Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время кредитные организации экономически развитых стран осуществляют широкий спектр банковских операций с использованием информационных технологий. Возникающий при этом операционный риск - это одна из новых проблем, с которой столкнулась банковская система не только Российской Федерации, но и развитых стран. В условиях современных финансовых рынков управление операционным риском становится важным элементом надежности. Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ регулирования операционного риска, его оценка, а также разработка рекомендаций для минимизации отрицательного влияния операционных рисков на результаты деятельности Калининградского ОСБ № 8626/01246.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления операционными рисками коммерческих банков 7
1.1. Понятие операционного банковского риска и причины его возникновения 7
1.2. Необходимость управления операционным риском 13
в коммерческом банке 13
1.3. Методы оценки и мониторинг операционного риска 16
1.4. Организация работы по управлению операционными рисками в коммерческом банке 29
ГЛАВА 2. Анализ эффективности управления операционными рисками в коммерческих банках на примере Сбербанка РФ 37
2.1. Технико-экономическая характеристика отделения № 8626/01246 Сбербанка РФ, г. Калининград 37
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Калининградского отделения Сбербанка РФ № 8626/01246 45
2.3. Характеристика системы управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 60
ГЛАВА 3. Повышение эффективности управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.1. Проблемы связанные с операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 72
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение А 86
Приложение В 87

Файлы: 1 файл

«Управление операционными рисками комм.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, главными задачами мониторинга и контроля ОР являются: приведение плана мероприятий противодействия рискам в соответствие с текущим состоянием направлений деятельности предприятия и отдельных бизнес-процессов, количественные и качественные анализы ОР, дополнительная идентификация ОР в ходе технологического процесса.9

 

1.4. Организация работы по управлению операционными рисками в коммерческом банке

 

Риск - это деятельность, рассчитанная на успех, при наличии  неопределённости, требующая от экономического субъекта умения и знания как преодолеть негативные события. Это определение применимо только к бизнес-процессам АЭС.

Процесс управления риском охватывает различные аспекты работы с риском.

Управление риском - действия, осуществляемые для выполнения решений в рамках менеджмента рисков.

Менеджмент риска - скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении рисков.

Управление риском включает: выявление (идентификацию) риска; мониторинг и оценивание риска; контроль риска  и соответствие действий принятым решениям; минимизацию риска.

Управлять риском - значит предпринимать действия, направленные на поддержание такого его уровня, который соответствует целям  управления в  данный момент времени. Формально можно выделить две основных цели управления риском:10

·  поддержание риска на уровне не выше заданного;

· минимизация риска при некоторых заданных условиях, например, при заданном уровне прибыли и уровне безопасности (степени технологического риска).

Эффективно управлять  можно только тем, что можно измерить. Поэтому управление риском есть управление значениями его показателей.

 

Процесс управления операционным риском (ОР) – это информационный процесс, состоящий из двух этапов:

1) стратегии управления  ОР;

2) процессного управления  ОР.

На этапе 1 решается задача определения целей управления на основе а) состояний внешней и внутренней среды предприятия, политики управления ОР; б) принципов, правил управления ОР, показателей рейтинговой системы (потребностей).

На этапе 2 решается задача синтеза управляющих воздействий  на основе рейтинговой модели управления ОР. Процессное управление состоит из идентификации, оценки, мониторинга, контроля и (или) минимизации ОР (включая выбор параметров модели).

Общую задачу управления ОР следует разделить на подзадачи  так, чтобы поставленные бизнес-цели выполнялись и при этом не создавались конфликтные ситуации.

Эффективное решение  задач управления операционным риском достигается посредством:11

  • применения системного подхода (путём формирования замкнутой согласованной цепочки элементов: цели и планы – ресурсы – исполнители – процессы – угрозы – мониторинг и контроль – управление – эффект);
  • улучшения процесса принятия решений (путём формирования понимания структуры бизнес-процессов, изменений в окружающей среде, угроз);
  • эффективного использования ресурсов и капитала предприятия;
  • снижения степени неопределённости при осуществлении основной деятельности предприятия;
  • оптимизации бизнес-процессов, включая минимизацию операционного риска;
  • защиты имущественных интересов предприятия, повышения квалификации сотрудников и улучшения общественной репутации предприятия.

