Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время кредитные организации экономически развитых стран осуществляют широкий спектр банковских операций с использованием информационных технологий. Возникающий при этом операционный риск - это одна из новых проблем, с которой столкнулась банковская система не только Российской Федерации, но и развитых стран. В условиях современных финансовых рынков управление операционным риском становится важным элементом надежности. Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ регулирования операционного риска, его оценка, а также разработка рекомендаций для минимизации отрицательного влияния операционных рисков на результаты деятельности Калининградского ОСБ № 8626/01246.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления операционными рисками коммерческих банков 7
1.1. Понятие операционного банковского риска и причины его возникновения 7
1.2. Необходимость управления операционным риском 13
в коммерческом банке 13
1.3. Методы оценки и мониторинг операционного риска 16
1.4. Организация работы по управлению операционными рисками в коммерческом банке 29
ГЛАВА 2. Анализ эффективности управления операционными рисками в коммерческих банках на примере Сбербанка РФ 37
2.1. Технико-экономическая характеристика отделения № 8626/01246 Сбербанка РФ, г. Калининград 37
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Калининградского отделения Сбербанка РФ № 8626/01246 45
2.3. Характеристика системы управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 60
ГЛАВА 3. Повышение эффективности управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.1. Проблемы связанные с операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления операционными рисками в Калининградском ОСБ № 8626/01246 72
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение А 86
Приложение В 87

Файлы: 1 файл

«Управление операционными рисками комм.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Калининградское ОСБ № 8626/01246 вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ. Отношения отделения с клиентами строятся на основе договоров, заключаемых в порядке и на условиях, установленных Банком, с обязательным использованием типовых договоров, утвержденных Банком, в соответствии с законодательством РФ. Процентные ставки по кредитам, вкладам и плата за услуги, оказываемые клиентам отделения, определяются Банком или в порядке, им установленным, с соблюдением требований действующего законодательства.

Руководство текущей деятельностью отделения осуществляет Совет и управляющий отделением.

Управляющий отделением руководит деятельностью отделения в соответствии с полномочиями, определяемыми Положением о структурном подразделении и Генеральной доверенностью, выданной ему Банком:

  • заключает договоры на осуществление отделением банковских операций и сделок;
  • имеет право первой подписи под финансовыми документами;
  • распоряжается имуществом отделения для осуществления его текущей деятельности в пределах своей компетенции;
  • заключает трудовые договоры с работниками предприятия, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками отделения;
  • организует ведение бухгалтерского учета;
  • возглавляет Совет отделения и несет персональную ответственность за организацию его работы и принятие решений, соответствующих нормативным и распорядительным документам Банка.

На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, определяющие основные направления совершенствования деятельности отделения, разрабатываются мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и получению на этой основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы отделения, принимаются решения об изменении организационно-штатной структуры филиала, заслушиваются отчеты их руководителей, рассматриваются материалы ревизий, принимаются решения по списанию безнадежной к взысканию ссудной задолженности в порядке и на условиях, установленных Банком, а также решаются иные производственные и социальные проблемы, направленные на выполнение отделением решений Правления Банка, требований и указаний Банка.

В должностные обязанности отделов входят.14

Экономическая служба:

  • изучение конъюнктуры финансового рынка;
  • анализ финансовой деятельности филиалов и отделения в целом;
  • составление и доведение до филиалов задания бизнес-плана по остатку вкладов;
  • формирование и предоставление в территориальный банк необходимой статистической отчетности;
  • составление прогнозов деятельности отделения по размещению свободных ресурсов;
  • контроль и анализ корсчета, кассы;
  • совершенствование организационной структуры и сети филиалов банка.

Контрольно-ревизионная служба:

  • контроль обеспечения соблюдения всеми службами и сотрудниками отделения банка федерального законодательства и соответствующих нормативных актов, а также внутренних документов, определяющих экономическую политику банка;
  • осуществление контроля с помощью регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников;
  • проверка правильности ведения работниками первичной документации, осуществления в полном объёме установленных в отделении банка процедур сверки, согласования и визирования документов, а также формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных;
  • контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета.

Отдел кредитования:

  • осуществление кредитования физических и юридических лиц;
  • анализ структуры кредитного портфеля;
  • разработка предложений по выбору направлений кредитования;
  • контроль за формированием резерва на возможные потери по ссудам.

Отдел ценных бумаг:

  • организация работы по выпуску и размещению ценных бумаг;
  • организация работы по размещению государственных ценных бумаг и осуществление функций платежного агента;
  • контроль за состоянием инвестиций в ценные бумаги.

Отдел вкладов и расчетно-кассового обслуживания:

  • проведение маркетинга банковских услуг;
  • организация привлечения средств населения в рублях и в инвалюте;
  • организация расчетно-кассового обслуживания;
  • организация перечисления средств населения во вклады и безналичных расчетов за товары и услуги.

Служба инкассации:

  • организация операционно-кассовой работы в отделении банка;
  • организация работы по инкассации денежной наличности и ценностей, внедрение спецоборудования и спецтехники для обеспечения сохранности денег и ценностей;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности отделения банка.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности:

  • организация бухгалтерского учета и отчетности в отделении банка и его филиалах, контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности отделения банка;
  • осуществление расчетов.

Бухгалтерия последующего контроля:

  • организация контроля за вкладами населения;
  • своевременное обеспечение отдела бухгалтерского учета и отчетности материалами проверок по документам вкладных операций;
  • своевременное обнаружение ошибок и юридически незаконного оформления операций по вкладам.

Служба информатики и автоматизации:

  • обеспечение функционирования электронного документооборота;
  • организация технического обслуживания средств вычислительной и банковской техники, эксплуатации в отделении банка.

