Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 11:54, курсовая работа
Оборотные активы - это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода. Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Основная цель анализа при этом - своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.
Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год.
Величина высвободившихся оборотных средств (В) определяется:
В = (14)
где Вр - выручка от реализации продукции в отчетном периоде, руб.; Д1 и Д2об - средняя длительность оборота в базисном и планируемом периоде, дни; Дп - длительность расчетного периода, дни.
Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Поэтому в следующей части работы рассмотрим обеспеченность и эффективность использования оборотных средств производственного предприятия ОАО «Российские железные дороги»
2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
- высокие финансовые рейтинги;
- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
- большая научно-техническая база;
- проектные и строительные мощности;
- значительный опыт международного сотрудничества.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года №384. 1 октября 2003 года - начало деятельности ОАО «РЖД».
Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД» представлена в следующее таблице.
Период |
Размер уставного капитала (в руб.) |
Размер уставного капитала (в акциях) |
01.01.2007 |
1 535 700 000 000 |
1 535 700 000 |
01.01.2008 |
1 541 697 819 000 |
1 541 697 819 |
07.07.2009 |
1 583 197 189 000 |
1 583 197 189 |
Технические характеристики ОАО «РЖД»
Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км.
Протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км.
Доля в грузообороте транспортной системы России - 43%
Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 41%
Парк подвижного состава:
Вид |
Количество |
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) |
11 100 |
Грузовые вагоны всех типов |
624 900 |
Маневровые локомотивы (тепловозы) |
5 900 |
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) |
2 700 |
Пассажирские вагоны дальнего следования |
24 100 |
Пассажирские вагоны пригородных поездов |
15 600 |
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Учитывая важность роли железнодорожного транспорта в экономике страны, а также необходимость формирования инновационной политики отрасли была разработана «Белая книга ОАО «РЖД» - документ, описывающий основные направления научно-технического развития Компании до 2015 года.
ОАО «Российские железные дороги» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и устава. ОАО «Российские железные дороги» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории российской Федерации и за ее пределами.
ОАО «Российские железные дороги» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, сокращенное фирменное наименование на русском и английском языках и указание на место его нахождения, общество вправе иметь иные печати, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Полное фирменное наименование общества - открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке - ОАО «РЖД».
Место нахождения ОАО «Российские железные дороги»: 107144, г. Москва, ул. новая Басманная, д. 2.
Главными целями деятельности ОАО «Российские железные дороги» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Виды деятельности ОАО «РЖД»:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- содержание социальной сферы.
Органы управления ОАО «РЖД»
1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.
4. Правление общества.
Филиалы ОАО «РЖД»: железные дороги; функциональные филиалы; перевозочные компании; филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения; филиалы в области капитального строительства; филиалы в области ремонта подвижного состава; филиалы в области путевого хозяйства; филиалы в области информатизации и связи; филиалы в области социальной сферы; филиалы - проектные бюро.
Мониторинг промежуточных результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее эффективной реализации. В процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте обеспечивается повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, снижение транспортной нагрузки на экономику, повышение качества услуг, сохранение социальной стабильности.
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия (соотношения основных и оборотных средств), а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. С этой целью рассчитывают показатели представленные в табл. 1.
Таблица 1 - Динамика финансовой устойчивости ОАО «РЖД» 2006-2008 гг.
Показатель |
Критерий |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Динамика | |
2007/2006 |
2008/2007 | |||||
К-т концентрации СК |
0,5 |
0,9225 |
0,9005 |
0,8389 |
-0,0220 |
-0,0617 |
К-т фин. напряженности |
|
0,0775 |
0,0995 |
0,1611 |
0,0220 |
0,0617 |
К-т фин. рычага |
1 |
0,0840 |
0,1105 |
0,1921 |
0,0265 |
0,0816 |
К-т маневренности СК |
0,2-0,5 |
0,0044 |
-0,0181 |
-0,0395 |
-0,0226 |
-0,0213 |
К-т фин. устойчивости |
0,6 |
0,9502 |
0,9282 |
0,8918 |
-0,0219 |
-0,0364 |
Уровень финансового левериджа |
|
0,0300 |
0,0308 |
0,0632 |
0,0008 |
0,0324 |
К-т обеспеченности СОС |
0,5 |
0,0755 |
-0,2947 |
-0,4408 |
-0,3702 |
-0,1461 |
На основании этих показателей можно сформулировать выводы:
1. Динамика изменения коэффициента концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) отрицательная. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса изменился с 92,25% в 2006 г. до 83,89% в 2008 г. В случае ОАО «РЖД» данное соотношение не значительно выше нормативного 0,5, что говорит о высокой финансовой устойчивости.
2. Коэффициент концентрации привлеченных средств (финансовой напряженности) - у данного показателя наблюдается тенденция к росту, но при этом у предприятия невелика зависимость от внешних инвесторов.
3. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага). В 2006 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,08 рубля заемных, в 2007 г. и в 2008 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,11 и 0,19 рубля заемных соответственно.
4. Коэффициент маневренности собственного капитала - значение показателя весь исследуемый период отрицательное - из-за отсутствия собственных оборотных средств. Уменьшение данного показателя в динамике в случае ОАО «РЖД» свидетельствует об ухудшении структуры баланса к 2009 г. поскольку привлечение заемных источников при формировании внеоборотных активов говорит о риске банкротства для предприятия.
5. Коэффициент финансовой устойчивости. В данном случае значение КФУ практически совпало с КСК в виду относительно низких значений у предприятия долгосрочных обязательств в исследуемом периоде. В целом значение коэффициента вполне достаточное, все это говорит о высоком уровне финансовой устойчивости ОАО «РЖД».
6. Уровень финансового левериджа - значение показателя увеличивается за счет роста долгосрочной задолженности с 0,03 до 0,06 или почти в два раза.
7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - значение показателя ниже нормативных значений и отрицательны, т.е. ОАО «РЖД» не располагает достаточным количеством средств в обороте сформированных за счет собственных источников, что сказывается на возможности предприятия осуществлять текущую финансово-хозяйственную деятельность, снижает его ликвидность и платежеспособность.
Кроме того, финансовая устойчивость определяется соотношением стоимости материальных оборотных средств и величины собственных и заемных источников их формирования. Поэтому дополнительно проведем экспресс анализ финансовой устойчивости ОАО «РЖД» для этого рассчитаем и сведем во вспомогательную таблицу 2:
1. Излишек/недостача СОС = СОС-З = СК-ВОА-МПЗ-НДС;
2. Излишек/недостача собственных и долгосрочных источников СД = СД-З = СК+ДО-ВОА-МПЗ-НДС;