Стратегия управления ОР – цели, принципы, правила и методы управления ОР, основанные на моделях принятия решений в условиях неопределённости. Стратегия управления ОР является частью корпоративной стратегии развития, для реализации которой предусмотрено наличие ресурсов и их соответствующее распределение в организационной структуре предприятия. Таким образом, стратегия представляет собой спланированную систему действий, направленную на достижение установленных целей путём координации и сбалансированного распределения ресурсов (финансовых, материальных, информационных, людских и т.д.)12

Важнейшим источником информации об операционных рисках являются сообщения от работников банка (горячая линия). Подобную информацию также получают в результате анализа проводок по операциям бухгалтерского учета (денежные выплаты, добровольно произведенные банком; денежные выплаты, произведенные банком на основании решений уполномоченных государственных органов; досрочное списание (выбытие) материальных активов; повторные затраты; регрессные потери; снижение стоимости активов; счета, отражающие создание резервов на возможные потери, и др.). Безусловно, необходимо выстраивать взаимодействие со смежными подразделениями, в ходе которого будет происходить обмен конфиденциальной информацией и ее анализ. В числе таких подразделений можно указать следующие: бизнес-подразделения; подразделение по информационной безопасности (информационные риски); маркетинговое подразделение (жалобы клиентов, данные о мониторинге качества обслуживания); подразделение по информационным технологиям (сведения о сбоях в IT-системах и количестве обращений пользователей в службу технической поддержки); подразделение по безопасности (инциденты, по которым завершено, / ведется расследование, информация о чрезвычайных и аварийных ситуациях); подразделение по описанию и оптимизации бизнес-процессов банка; подразделение по банковским технологиям и методологии (существенные операционные риски, источником которых могут быть бизнеспроцессы и документы банка); подразделение финансового мониторинга; подразделение по работе с персоналом; юридическое подразделение (информация из области страхования); служба внутреннего контроля. В связи с большим количеством бизнес-подраз делений и подразделений бэк-офиса одной из важных задач отдела по управлению операционными рисками является грамотное выстраивание информационных потоков в целях эффективного выявления ОР.

Выявленные инциденты операционного риска необходимо учитывать в специализированной базе данных. Содержание базы может меняться в зависимости от условий работы внутреннего заказчика. Перечислим основные реквизиты базы данных: дата уведомления об операционном риске; дата свершения инцидента; структурное подразделение, в котором произошел инцидент; описание инцидента; причина инцидента; последствия инцидента; уровень последствий (существенность риска); объем операции, сумма фактического и возможного убытка, сумма возмещения; предложения по минимизации операционного риска; направление деятельности (банковские продукты и услуги); источник (фактор) риска (1-3 уровень); принадлежность события к репутационному и информационному риску; ФИО эксперта (в случае привлечения); подразделение, отвечающее за минимизацию операционного риска. При ведении учета операционных рисков можно дополнительно определять степень их влияния на бизнес-процессы (при наличии в кредитной организации системы управления бизнес-процессами), на проекты (при наличии системы управления проектами), на расходы по статьям бюджета (при наличии системы бюджетирования). Операционные риски можно разделять по уровням: корпоративный уровень, уровень бизнес-единиц, операционный уровень. Взаимосвязь операционных рисков с теми или иными элементами смежных систем управления позволяет вести многогранный учет в соответствии с требованиями законодательства и пожеланиями внутреннего заказчика, а также проводить системный анализ уровня ОР и определять корреляцию между отдельными фактами их реализации. С целью разделения существенных и несущественных операционных рисков банк может самостоятельно разработать процедуру их классификации. Незаменимым помощником при учете и анализе является справочник операционных рисков. Такие справочники составляют на основе результатов опросов страховых компаний, опросов внутри банка, по материалам изданий, специализирующихся на банковских технологиях, по данным базы инцидентов операционного риска. Стоит отметить, что база инцидентов операционного риска по аналогии с прецедентным правом может являться источником типовых решений, т.е. решение, вынесенное по какому-либо инциденту ОР, обязательно для всех подразделений организации при рассмотрении ими аналогичных операционных рисков. Данная система дает банку возможность выполнять нормотворческие функции не только в случае отсутствия описания бизнес-процессов, но и при наличии недостаточно четкой нормативной документации. Для проведения сравнительного анализа необходимо фиксировать ОР сторонних банков, обращаясь при этом к внешним источникам. Внешние источники позволяют отследить различные отечественные и зарубежные тенденции в сфере операционных рисков. Так, во время кризиса участились кражи денежных средств из банкоматов, кражи со счетов клиентов через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), при изменении погодных условий (с наступлением морозов) увеличилось количество сбоев в работе банкоматов, возросло число мошеннических действий при кредитовании и т.д. Следует непрерывно изучать тенденции, анализировать текущую ситуацию в кредитной организации и в случае необходимости принимать меры по предупреждению операционных рисков (анализировать защищенность банкоматной сети и систем ДБО, оперативно менять месторасположение банкоматов (при наличии резервных мест), укреплять банкоматы, управлять лимитами загрузки банкоматов, вводить дополнительные способы защиты систем ДБО, обеспечивать страховое покрытие и т.д.). Анализ внешних операционных рисков позволяет понять, какие системы защиты той или иной банковской услуги наиболее эффективны, и обеспечить новый банковский продукт надежной системой защиты.13

