трлн. руб. 

Таким образом, объем внутреннего  государственного долга за год вырос  на 1,25 трлн. руб., или на 42,5%. Из общей  суммы долг в государственных  бумагах составлял 3,55 трлн руб. (рост за год на 44%), объем государственных  гарантий составляет 0,64 трлн руб. (рост на 35%).

Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года показано в таблице 3.

Таблица 3. Состояние внутреннего  государственного долга в период с 2000 по 2012 года

Дата

млрд. руб.

01.01.2000

578,23

01.01.2001

557,42

01.01.2002

533,51

01.01.2003

679,91

01.01.2004

682,02

01.01.2005

778,47

01.01.2006

875,43

01.01.2007

1064,88

01.01.2008

1301,15

01.01.2009

1499,82

01.01.2010

2094,73

01.01.2011

2940,39

01.01.2012

4190,55


Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов» внутренний долг будет продолжать расти  и к концу 2014 года вырастит в 2,2 раз. К концу 2013года он должен составить 7,87 трлн. руб., в 2014 году 9,22 трлн. руб. что  равно 14,5% от ВВП страны.

Постоянно растущая внутренняя задолженность оказывает существенное давление на российский фондовый рынок, снижая инвестиционную привлекательность  страны. Впрочем, при росте цены на энергоносители планы заимствований  могут быть сокращены. Такое случилось  в 2011 году в условиях профицита бюджета  Министерство финансов заняло на 300 млрд руб. меньше, чем предполагало.

Динамика роста внутреннего  государственного долга с 2012 по 2014 года представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика роста  внутреннего государственного долга  с 2012 по 2014 года

Современный внутренний долг Российской Федерации складывается из:

- государственных сберегательных  облигации с фиксированной процентной  ставкой (ГСО-ФПС);

- государственных сберегательных  облигации с постоянной процентной  ставкой (ГСО-ППС);

- облигаций федерального  займа с амортизацией долга  (ОФЗ-АД);

- облигаций федерального  займа с постоянным доходом  (ОФЗ-ПД);

- облигаций внутренних  облигационных займов РФ (ОВОЗ);

- предоставления гарантий  Российской Федерации в валюте  РФ.

Структура внутреннего долга  по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 4

Таблица 4. Структура внутреннего  долга по состоянию на 1 января 2012 года

Категория долга

млрд. руб.

      %

ОФЗ-АД

1079,73

26

ОФЗ-ПД

1826,70

44

ГСО-ППС

421,57

10

ГСО-ФПС

132

3

ОВОЗ

90

2

Гарантии Российской Федерации  выраженные в валюте РФ

640

15

Итого

4190

100


Схематично это будет  выглядеть следующим образом:

Рисунок 5. Внутренний долг РФ на 1 января 2012 года в %.

Если сравнивать представленную выше структуру внешнего долга на 1 января 2012 года со структурой на 1. 04.2013 года, изображенную на рисунке 6, то можно заметить, что объемы облигационных займов почти не изменились, в отличии от облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). На начало 2012 года их размер составлял 44%, а на начало 2013 года уже 55%,такой стабильный быстрый рост играет против финансовой системы Российской Федерации.

Рисунок 6. Государственный  внутренний долг РФ на 01.04.2013года.

Негативное влияние увеличения государственных заимствований  на производственные инвестиции является одной из наиболее важных общеэкономических  проблем, которые вызывают рост государственного долга. Предприятия отраслей, определяющих экономическое положение государства  в настоящий момент и в будущем, остро нуждаются в инвестициях. Вместо того, чтобы стимулировать  обладателей свободных активов  - в основном коммерческие банки к вложению в реальные инвестиционные проекты государство привлекает капиталы и тратит их на непроизводственные нужды.

Долгосрочные последствия  такой политики пока не вполне ясны, но внутренняя противоречивость сложившейся  ситуации России с её ослабленной  экономикой и спадом производства очевидна. Нужно найти тонкий компромисс между финансовыми интересами государства и потребностями производственного сектора экономики.

2.3 Влияние государственного  долга на экономику страны

Значительные размеры  государственного долга оказывают  существенное влияние на экономику  страны. Среди проблем современной  бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она  является одной из основных проблем  российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Воздействие большого государственного долга на состояние экономики  характеризуют следующие результаты:

процентные выплаты по государственному долгу требуют  соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий  уровень таких расходов сказывается  на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь  социальных;

повышаются налоговые  ставки, для обслуживания государственного долга. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство  в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает  с долей налоговых поступлений  в российском валовом доходе;

происходит рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное  рефинансировать значительную сумму  долга, выступает крупным заемщиком  на финансовом рынке, создавая конкуренцию  между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту;

возможно переложение  долгового бремени на будущие  поколения. Очень важно, на какие  цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее  потребление, вместо того чтобы пойти  на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность  расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков;

погашение внешнего долга  ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление  и инвестиции в национальной экономике;

образуется неравенство  в доходах, так как самая большая  часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у  самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего  долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к  более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается  еще больше.

Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное  сальдо текущего платежного баланса, иностранные  инвестиции, золотовалютные резервы  и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько  лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам  возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет  оставаться единственным доступным  источником средств для погашения  и обслуживания долга.

На сегодняшней день общий  долг России составляет 178,8 млрд. долларов США из них 16% - внешние займы, а 84% - внутренние. Такое преобладание внутреннего  долга над внешним следствие  обдуманной политики правительства. Так  как внутренний долг - это отношение  между гражданами данной страны, при  его возврате нет прямой потери товаров  и услуг. Внешний же долг погашается путем продажи товаров другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста и тем самым снижает уровень жизни. И пока внешний долг будет иметь место в России, наша экономика не сможет полноценно развиваться из за постоянных утечек средств за границу.

 
                 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы государственного долга РФ
    1. Сущность государственного долга
    2. Внешний государственный долг
    3. Внутренний государственный долг
    4. Управление государственным долгом
  2. Анализ государственного долга РФ
    1. Анализ внешнего государственного долга
    2. Анализ внутреннего государственного долга
    3. Влияние государственного долга на экономику страны
  3. Основные направления совершенствования государственного долга РФ
    1. ….на перспективу
    2. Рекомендации по управлению государственным долгом

Информация о работе Управление госдолгом рф