Организационная структура отделения банка обеспечивает с одной стороны усиление взаимодействия с подчиненными учреждениями, с другой – разграничение функций и полномочий в различных сферах деятельности. Таким образом, организационная структура и структура управления отделением, является оптимальной для данного субъекта.

Отдел информационных технологий:

- автоматизация бизнес – процессов всех подразделений (под бизнес-процессом в целях настоящего Положения понимаются действия сотрудников банка, направленные на реализацию функций, возложенных на них утвержденными внутрибанковскими положениями и должностными инструкциями);

- автоматизация процессов управления банком;

- формирование и представление всех видов информации, связанной с автоматизацией бизнес-процессов всех подразделений банка и их программным обеспечением, начальнику управления обеспечения деятельности банка;

Отдел бухгалтерского учета и отчетности (далее ОБУиО) входит в состав Калининградского ОСБ № 8626/01246 СБ РФ и осуществляет бухгалтерский учет операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов юридических и физических лиц.

Свою деятельность отдел бухгалтерского учета и отчетности осуществляет в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О бухгалтерском учете" и на основании Правил бухгалтерского учета № 61 (от 18.06.1997г. с изменениями и дополнениями), установленных Банком России, инструкций, указаний, нормативных писем и настоящего Положения. ОБУиО Калининградского отделения Северо-Западного СБ составляет отдельный баланс, являющийся составной частью сводного баланса СБ РФ.

ОБУиО Калининградского отделения Северо-Западного СБ РФ ведет бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в учреждениях Сбербанка РФ, утвержденным Президентом Сбербанка России 9 декабря 1997 года, с учетом дополнительной детализации по счетам 3-4 порядка, введенной Северо-Западным СБ РФ.

В вопросах ведения бухгалтерского учета работники ОБУиО Калининградского отделения Северо-Западного СБ РФ подчиняются главному бухгалтеру Калининградского отделения Северо-Западного СБ.

Главный бухгалтер Калининградского ОСБ № 8626/01246 определяет конкретные обязанности бухгалтерских работников и закрепляет за каждым бухгалтером аналитический и синтетический учет по бухгалтерским счетам, отраженным в балансе. Закрепление обязанностей, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению необходимых документов и сведений обязательны для всех работников. Финансовый год ОБУиО начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Все финансовые документы составляются в соответствии с правилами, установленными Банком с учетом требований законодательства и нормативных актов Банка России.

На региональном рынке кредитования физических лиц Калининградское ОСБ № 8626/01246 сохраняет лидирующие позиции.

Таблица 5 – Оборачиваемость кредитных ресурсов Калининградского ОСБ № 8626/01246 в млн. рублей

Наименование показателей

Годы

ИТОГО

2008

2009

2010

2011

1. Обороты по погашению ссуд,

в том числе:

Юридическими лицами

Физическими лицами

11226

 

 

8669

2557

6869

 

 

3596

3273

13498

 

 

10780

2718

7432

 

 

4065

3367

39025

 

 

27110

11915

2. Среднегодовые остатки, всего,

в том числе:

Юридические лица

Физические лица

6546

 

5580

966

10995

 

9902

1093

10021

 

7053

2968

7222

 

3789

3433

34784

 

26342

8460

3. Оборачиваемость, раз за год (п.1/п.2):

в том числе:

Юридические лица

Физические лица

1,71

 

1,55

2,65

0,62

 

0,36

2,99

1,35

 

1,53

0,92

1,03

 

1,07

0,98

1,12

 

1,03

1,41

4. Средний срок размещения в днях (365/п.3)

в том числе:

Юридические лица

Физические лица

213

 

 

235

138

589

 

 

1014

122

270

 

 

239

397

354

 

 

341

372

326

 

 

345

259


 

Сберегательный банк России и Калининградское ОСБ № 8626/01246 имеют высокую финансовую устойчивость. Об этом свидетельствуют высокие показатели ликвидности и платежеспособности. Наблюдается постоянный рост валовых доходов, увеличение прибыли банка.

Сберегательный банк России осуществляет активные операции в основном за счет привлеченных средств, имеющих долгосрочный характер, которые составляют около 80,0% в общей структуре пассивов. Значительную часть этих пассивов составляют депозиты и вклады (62,4%). Увеличение доли этих источников ведет к удорожанию ресурсов, но зато банку легче спрогнозировать наличие у него средств. Также большую долю в составе источников имеют и корреспондентские счета (около 17%).

Позитивные изменения в экономике страны, рост реальных доходов граждан и высокий уровень доверия населения к Сбербанку России, подкрепленный взвешенной процентной политикой, учитывающей интересы различных социальных и возрастных групп, способствуют созданию благоприятной базы для развития сберегательной активности населения, что позволяет банку добиваться высоких темпов привлечения средств по вкладам.

2.2. Анализ финансовых  результатов деятельности Калининградского  отделения Сбербанка РФ №  8626/01246

 

Ориентир банковской деятельности в рыночном хозяйстве состоит в максимизации прибыли от операций при сведении к минимуму потерь. Прибыль или убытки, полученные банком, – показатели, концентрирующие в себе результаты различных пассивных и активных операций банка и отражающие влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка. Повышение эффективности кредитных операций – это главный показатель правильно спланированного и проводимого управления кредитными операциями.

Анализ банковской деятельности с точки зрения ее доходности позволяет руководству сформировать кредитную и процентную политику, выявить менее прибыльные операции и разработать рекомендации возможного получения банком больших доходов.

В американских банках получила распространение концепция высокорентабельной банковской деятельности (в том числе и кредитной). Она содержит три компонента:15

  1. Максимизация доходов: от предоставления кредитов; по </sp

Информация о работе Управление операционными рисками коммерческого банка на примере Калининградского отделения №8626/01246 Сбербанка РФ