Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Оборотные активы - это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода. Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Основная цель анализа при этом - своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.

Файлы: 1 файл

управление оборотными активами.rtf

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.

Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год.

Величина высвободившихся оборотных средств (В) определяется:

 

В =          (14)

 

где Вр - выручка от реализации продукции в отчетном периоде, руб.; Д1 и Д2об - средняя длительность оборота в базисном и планируемом периоде, дни; Дп - длительность расчетного периода, дни.

Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Поэтому в следующей части работы рассмотрим обеспеченность и эффективность использования оборотных средств производственного предприятия ОАО «Российские железные дороги»

 

 

 

2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

- высокие финансовые рейтинги;

- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

- большая научно-техническая база;

- проектные и строительные мощности;

- значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года №384. 1 октября 2003 года - начало деятельности ОАО «РЖД».

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД» представлена в следующее таблице.

 

Период

Размер уставного капитала (в руб.)

Размер уставного капитала (в акциях)

01.01.2007

1 535 700 000 000

1 535 700 000

01.01.2008

1 541 697 819 000

1 541 697 819

07.07.2009

1 583 197 189 000

1 583 197 189


 

Технические характеристики ОАО «РЖД»

Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км.

Протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км.

Доля в грузообороте транспортной системы России - 43%

Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 41%

Парк подвижного состава:

 

Вид

Количество

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)

11 100

Грузовые вагоны всех типов

624 900

Маневровые локомотивы (тепловозы)

5 900

Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы)

2 700

Пассажирские вагоны дальнего следования

24 100

Пассажирские вагоны пригородных поездов

15 600


 

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

- увеличение масштаба транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической эффективности;

- повышение качества работы и безопасности перевозок;

- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Учитывая важность роли железнодорожного транспорта в экономике страны, а также необходимость формирования инновационной политики отрасли была разработана «Белая книга ОАО «РЖД» - документ, описывающий основные направления научно-технического развития Компании до 2015 года.

ОАО «Российские железные дороги» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и устава. ОАО «Российские железные дороги» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории российской Федерации и за ее пределами.

ОАО «Российские железные дороги» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, сокращенное фирменное наименование на русском и английском языках и указание на место его нахождения, общество вправе иметь иные печати, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Полное фирменное наименование общества - открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке - ОАО «РЖД».

Место нахождения ОАО «Российские железные дороги»: 107144, г. Москва, ул. новая Басманная, д. 2.

Главными целями деятельности ОАО «Российские железные дороги» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Виды деятельности ОАО «РЖД»:

- грузовые перевозки;

- пассажирские перевозки;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- содержание социальной сферы.

Органы управления ОАО «РЖД»

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.

3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

4. Правление общества.

Филиалы ОАО «РЖД»: железные дороги; функциональные филиалы; перевозочные компании; филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения; филиалы в области капитального строительства; филиалы в области ремонта подвижного состава; филиалы в области путевого хозяйства; филиалы в области информатизации и связи; филиалы в области социальной сферы; филиалы - проектные бюро.

Мониторинг промежуточных результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее эффективной реализации. В процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте обеспечивается повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, снижение транспортной нагрузки на экономику, повышение качества услуг, сохранение социальной стабильности.

 

2.2 Экспресс-анализ финансового состояния

 

Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия (соотношения основных и оборотных средств), а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. С этой целью рассчитывают показатели представленные в табл. 1.

 

Таблица 1 - Динамика финансовой устойчивости ОАО «РЖД» 2006-2008 гг.

Показатель

Критерий

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Динамика

2007/2006

2008/2007

К-т концентрации СК

0,5

0,9225

0,9005

0,8389

-0,0220

-0,0617

К-т фин. напряженности

0,0775

0,0995

0,1611

0,0220

0,0617

К-т фин. рычага

1

0,0840

0,1105

0,1921

0,0265

0,0816

К-т маневренности СК

0,2-0,5

0,0044

-0,0181

-0,0395

-0,0226

-0,0213

К-т фин. устойчивости

0,6

0,9502

0,9282

0,8918

-0,0219

-0,0364

Уровень финансового левериджа

0,0300

0,0308

0,0632

0,0008

0,0324

К-т обеспеченности СОС

0,5

0,0755

-0,2947

-0,4408

-0,3702

-0,1461


 

На основании этих показателей можно сформулировать выводы:

1. Динамика изменения коэффициента концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) отрицательная. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса изменился с 92,25% в 2006 г. до 83,89% в 2008 г. В случае ОАО «РЖД» данное соотношение не значительно выше нормативного 0,5, что говорит о высокой финансовой устойчивости.

2. Коэффициент концентрации привлеченных средств (финансовой напряженности) - у данного показателя наблюдается тенденция к росту, но при этом у предприятия невелика зависимость от внешних инвесторов.

3. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага). В 2006 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,08 рубля заемных, в 2007 г. и в 2008 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,11 и 0,19 рубля заемных соответственно.

4. Коэффициент маневренности собственного капитала - значение показателя весь исследуемый период отрицательное - из-за отсутствия собственных оборотных средств. Уменьшение данного показателя в динамике в случае ОАО «РЖД» свидетельствует об ухудшении структуры баланса к 2009 г. поскольку привлечение заемных источников при формировании внеоборотных активов говорит о риске банкротства для предприятия.

5. Коэффициент финансовой устойчивости. В данном случае значение КФУ практически совпало с КСК в виду относительно низких значений у предприятия долгосрочных обязательств в исследуемом периоде. В целом значение коэффициента вполне достаточное, все это говорит о высоком уровне финансовой устойчивости ОАО «РЖД».

6. Уровень финансового левериджа - значение показателя увеличивается за счет роста долгосрочной задолженности с 0,03 до 0,06 или почти в два раза.

7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - значение показателя ниже нормативных значений и отрицательны, т.е. ОАО «РЖД» не располагает достаточным количеством средств в обороте сформированных за счет собственных источников, что сказывается на возможности предприятия осуществлять текущую финансово-хозяйственную деятельность, снижает его ликвидность и платежеспособность.

Кроме того, финансовая устойчивость определяется соотношением стоимости материальных оборотных средств и величины собственных и заемных источников их формирования. Поэтому дополнительно проведем экспресс анализ финансовой устойчивости ОАО «РЖД» для этого рассчитаем и сведем во вспомогательную таблицу 2:

1. Излишек/недостача СОС = СОС-З = СК-ВОА-МПЗ-НДС;

2. Излишек/недостача собственных и долгосрочных источников СД = СД-З = СК+ДО-ВОА-МПЗ-НДС;

Информация о работе Управление оборотными активами