Управление внешним госудаственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом. Осветить основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом: Показать цели активной долговой политики

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие государственного долга…………………………………....4
3. Виды государственного долга……………………………………….6
4. Управление государственным долгом………………………………8
5. Управление внутренним долгом……………………………………10
6. Управление внешним долгом………………………………………14
7. Заключение…………………………………………………………..16
8. Библиографический список………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Управление внешнем государственным долгом.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

    1. Введение……………………………………………………………….3
    2. Понятие государственного долга…………………………………....4
    3. Виды государственного долга……………………………………….6
    4. Управление государственным долгом………………………………8
    5. Управление внутренним долгом……………………………………10
    6. Управление внешним долгом………………………………………14
    7. Заключение…………………………………………………………..16
    8. Библиографический список………………………………………...17

 

 

 

Введение

 

Одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной  российской экономики – это эффективное  управление государственными внешними заимствованиями.

В условиях возникновения  в 90-х годах прошлого века в нашей  стране чрезвычайно острых социальных и экономических проблем внешние  займы использовались в целях  обеспечения финансовой стабильности в основном для покрытия дефицита бюджетов. В то же время в процессе привлечения займов не были использованы все имеющиеся возможности. Так, сотрудничество с зарубежными кредиторами характеризовалось продолжительными сроками подготовки проектов, частой реструктуризацией займов, отказом российской стороны от реализации полностью подготовленных займов и другими многочисленными фактами нерационального управления займами.

Целью данной работы является – раскрыть экономическое содержание понятия  «государственный долг», систему управления государственным долгом. Осветить основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом: Показать цели активной долговой политики

 

 

 

2. Понятие государственного долга.

 

 История многих  стран служит иллюстрацией того, что неэффективность структуры государственного долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных не обеспеченных резервами условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

 Государственный долг  – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства.

 Кризисы на рынках  долговых инструментов выявили  значение надежных методов управления  долгом и потребность в эффективно  работающем и надежном рынке  капитала. Хотя политика управления  государственным долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.

 Причины рискованности  структур долга нередко кроются  в проведении необоснованной  экономической политики - бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и курсовой. Надежная политика управления долгом позволяет снизить уязвимость при распространении кризисных явлений и финансовых рисков.

 Государственный долг  – это сумма задолженности  государства по кредитным операциям.  При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия  и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени  Российской Федерации;

- договоров о предоставлении  государственных гарантий Российской  Федерации, договоров поручительства  Российской Федерации по обеспечению  исполнения обязательств третьими  лицами;

- переоформления долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет. 

 Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время  четкие критерии такого деления отсутствуют.

 Большинство монографий  по теории финансов содержит  определения внешнего государственного  долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами.

 Государственный долг  возникает, прежде всего, вследствие  систематического выпуска государственных  займов и привлечения кредитных  ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. 

 Государственный долг  является непосредственным  итогом  дефицитов бюджета и представляет  собой сумму накопленных за  определенный период времени  бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

 

 

3.Виды государственного долга.

 

К государственному долгу  Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку  долговых обязательств РФ.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

     1) кредитам, привлеченным от имени Российской  Федерации как заемщика от  кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

     2) государственным  ценным бумагам, выпущенным от  имени Российской Федерации;

     3) бюджетным  кредитам, привлеченным в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации;

     4) государственным  гарантиям Российской Федерации;

     5) иным долговым  обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

     1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте Российской Федерации;

     3) объем  основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

     4) объем  обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

     5) объем  иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

     1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

     2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

     3) объем  обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

 Государственные ценные бумаги: облигации, векселя, казначейские обязательства. Государственный долг  – сумма задолженности по   выпущенным   не погашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты  и выданные государством гарантии. Гашение государственного долга производится  за  счет   доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения государственного долга  выпускаются новые государственные займы. Это называется рефинансированием государственного долга.  Государственный  долг  погашается  через казначейство  и банки,  путем выкупа облигаций на фондовой  бирже или непосредственно у кредиторов,  а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.  Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем  рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств. Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги. Государственные гарантии – правительство гарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с  целью  мобилизации  финансовых  ресурсов  для капитальных вложений; займы    специализированных    кредитных    учреждений, финансирование строительства  муниципального жилья и объектов  социальной инфраструктуры.

 

 

4.Управление государственным долгом.

 

Государственный долг –  это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1.Внутренний и внешний.

2.Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими  лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний  долг – это задолженность в  инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена  к оплате в течение данного  периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что  госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры  госдолга отражают кризисное состояние  экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных  статей бюджетных расходов. Правительство  вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия  и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Информация о работе Управление внешним госудаственным долгом