Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Понятие «управление» характеризуется как совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленных целей, либо как сознательная целенаправленная деятельность людей, управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур.
Также действующая до 4 марта 2011 года Федеральная служба страхового надзора осуществляла свои полномочия по управлению финансами, но ее функции были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), которая подведомственна Правительству РФ и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717.
ФСФР России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому
регулированию, контролю и надзору
в сфере финансовых рынков (за исключением
банковской и аудиторской деятельности),
в том числе по контролю и надзору
в сфере страховой
Для контроля над выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган - Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль над федеральными денежными средствами. Счетная палата РФ независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Управление финансами в ведущих зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти парламентов:
Парламенты имеют две палаты – нижнюю и верхнюю. Двумя палатами принимаются все основные финансовые законы, прежде всего рассматривается и утверждается закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и подписывается главой государства.
Парламенты также утверждают законы о налогах, отчеты об исполнении федерального бюджета, устанавливают предельный размер (лимит государственного долга).
Непосредственное управление финансами находится в ведении финансовых органов, главным звеном которых является Министерство финансов. Главные функции Министерства финансов – разработка финансовой и налоговой политики государства, политики в области государственных расходов, проведение контроля за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и организует исполнение утвержденного высшими законодательными органами власти и подписанного главой государства федерального бюджета. Важное подразделение Министерства финансов – управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных ценных бумаг, выплатой по ним процентов и погашение государственного долга.
В каждой стране имеются особенности в управлении финансами. В США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, составляющее расходную часть федерального бюджета. В Германии управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета.
Важная роль в системе управления финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от Правительства и подотчетны Парламенту.
В США – это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят:
Фактически деятельность
Главного контрольного управления сводится
к ежегодным проверкам
В Германии контрольные функции в сфере финансов находятся в ведении Федеральной Счетной палаты. Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и нарушениях, связанных со злоупотреблением государственными средствами.
Во Франции контроль за
исполнением бюджета всеми
Управление финансами членов федерации и местных органов власти в федеративных государствах и финансами местных органов власти в унитарных государствах осуществляют финансово-бюджетные советы, составляющие проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение [14. с. 47 - 50].
Таким образом, управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Управление государственными финансами в экономически развитых государствах и в России осуществляют исполнительные органы власти, а регулируют законодательные органы через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении.
Рассматривая системы управления финансами различных стран, можно сделать вывод, что каждая страна имеет свои особенности в этой сфере. Каждая система складывалась на протяжении многих веков, на нее влияли различные факторы: история страны, государственное устройство, а также направления политики, проводимой государством.