Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Понятие «управление» характеризуется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленных целей, либо как сознательная целенаправленная деятельность людей, управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур.
1 Управление государственными финансами
Понятие «управление» характеризуется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленных целей, либо как сознательная целенаправленная деятельность людей, управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур [11, с. 30].
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Представители различных школ ученых и экономистов по-разному трактуют данное определение. С одной стороны, Поляк Г. Б., представитель московской школы, утверждает, что управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами [18, с. 543]. С другой стороны, представители Санкт-Петербургской школы Романовский М. В. и Врублевская О. В. характеризуют управления финансами как процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем [17, с. 81].
Исходя из последнего определения, можно выделить объекты и субъекты управления. Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений:
Также некоторые экономисты выделяют страхование как объект управления финансами. Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы), органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. На микроуровне, в коммерческих и некоммерческих организациях, управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой формы.
Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих этапах (функциональных элементах), к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.
На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:
Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления [17, с. 252].
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами [14, с. 56].
В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы власти страны:
Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ – звенья единой системы государственного управления финансами России. Действуют финансовые органы на единых принципах финансово-бюджетного планирования и финансирования.
Министерство финансов РФ (далее – Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Действует на основании Положения о Минфине РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Полномочия Минфина включают в себя:
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
Успешное развитие страны
во многом зависит от оперативности
доступа к достоверной
Федеральное казначейство РФ – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральная служба (Федеральное казначейство РФ) действует в соответствии с Положением о Федеральном Казначействе, утвержденным Правительством РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ (ЦБ РФ), общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба исполняет следующие полномочия:
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) действует на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». ФНС России выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, плотной и современностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Также контролирует производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдение валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона «О налоговых органах РФ» и Налогового кодекса РФ.
Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня [3].
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (действует на основании Положения о ФСФБН, утвержденного Правительством РФ от 15 июня 2004 г. № 278).