Управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Понятие «управление» характеризуется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленных целей, либо как сознательная целенаправленная деятельность людей, управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур.

Файлы: 1 файл

1 РАЗДЕЛ.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

1 Управление государственными финансами

 

    1. Сущность управления финансами. Субъекты, объекты управления

 

Понятие «управление» характеризуется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленных целей, либо как сознательная целенаправленная деятельность людей, управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур [11, с. 30].

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Представители различных школ ученых и экономистов по-разному трактуют данное определение. С одной стороны, Поляк Г. Б., представитель московской школы, утверждает, что управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами [18, с. 543]. С другой стороны, представители Санкт-Петербургской школы Романовский М. В. и Врублевская О. В. характеризуют управления финансами как процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем [17, с. 81].

Исходя из последнего определения, можно выделить объекты и субъекты управления. Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений:

  • государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, связанные с формированием централизованных денежных фондов и их использование на выполнение задач и функций государства. Звеньями этой сферы являются бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные заимствования;
  • финансы организации – это денежные отношения, связанные с формированием децентрализованных денежных фондов и их использованием на нужды организации. В данной сфере можно выделить следующие звенья: финансы организации производственной сферы, финансы организации непроизводственной сферы, финансы общественных организаций.

Также некоторые экономисты выделяют страхование как объект управления финансами. Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы), органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. На микроуровне, в коммерческих и некоммерческих организациях, управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой формы.

 

 

 

    1. Основные этапы управления финансами государства

 

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих этапах (функциональных элементах), к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

На основе показателей  финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

  • существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы;
  • субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти;
  • непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей);
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления [17, с. 252].

 

    1. Органы управления государственными финансами, их функции и полномочия

 

Управление финансами  в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым  понимается совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами [14, с. 56].

В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в  Российской Федерации осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы власти страны:

  • Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию РФ, в том числе ежегодном Бюджетном послании, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), осуществляет государственный финансовый контроль;
  • Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство;
  • Правительство РФ разрабатывает и исполняет федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами (определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами).

Оперативное управление финансами  в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ – звенья единой системы государственного управления финансами России. Действуют финансовые органы на единых принципах финансово-бюджетного планирования и финансирования.

Министерство финансов РФ (далее – Минфин  России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Действует на основании Положения о Минфине РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Полномочия Минфина включают в себя:

  1. Составление проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
  2. Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
  3. Разработку программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ.
  4. Осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом РФ.
  5. Осуществление методического руководства в области составления и исполнения бюджета, а также бухгалтерского учета и отчетности.
  6. Обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
  7. Осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении:

    • Федерального казначейства;
    • Федеральной налоговой службы;
    • Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [5].

Успешное развитие страны во многом зависит от оперативности  доступа к достоверной информации о состоянии государственных  финансовых ресурсов, а также возможности  эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для  Правительства РФ выступают органы Федерального казначейства РФ.

Федеральное казначейство РФ – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная служба (Федеральное  казначейство РФ) действует в соответствии с Положением о Федеральном Казначействе, утвержденным Правительством РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ (ЦБ РФ), общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба исполняет  следующие полномочия:

  1. Открывает в ЦБ РФ счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ.
  2. Производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений, возвратов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
  3. Открывает и ведет лицевые счета получателей средств федерального бюджета.
  4. Составляет и представляет в Минфин РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
  5. Производит краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование [7].

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) действует на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». ФНС России выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, плотной и современностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Также контролирует производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдение валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Деятельность налоговых  органов регламентируется и определяется на основании закона «О налоговых органах РФ» и Налогового кодекса РФ.

Свою деятельность ФНС  России осуществляет непосредственно  и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции  по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекции  межрайонного уровня [3].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере  и функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (действует на основании Положения о ФСФБН, утвержденного Правительством РФ от 15 июня 2004 г. № 278).

Информация о работе Управления финансами