Мониторинг проводят с установленной периодичностью путем наблюдения, т.е. операционному риску (группе операционных рисков) присваивается статус: «устранен», «минимизирован», «принят», «передан сторонним организациям», «в работе». Необходимо фиксировать, каким образом был минимизирован тот или иной операционный риск. Существует несколько вариантов проведения мониторинга. На основании анализа индикаторов операционного риска. Отметим, что в некоторых случаях внедрение учетной системы ключевых индикаторов риска требует значительных затрат, при этом получаемый эффект остается «непрозрачным» в денежном выражении. На основании отчетов руководителя рабочей группы о ходе выполнения того или иного проекта. На основании повторного выявления операционных рисков. На основании данных системы административного контроля (результаты выполнения задач, зафиксированных в письменной или электронной форме в контрольных карточках). Административный контроль позволяет снижать вероятность затягивания работ по минимизации ОР и зачастую помогает улучшить качество и эффективность выполнения решений. По мнению авторов, наиболее сложным моментом в мониторинге процесса минимизации ОР является определение качества выполняемых работ. Этот вопрос можно решить путем повышения компетентности риск-менеджеров в той или иной профессиональной области, а также с помощью сторонних экспертов (дорогой вариант решения) либо путем проведения опроса внутренних потребителей услуг. Система управления операционными рисками может быть представлена следующими отчетами: отчеты, рекомендуемые ЦБ РФ; отчет об операционных рисках, выявленных за определенный период (и вероятности их реализации); отметим, что большинство внутренних заказчиков интересует не математический расчет вероятности реализации риска (особенно в условиях кризиса), а конкретные меры по его предотвращению; отчет по ключевым индикаторам риска (планфакт-анализ КИР); отчет о технологическом отличии (превосходстве / отставании) от лидирующих кредитных организаций в части операционного риска; отчет об операционных рисках корпоративного уровня и уровня бизнес-единиц; карта рисков.

 

ГЛАВА 2. Анализ эффективности  управления операционными рисками  в коммерческих банках на примере  Сбербанка РФ

2.1. Технико-экономическая характеристика отделения № 8626/01246 Сбербанка РФ, г. Калининград

 

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране.

Сегодня в Калининградской области Сбербанк России является наиболее крупным и динамично развивающимся банком региона. Банк располагает разветвленной филиальной сетью, что обеспечивает максимальное удобство доступа к банковским услугам для каждого клиента.

 Калининградское отделение Сбербанка Российской Федерации № 8626/01246 (в дальнейшем Калининградское ОСБ № 8626/01246) является отделением Сбербанка России, имеет собственную печать, штампы, бланки с использованием наименования банка, действует на основании положений, разработанных в соответствии с Уставом Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ открытого акционерного общества, регистрационный номер 1841, Генеральной лицензии, выданной Центральным банком РФ, на осуществление банковских операций № 1481 от 26.09.96 г.

Калининградское ОСБ № 8626/01246 не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России (далее Банка) и действует на территории Калининградской области.

Почтовый адрес: 236029, Калининград, ул. Профессора Баранова, 7

Телефон: +7 (800) 555-55-50

Калининградское ОСБ № 8626/01246 входит в единую систему Банка, организационно подчиняется Сбербанку России и непосредственно руководит работой подразделений системы Банка, расположенных на обслуживаемой им территории.

Отделение имеет отдельный баланс, который входит в баланс Банка.

Калининградское ОСБ № 8626/01246 осуществляет от имени Сбербанка России следующие банковские операции и сделки:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных денежных средств;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • оказание консультационных и информационных услуг;
  • покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.

Информация о работе Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